Социально-профессиональная структура общества.
Проблемы социальной структуры общества в отечественной и зарубежной социологии принадлежат к числу центральных. Социальная структура мыслится как основной субстрат общественного развития, эпицентр факторов, определяющих социальную жизнь. В конкретных исследованиях социальной структуры особую роль имеет выявление ее составных элементов, иерархии социальных групп, прежде всего, распределение собственности, власти, престижа и положения в обществе.
Широко известно, что новое постперестроечное время внесло принципиальные перемены в социальную структуру нашего общества. Происшедшая мирная революция по сути возродила уничтоженную в свое время Октябрем систему прежних капиталистических отношений и привела к сосуществованию частной собственности с государственной, которую было принято именовать социалистической. Результат этого — влияние происшедших перемен не только на классовую, но и на социально-профессиональную, социально-функциональную структуры общества.
Какова суть качественных перемен в социальной структуре нашего общества? В прошлом, при тоталитарном строе была четко (однозначно) выражена иерархия социальных групп, разделяющих права использования собственности при централизации функции "распоряжения" собственностью и отчуждении функции "владения" ею [2] . Теперь в постсоветском обществе структура классово дифференцирована пропорциями разных видов собственности, в том числе частной, и функциями не только распоряжения, но и владения ею.
В новых условиях меняется былой статус социальных групп. В верхние элитные и субэлитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники - новые капиталисты. Появляется средний слой - относительно материально обеспеченные и "устроенные" представители разных социально-профессиональных групп преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов.
Социальная структура постсоветского общества
Виды собственности, выделенные треугольниками
государственная частная
(капиталистическая)
Слои (уровни)
I - верхний (высший)
II - средний
III - "базовый"
IV - низший (в т.ч. люмпенизированный)
Принадлежность к слоям
стационарная факультативная (случайная)
Социальные группы
Э - элита:
государственно-политическая
финансово-имущественная
социально-профессиональная
Р - руководящие кадры (руководители)
А — специалисты высокой квалификации
А2, Б - специалисты средней квалификации и служащие
В — работники физического труда высокой квалификации
Г1 — работники физического труда средней квалификации
Г2 - неквалифицированные работники физического труда и "люмпены"
В схеме треугольниками выделены субструктуры, связанные с государственной и капиталистической собственностью. Они разделены социально-профессиональными группами. В стороне от треугольника линейными обозначениями фиксируются слои разного уровня - в верхней части элитарные ( I ), затем средний ( II ), у основания базовый ( III ), "на дне" люмпены ( IV ). Пунктирные продолжения линейных обозначений — необязательное, факультативное распределение случайных неутвердившихся элементов выделенных групп. В графическом изображении масштабы классов, слоев и групп условны, несоизмеримы
26. Социология труда и трудовых коллективов.
В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей;
Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Проблемными обычно считаются группы молодежи с отклоняющимся поведением;
семейные женщины, занятые в обществ, производстве и испытывающие острый дефицит свободного времени; группы пенсионеров, или люди “третьего возраста”, к-рые предъявляют специфические требования к досугу. Сохраняется традиция рассматривать досуг и по классовым группам, хотя последние выделяются иначе, чем в марксизме. Рассмотрение досуга как социального ин-та потребовало макроподхода, и он был осуществлен авторами концепций постиндустриального об-ва. об-ва потребления, теории “массовой культуры” и наиболее полно воплотился в идее “цивилизации досуга” (Дюмазедье, Фурастье), согласно к-рой досуг, начиная с нек-рого уровня экономического развития, приобретает все большую автономию от труда и становится самодовлеющей ценностью. Развернулась дискуссия вокруг термина “цивилизация досуга” и времени ее наступления. Большинство исследователей, признавая особую роль досуга в совр. об-ве, предпочитают, однако, подобно С. Паркеру, говорить лишь об об-ве с развитым досугом. На протяжении 80-х гг. тема “Труд — досуг” не теряет своей актуальности, поскольку “микропроцессорная революция” вносит изменения и в труд, и в досуг. Зап. социологами предлагается также концепция “революции избираемого времени”, согласно к-рой об-во должно изменить характер использования и рабочего и свободного времени. Сегодня оба они дегуманизированы, задача же состоит в том, чтобы распространить на все социальное время принципы избирательности и свободы использования.