Современные социологические теории

Современная социология отличается необычайным разнообра­зием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциопогические теории и микросциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными яв­ляются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функцио­нализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс(1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимо­связанных элементов. В качестве таких элементов могут высту­пать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял пост­роить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социо­логии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

• приспособление к окружающей среде (адаптация);

• определение и достижение целей (целедостижение);

• координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

• снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци­окультурные институты, латентную функцию — институты се­мьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением систем­ных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делаю­щему акцент на стабильности социальных систем и эволюцион­ных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер(р. 1913)— автор теории позитивно-функцио­нального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция соци­альной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др. За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологичес­кий прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф(р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими фактора­ми: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены влас­ти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе стем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благопри­ятные условия для регулирования социальных конфликтов су­ществуют, по его мнению, в демократическом, открытом обще­стве, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвя­зей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид(1863—1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера(1900—1986). Основные положения символического интеракцио­низма сводятся к следующему:

• люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

• сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

• символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все соци­альные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является фе­номенологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц(1899—1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования кон­центрируются на выявлении универсальных структур, возника­ющих в процессе социального взаимодействия. Главная мето­дологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир — «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последо­вательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которо­го считается американский социолог Гарольд Гарфинкель(р. 1911). Этнометодолагия рассматривает социальную реаль­ность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уде­ляется изучению обыденных норм, правил поведения, смыс­лов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусствен­ное наложение готовых схем на реальное человеческое пове­дение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой яв­ляется американский социолог Джордж Хоманс(1910—1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме­нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour — поведение) для объяснения социальных яв­лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники кото­рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

• принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

• принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

• принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

• принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выяви­ло определенные методологические изъяны данного социологи­ческого направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.


Наши рекомендации