Основные подходы к изучению культуры в социологии. Типология культур

Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Эти термины происходят от древнегреческих приставок - «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный - подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный - рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п.

Немецким социологом, историком и экономистом Максом Вебером (1864 -- 1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую (существовавшую) социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями, и использовалась М. Вебером для исследования причин и характера отклонения реальных культурных типов от идеальных.

М. Вебер различает три "чистых" типа господства: обусловленное рациональными интересами подчиняющихся и господствующих; основанное на традициях, связанное с эмоциональным воспрятием власти. Рациональному типу господства соответствует правовой тип государства, который характеризуется подчинением закону, а не авторитету. Традиционный тип господства основывается на святости существующих обычаев и традиций. Ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит господин, распоряжающийся своими подданными и слугами. Третий тип господства Вебер называл "харизматическим" ("харизма" в переводе с греч. означает "дар"). Харизма -- это определенные качества личности (приобретенные или врожденные), позволяющие вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммад), и великие полководцы (Александр Македонский, Навуходоносор, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), и выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, В.И. Ленин).

Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе. Идеальный тип -- это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах.

Методологическую основу классификации культур составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся эволюционные концепции, в т.ч.: а) эволюционизм 19 в.; б) концепция универсальной эволюции Л. Уайта/Т. Чайлда; в) концепция мульти-линейной эволюции Стюарда', г) концепция специфической эволюции М. Салинса/ Э. Сервиса; формационный подход; циклический или цивилизационный вариант. Существуют также типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (Крёбер, Фейблман, Мёрдок и др.).

Каждый из подходов имеет свою специфику. Так, представители классического эволюционизма 19 в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тейлор и др.). Концепция универсальной эволюции позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, его общую тенденцию развития, развития основных культурных форм: подсистем и векторов культуры. В рамках общей концепции эволюции культуры Л. Уайт предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного развития и сравнит, анализа культур.

Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Стюарда, который стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отдельных регионов исторической повторяемости и параллелизмов. В 1951 он сформулировал концепцию уровней социокультурной интеграции, которая, по его мысли, создает возможности для проведения сравнительного анализа социокультурных систем в эволюционной перспективе: различные стадии развития семьи, народа, государства.

Концепция специфической эволюции (изучение локальных культур в диахронном аспекте), по мнению ее авторов Салинса и Сервиса, существенно дополняла универсальную концепцию, в которой, как в крупноячеистой сети терялись конкретные культуры. Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом, в 20 в. наиболее распространенным в советской традиции. Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура и т.д.

Один из вариантов классификации культур дает цивилизационный подход. Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь тождественными, одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация - это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами. Данный подход был разработан такими мыслителями как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Качественно иной подход к классификации культур или цивилизаций предложил П. Сорокин, который отрицал интегрированную сущность цивилизации и предназначал эту роль «суперсистемам» или «большим формам», в которых и рождается культура.

Система типологий культуры, созданная в 19-20 вв. весьма разнообразна и позволяет современным исследователям использовать методологические основы, принципы классификаций и сравнит, анализа культур как необходимый культурологический инструментарий.

Термин «социологии культуры» был введен М. Вебером в начале ХХ века, однако, до их пор сохранились споры относительно предмета исследования, концептуального аппарата и методологии. Трудность заключается в: 1) сопричастности сфер исследования с культурной антропологией, культурологией, философией культуры; 2) многомерности понятия «культура»; 3) восприятии социологии культуры как социологии искусства в отечественной традиции 20-30-х гг. ХХ века.

На рубеже 1960-70 - х гг. социология культуры начала формироваться как самостоятельная отрасль научного знания (В. Ядов,1998). Многие исследователи полагали: культура формирует социальное поведение человека. За время развития возникли различные подходы к трактовке культуры и социологии культуры (И.И. Квасова, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин и др.)

Культура в широком смысле - внебиологичесая человеческая деятельность.

Социология культуры - это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом. Социология культуры относится к социологической теории среднего уровня.

Предмет социологии культуры - комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни.

Традиционно считалось, что культура возникла уже у современного человека и заключалась в обуздании биологической, животной "сущности" человека. На самом деле, культура возникла намного раньше современного человека и несколько миллионов лет сама являлась мощным фактором эволюции биологической природы человека, формируя нашу телесную организацию. Зачатки культуры были недавно обнаружены у шимпанзе[3]. Разные популяции шимпанзе имеют разные наборы игр, сигналов, приемов ухаживания, методов добывания пищи, преодоления препятствий. Эти наборы навыков и типов поведения не являются врожденными и передаются из поколения в поколение не генами, а через обучение. Большинство таких культурных навыков мало влияет на приспособленность к окружающей среде. Умение ковыряться в носу, или очистив центральную жилку листа, ловить на нее как на удочку термитов через дырочку в термитнике скорее можно считать развлечением, чем добыванием средств к существованию. Способность освоить принятые в данной группе приемы ухаживания можно связать с половым отбором, но и тут связь не очень жесткая. Важна способность научиться быть как все - воспринять культуру общества. Культура шимпанзе очень примитивна. Не развиты и биологические приспособления к ее передаче. Нет языка, детеныши подражают взрослым, но взрослые не обучают детенышей.

У предков человека культура приобрела гораздо более важное значение. Эволюция вида и культуры начали усиливать друг друга. Возникновение новых биологических приспособлений к восприятию и передаче культуры позволяло усложнить культуру, а усложнение культуры, в свою очередь, повышало требования к способности культуру освоить и передать. Около 2,5 миллионов лет назад стал быстро увеличиваться мозг предков человека. Особенно быстро росли размеры зон мозга отвечающих у обезьян за подражание, а у современных людей за подражание и речь. И то и другое очевидно является приспособлением к передаче культуры. Приспособлением к восприятию культуры была и утрата врожденных программ поведения инстинктов. Чем меньше поведение человека программировалось генами тем, легче оно программировалось с помощью обучения. Платить за это пришлось, увеличенным периодом детства, когда человек должен был освоить необходимые для жизни программы поведения, а также увеличением общей продолжительности жизни. Ведь надо было не только самому научиться всему необходимому для жизни, но и детей научить. Около 1-1,5 миллионов лет назад человек прямоходячий, имевщий мозг в 2/3 мозга современного человека уже умел использовать и поддерживать огонь, и дошел с ним от Африки до Австралии. Около 300 000 лет назад анатомия человека стала практически современной. В том числе, опустилась гортань, что позволило людям более тонко контролировать голос, но повысило опасность попадания пищи и питья в дыхательное горло. Такое изменение связанное с уменьшением жизнеспособности могло возникнуть и закрепиться в эволюции лишь в том случае если давало значительный выигрыш в чем-то другом в передаче культуры. Между 200 и 100 тысячами лет назад появились последние очеловечивающие мутации в гене речи FOXP-2. Этот ген был открыт благодаря мутациям в нем вызывающим немоту. В последствии оказалось, что он очень быстро эволюционировал у человека и очевидно был под сильным давлением отбора. По-видимому, обретение человеческого варианта гена FOXP-2 было последним шагом, к современному человеку, открывшим простор взрывному развитию языка и культуры.

Хотя главным фактором эволюции человека была приспособленность к своим собственным биологическим особенностям - культуре, а не к условиям окружающей среды, возникшие в результате гигантский мозг, и сложная культура, в отличии от гигантских рогов ирландского лося, выживанию не мешали. Наоборот, позволяли легко и быстро приспосабливаться к новым условиям обитания и заселить всю планету, выйти в космос, и даже побывать на Луне.

Для освоения самых сложных форм культуры: ритуалов, традиций, языка, сказок и мифов возник разум способный строить атомные электростанции и космические корабли.

Основные формы культуры

В большинстве современных обществ культура существует в
следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство,
классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,
обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств
массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета
господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно
вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности
страны следует судить не по степени распространенности грамотности и
образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя
населения.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура
продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой
информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им
своих ценностей и стандартов жизни.

Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

Наши рекомендации