История становления зарубежной социологии
Возникновение социологии
Социология как научная дисциплина зародилась во Франции в 30-е гг. XIXв. Это было время бурного развития естественных наук, техники, промышленности, становления новой системы социальных и политических отношений. Великая французская революция 1789г. стала важнейшим историческим событием, во многом определившим направленность дальнейшего исторического развития европейских стран. Вслед за Францией, политические революции в XIXв. охватили многие другие государства Европы. Многие социальные группы были напуганы революционным хаосом и общественными беспорядками, испытывали ностальгию по прежней относительно упорядоченной жизни. В обществе, в науке, в философии остро встал вопрос о необходимости поиска путей переустройства общества на основе научных познаний, с целью предотвращения социальных "взрывов", экономических кризисов, политических потрясений. Однако научное знание к этому времени еще не располагало дисциплиной, предметом которой являлось бы изучение общества, законов его развития и функционирования. Общественная мысль этого времени существовала либо в рамках философии (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.), либо в форме социальных утопий (Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн) В этой связи в интеллектуальных кругах возникла идея о необходимости создания дисциплины, способной выработать научно обоснованные методы социального управления, определить пути и средства общественных преобразований.
Одними из первых, кто откликнулся на эти актуальные потребности общества, были известный французский социальный утопист Клод Анри де Сен-Симон и его последователь, ученик и секретарь Огюст Конт.
Теоретические воззрения Сен-Симона положили начало формированию социологической мысли. Общество он понимал в духе социального реализма, как особого рода могучий механизм или организм, нуждающийся, однако, в серьезном ремонте (или лечении) на основе новой науки об обществе. В 1813 г. он писал: «...Общество отнюдь не является простым скоплением живых существ… общество, наоборот, – это прежде всего настоящая слаженная машина, все части которой по-разному способствуют движению целого. Объединение людей образует настоящее Существо, крепкое или слабое в зависимости от того, насколько регулярно его органы выполняют порученные им функции». Технический прогресс и научное знание Сен-Симон считал главными движущими силами общественного развития.
Согласно Сен-Симону, общество в своем прогрессивном развитии переходит от военного типа к промышленному. В истории общества происходит прогрессивная смена форм труда: от рабства - к крепостничеству, затем - к свободному труду и, наконец, - к труду обобществленному. Новое общество и новая мораль, основанные на науке, заключают в себе, во-первых, принцип уважения к труду, обязательности труда и возможности трудиться каждому; во-вторых, принцип братской любви и взаимопомощи. Эти принципы «нового христианства», по мнению Сен-Симона, представляли собой вершину общественного прогресса, к которой движется современное человечество. Вера в существование социальных законов, и прежде всего закона прогресса, была главным источником научных и реформаторских поисков этого провозвестника социологии.
Огюст Конт (1798-1857), который в 1817 – 1824гг. работал ученым секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри, несомненно, воспринял многие идеи своего учителя. В своих выступлениях он подчеркивал безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничал в его изданиях. Однако впоследствии их взаимоотношения портятся, и разногласия по коренным теоретическим и политическим вопросам привели в 1824г. к разрыву.
Именно О.Конту принадлежит приоритет в создании науки об обществе и введении в научный оборот термина «социология». Еще в 1822г. Сен-Симон и Огюст Конт составили "План научных работ, необходимых для реорганизации общества". В нем проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая строилась бы в соответствии с методами естественных наук – в частности, физики.
Разрабатывая классификацию наук, Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего, он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Например, биология — общая абстрактная наука о жизни, а медицина — конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Главные категории естественных явлений — астрономические, физические, химические и биологические — он дополнил категорией общественных явлений, придав тем самым своей классификации «всеобщий, необходимый для ее окончательного конституирования характер»
Первоначально новая наука об обществе получила название "социальная физика". Позднее, в 1839г., Конт переименовал ее в "социологию" в связи с тем, что бельгийский математик А.Кетле опубликовал труд с одноименным названием, в котором описывались статистические методы исследования. Конт подчеркивал, что социология должна быть теоретической дисциплиной, в отличие от описательной «социальной физики» А.Кетле. Главной задачей социологии О.Конт считал создание системы научного, или «позитивного», знания об обществе, открытие основных социальных законов, столь же непреложных, как законы естествознания. По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений. Такими «метафизическими», ненаучными вопросами Конт считал вопросы о сущности вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определенного знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего.
Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей научного метода Конта. Своим проектом систематизации наук и включением в них социологии О.Конт заложил основы научного изучения общества, что способствовало приданию социологии соответствующего академического статуса как отдельной научной дисциплины. Кроме того, контовские идеи "позитивного" научного знания способствовали формированию позитивизма как одного из наиболее влиятельных направлений в мировой философской и научной мысли.