Социально-философская и политическая мысль Возрождения и Нового Времени
Собственно научные предпосылки возникновения социологии стали формироваться значительно позже, в эпоху Возрождения и Нового времени. В этот период возникли новые представления об обществе и его развитии, отражавшие социально-экономические и политические условия этой эпохи. Огромным вкладом в развитие мировой общественной мысли явились социальные теории таких выдающихся мыслителей, как Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Вико, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, других представителей европейского Просвещения, стремившихся с различных позиций осмыслить новые общественные тенденции.
Томас Гоббс (1588-1679) впервые поставил вопрос: “Как возможно общество?” – и попытался ответить на него с рациональных, научно обоснованных позиций. Гоббс считал, что, во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование порождает страх людей друг перед другом. Именно страх заставляет людей заключить "общественный договор" и установить такой общественный порядок, который гарантирует каждому человеку относительную защищенность от враждебных действий других. Вследствие договора между людьми формируется гражданское общество, которое покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Контролировать соблюдение этих норм, поддерживать установленный в обществе порядок призвано государство, главная цель которого – защита "естественных" прав граждан. С созданием государства прекращается "война всех против всех": граждане добровольно ограничивают свою личную свободу, получая взамен надежную защиту.
Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал принципы исторического метода изучения социальной действительности. Он считал, что историю можно превратить в науку, не менее точную, чем геометрия. Вико сформулировал закон "циклической эволюции", в соответствии с которым история движется по спирали (а не по кругу), а сходные периоды развития чередуются примерно в одном и том же порядке. Подчеркивая специфику исторических эпох, Вико утверждал единство мировой истории, стремился найти общее, повторяющееся и существенное в истории разных народов и стран. Он полагал, что каждое общество совершает полный эволюционный цикл, состоящий из трех последовательно сменяющих друг друга стадий (“века богов”, “века героев” и “века людей”) и завершающийся кризисом и гибелью данного общества. Главным содержанием каждой исторической эпохи в концепции Вико выступает “борьба сословий”, следствием которой является становление определенных социально-политических форм общественной жизни.
Впоследствии закон цикличности исторического развития, обоснованный Вико, получил дальнейшее осмысление в философских концепциях И.Гердера, Ф.Ницше, О.Шпенглера, А.Тойнби и стал основой для обоснования различных культурно-исторических типов и разработки теории цивилизаций.
Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть определенный порядок во множестве обычаев, нравов, идей, различных социально-политических институтов.
С именем Монтескье во многом связано становление географического детерминизма как метода научного изучения общества. Он изучал влияние климата, географической среды, численности населения на различные аспекты социально-политической и экономической жизни. Монтескье полагал, что "дух законов", существующих в стране, и характер политического режима непосредственно зависят от размеров территории, занимаемой государством. По мнению Монтескье, республика, как форма правления, возможна при относительно небольшой территории государства; монархическое государство должно быть средней величины; обширные размеры империи являются предпосылкой для деспотического правления.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) разработал социальную теорию, в соответствии с которой "естественный порядок" (ordre naturel) благодаря общественному договору превращается в “порядок позитивный” (ordre positif) В отличие от Гоббса, Руссо считал, что человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен. Первобытное состояние человеческого сообщества характеризуется свободой и равенством всех. Конфликты, присущие обществу, возникают по мере усиления социального неравенства, вследствие разделения общественного труда. Общественный договор, по мнению Руссо, лишь закрепляется социальное неравенство, поскольку он основан на личной несвободе неимущих. Неравенство может быть устранено только путем передачи прав всех отдельных людей обществу и подчинения интересов индивидов общей воле.
Учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли является основой социально-политической теории Руссо. Воля народа рассматривается как источник законов, мерило справедливости, главный принцип управления обществом.
В середине XVIII в. среди мыслителей Просвещения вызревает новая тенденция в понимании истории общества как поступательного, восходящего развития. Это была рационалистическая теория прогресса, согласно которой общество и социальные институты постепенно и неуклонно развиваются и поступательно совершенствуются. В основе прогресса, согласно этой точке зрения, лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии науки, техники, искусства.
Первым, кто сформулировал и обосновал рационалистическую теорию прогресса, был Анн Робер Тюрго. В своей знаменитой речи «Последовательные успехи человеческого разума», произнесенной в Сорбонне 11 декабря 1750 г., он утверждал, что в отличие от природы, где господствуют неизменные законы, повторяемость и круговорот одинаковых явлений, мир людей — это мир изменчивости и новизны. Человеческий род, согласно Тюрго, рассматриваемый с философской точки зрения, с момента своего возникновения выступает как бесконечное целое, которое, подобно индивиду, пребывает сначала в младенчестве, а затем прогрессивно развивается. Тюрго различал три стадии в культурном прогрессе человечества: религиозную, спекулятивную и научную, - предвосхитив этим периодизацию истории Сен-Симоном и Контом.
Помимо Тюрго идею общественного прогресса во второй половине XVIII в. обосновывали философ Дж.Пристли и историк Э.Гиббон (Англия), немецкие философы И.Кант, Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер и др.
Наиболее развернутую и законченную форму рационалистическая теория прогресса получила в сочинении французского философа, математика и политического деятеля Жан-Антуана Кондорсе(1743-1794) «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», опубликованной после смерти автора в 1795г. Эта работа Кондерсе проникнута оптимистическим мировоззрением, верой в бесконечность и необратимость прогресса человечества.
Кондорсе исходил из положений о безграничности возможностей человеческого разума и способности человека к совершенству. В истории человечества Кондорсе различал десять последовательно сменяющих одна другую эпох, в целом составляющих этапы прогрессивного развития человечества. В основе этого развития, по его мнению, лежит прогресс разума, который реализуется в развитии научных знаний, технических достижениях, хозяйстве, политических режимах. Прогресс разума осуществляется в борьбе с различными заблуждениями, абстракциями и суевериями.