Социально-философская мысль античности и Средневековья
Существуют различные точки зрения на вопрос о времени и месте возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие - к XVII-XVIII вв., третьи - к XIX в., а четвертые - лишь к XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни считают, что социология - это явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в обществах древнего Востока, например, в Индии или в Китае.
История европейской социальной мысли восходит к временам античности. Первые социально-философские учения в Древней Греции возникли уже в V - IV вв. до н. э. Наиболее известные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.) Социальные, политические, этические идеи, изложенные в трудах Платона и Аристотеля, оказали огромное влияние на все последующее развитие общественной мысли, заложили основы научного познания социальных явлений.
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Главная мысль философа заключается в том, что человечество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Платон считал, что люди от природы не равны, и управлять обществом могут только те, кто наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы. Все общество он делит на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов-правителей; средний, включающий воинов, защищающих государство от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.
Платон полагал, что только абсолютная власть правителя и жесткий социальный порядок, при котором каждое сословие выполняет строго определенные функции, способны вывести общество из состояния хаоса и предотвратить социальные конфликты и смуты.
Другой выдающийся античный мыслитель и ученик Платона, Аристотель, по праву считается одним из первых социальных реалистов. Аристотель рассматривал общество как абсолютно необходимое условие существования человека. Он утверждал, что человек представляет собой существо общественное еще в большей степени, чем пчелы или разного рода стадные животные. При этом под обществом Аристотель понимал любое объединение людей, чем-либо соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения он выделял семью, домохозяйство, совокупность которых образует селение. В свою очередь соединение селений составляет высшую форму социального существования - государство. Греческий полис (город-государство) Аристотель считал естественным образованием. Государство - первично по отношению к семье и отдельным селениям, так как вообще "целое предшествует частям и доминирует над ними".
В отличие от Платона, Аристотель считал, что несовершенство общества и государства исправляются не авторитарной властью и уравнительным распределением, а путем гармонизации общественных отношений и моральным совершенствованием людей. Опорой социального порядка в учении Аристотеля выступают частная собственность, зажиточное среднее сословие и соответствующая форма политической организации – "полития", ограничивающая участие граждан в управлении имущественным и образовательным цензом.
Кроме среднего класса, Аристотель выделяет еще два социальных слоя - богатую плутократию и бедняков, лишенных собственности. Аристотель считал, что социальное неравенство вытекает из самой природы общества. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Поэтому Аристотель отдает приоритет обществу, в котором преобладает среднее сословие, более многочисленное и сильное, чем два других.
Помимо Аристотеля, к идее общества как естественного образования в античности склонялись также стоики, в том числе самый выдающийся из них - римский философ и писатель Луций Анней Сенека (ок. 5 г. до н. э.— 65 г. н. э.). В своем сочинении «О благодеяниях» он доказывал, что общество опирается на природные основания и взаимопомощь людей. Сенека, в частности, утверждал: "[Природа] дала две силы, которые человека слабого сделали весьма крепким, - разум и общество: благодаря им тот, кто, взятый в отдельности, не может даже ни с кем поравняться, обладает миром"
И все же представление об обществе как результате естественного развития не было господствующим в Древней Греции и в Риме. Преобладал взгляд, сформулированный еще Платоном, согласно которому общество рассматривалось как искусственное образование, результат целенаправленной деятельности монархов, законодателей, самих граждан. Такой точки зрения в античности придерживались Эпикур и его последователи (в частности, Лукреций), Карнеад, римские юристы Гай, Ульпиан и др. Но и представители этой традиции, считая общество изобретением человека, как правило, исходили из того, что оно основано на фундаментальных потребностях людей и выполняет в их жизни важнейшие функции.
В эпоху Средневековья европейская социально-философская мысль была всецело подчинена влиянию христианского религиозного вероучения и носила исключительно теологический характер. Некоторые элементы социологического знания исследователи обнаруживают в это время в восточных обществах и, прежде всего, в странах арабского мира, переживавшего период высочайшего культурного подъема. Отдельные исследователи не без оснований находят прообраз социологии в творчестве средневекового арабского историка и социального философа Ибн Халъдуна(1332-1406). Он разрабатывал идеи, занимавшие впоследствии важное место в развитии социологического знания. К ним, в частности, относятся следующие: о сущности общества и социального взаимодействия; о роли разделения общественного труда в поддержании социальной солидарности; о типах, образах жизни, или «состояниях» общества («животная», сельская и городская жизнь); о социальной эволюции; о месте производительного труда в жизни общества; о влиянии географической среды на социальную жизнь; о законосообразности социальных явлений; о значении опыта в социальном познании и т. д.