Тема: Социология как наука: общая характеристика, история становления и развития.
Тема: Социология как наука: общая характеристика, история становления и развития.
План
1)Предмет и функции социологии
2) Становление социологии как науки
3)Классические социологические
теории
4) Современные социологические теории
5) Русская социологическая мысль XIX — начала XX веков
6) Общество и социальные институты
7) Мировое сообщество и процессы глобализации
8) Социальные группы и общности
9) Социальная общность и личность
10) Социальные организации и социальные движения
Литература:
(см.: вопросы)
Современные социологические теории
В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский.
Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта.
Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902—1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержаниестабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.
Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910—1989) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.
Наряду с Хомансом одним из создателей концепции социального обмена считается Питер Блау (р. 1918). В своих работах Блау привносит в эту концепцию категории структурного функционализма и теории конфликта. В межличностных отношениях Блау придаёт решающую роль экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе) и ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена «мерджентные свойства» социальной структуры: ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций.
Русская социологическая мысль
XIX — начала XX веков
Хотя социология проникла в Россию с Запада, (но) русская социологическая мысль быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская социология прошла несколько этапов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интеграции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.
Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путём развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук — история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие — достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке — социологии. Не случайно в 1861 году Николай Серно-Соловьевич, находясь в тюрьме за антиправительственную деятельность, вынес в заголовок своей опубликованной позднее статьи следующий вопрос: «Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?» Речь шла о науке, изучающей законы исторического развития и социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы. С конца 1860-х годов большая группа исследователей (П. Лавров, Н. Михайловский, А. Стронин) настойчиво стремится подчеркнуть самостоятельный характер новой науки.
Становлению социологии особенно помогли реформы 1861 года, когда запреты на изучение многих общественных проблем, существовавшие для исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты.
Появление социологии на русской культурной арене имело как гносеологическое значение, связанное с изобретением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны.
Идеология большей части первых русских социологов — мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминировавших идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали открыто исходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку к капитализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социоло- гии в России составила её отличительную черту, — пишет Н.Новиков, — по сравнению с западно-европейской социологией то- го времени». Но с содержательной стороны между разными национальными вариантами социологии было много общего.
Для становления социологии явно стиму- лирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке старых культурных стандартов. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях рус- ского общества (особенно у быстро расту- щей интеллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, именно Россия подарила миру термин «интеллиген- ция», и именно в России были выработаны первые теоретические формы самосознания этого общественного слоя.
Уже первые историки русской социоло- гии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), заметили, что главные теоретические достижения со- циологической мысли в России были одно- временно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». Отсюда публицистичность социологической литературы в России XIX века, её подчеркнутая гуманистическая ориентация. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX в. жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличением звучат слова Г. В. Плеха- нова: «У художника Горького и у покойного художника Г. Успенского может многому научиться самый ученый социолог».
Изначально распространению и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины — особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.
Социальное неравенство,
Мобильность
Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Любое общество структурировано по национальным, социально-классовым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.
Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.
Источником социального неравенства является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней — более и менее ценные или актуальнее, востребованные виды деятельности.
Социальная стратификация (от лат. 51гаШт — слой и Гасю — делаю) — систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.
Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации.
Стратификация — такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые — меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практически невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.
С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.
Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социальных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности властных полномочий по сравнению с государственной властью.
Основоположник теории стратификации Макс Ведер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, различия в престиже — статусные группы (социальные страты), различия во власти — политические партии.
Основополагающим для современных стратификационных концепций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.
Все социальные перемещения личности или социальной группы обозначаются таким понятием, как социальная мобильность. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.
Стремление достичь более высокого статуса обусловлено имеющейся у каждого индивида потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этой потребности порождает силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров. Вероятностный характер инфильтрации в вертикальной мобильности обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе личностных отношений индивидов.
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт — экономических, профессиональных или политических, — которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно для экономической, профессиональной или политической области деятельности.
Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.
Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Стадия первичной социализации — охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.
2. Стадия индивидуализации — соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и характер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18—25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения
3. Стадия интеграции — характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
— индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;
— индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;
— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия — охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.
5. Послетрудовая стадия — соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые в отличие от детей могут оценивать нормы.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».
4. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т. д..
5. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Основные теории социализации:
Социальный прогресс
Социальный прогресс — направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.
Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго выползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, невежества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на случайные отклонения.
Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:
1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);
2. представление о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;
3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;
4. представление о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;
5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;
6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;
7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.
Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.
Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэропорты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, неуправляемостью и широким распространением масс-культуры.
На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители — от Платона до Томаса Мора и Маркса — верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.
Проявления кризиса идеи прогресса:
1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.
2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.
3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.
4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.
5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.
6. Лейтмотивом конца XX — начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.
Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.
Тема: Социология как наука: общая характеристика, история становления и развития.
План
1)Предмет и функции социологии
2) Становление социологии как науки
3)Классические социологические
теории
4) Современные социологические теории
5) Русская социологическая мысль XIX — начала XX веков
6) Общество и социальные институты
7) Мировое сообщество и процессы глобализации
8) Социальные группы и общности
9) Социальная общность и личность
10) Социальные организации и социальные движения
Литература:
(см.: вопросы)