Социально-философские идеи Возрождения

В эпоху Возрождения особенность социальной мысли состояла в освобождении от пут теологии и утверждении идей гуманизма и прогресса. Наиболее значительный вклад в историю социальной мысли эпохи Возрождения внесли арабский историк Ибн-Хальдун и итальянский политик Никколо Макиавелли.

В историю социологической мысли арабский историк Ибн‑Хальдун (1332-1406) вошел как предвестник географического направления в социологии и автор первой концепции цикличности общественного развития. Основное произведение Ибн‑Хальдуна - "Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов, берберов и их современников, обладавших властью великих размеров" (в 1370‑е гг.). Введение к "Большой истории" автор назвал "Мукаддима" ("Пролегомены"), Именно в нем нашли отражение его воззрения о социальной природе человека, ее обусловленности географическим фактором и теория цикличного развития общества.

Ибн-Хальдун полагал, что человек - элемент природного мира. Необходимость добывать пищу и потребность продолжать рол заставляют людей объединяться. Другой причиной объединения людей, по мнению арабского мыслителя, была потребность в обеспечении безопасности как от животных, так и от других людей. Первой большой социальной общностью он считал род, а первопричиной объединения людей в род - не кровное родство, а необходимость совместных действий для удовлетворения материальных потребностей. Ибн-Хальдун утверждал, что объединение людей в большие социальные общности "проистекает из общения и совместной обороны, длительного совместного занятия чем-либо, совместного воспитания". В роду могут быть представители и других родов, принятых данным родом, и даже рабы, на которых распространяется покровительство данного рода. В роду отсутствуют отношения распределения, так как все члены потребляют только то, что необходимо для выживания. Управляют родом старейшины и "выдающиеся люди", к которым члены рода испытывают почтение и уважение. Охрана места стоянки рода поручается молодым и сильным мужчинам. К примкнувшему к роду относятся как к младшему брату, однако он не может стать его старейшиной, так как предводительство передается, как правило, по наследству.

Главная идея социальных воззрений Ибн-Хальдуна - признание того, что социальные изменения имманентны, необходимы и объективны. Человеческое общество, постоянно изменяясь, проходит два сменяемых друг друга цикла, или состояния, которые арабский мыслитель называл "бидава" (кочевой образ жизни - примитивное общество) и "хидара" (городской образ жизни - цивилизованное общество). На первом цикле люди занимаются в основном земледелием и скотоводством, на втором - к этим основным видам жизнедеятельности добавляются торговля, занятия ремеслом, наукой и искусством.

С точки зрения Ибн-Хальдуна, оба цикла могут сосуществовать в рамках одного региона у разных социальных общностей.

Переходу от примитивного к цивилизованному обществу сопутствует переход от равенства и первобытной демократии к неравенству и к отношениям господства и подчинения. Цивилизованные люди становятся слабыми, а их нравы порочными. Стремление "государственных людей" к роскошной жизни и расходы на наемную армию приводят к разрушению экономики, так как "в это время в государствах вводятся все новые подати в связи с умножением расходов".

Итальянский писатель и политик Никколо Макиавелли (1469-1527) унаследовал лучшие достижения античной социально-политической мысли и идеалы своей эпохи. До него понятия "общество" и "государство" в социальной философии не различались. Предложенное им понятие "stato" - "государство" позволило в дальнейшем разграничить объекты социологии и политологии. Из социологических воззрений итальянского мыслителя представляют интерес его суждения о социальной структуре общества, которые были изложены в трактатах "Государь" (1513) и "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1513-1516).

Н. Макиавелли считал, что прежде чем рассматривать социальную структуру общества, необходимо определить место человека в общественной жизни. Поведение человека предопределяется не только Богом, но и собственной волей, что добрые или злые поступки людей зависят не столько от их природы, сколько - от воспитания. Идеал нового человека виделся Н. Макиавелли в "гармонической и всесторонне развитой личности". Однако он отвергал принцип индивидуализма, отстаивая принцип подчинения личных интересов интересам общественным.

Н. Макиавелли представлял социальную структуру общества как состоящую из трех основных сословий: "знати", "войска" и "народа", между которыми существует взаимодействие и взаимопроникновение. В то же время он фиксировал непримиримость интересов знати и народа, явно симпатизируя последнему.

Государственное управление, согласно учению Н. Макиавелли, должно строиться на следующих основах: умении различать естественные причины и закономерности развития событий; учете сложившихся обстоятельств; опенке своих сил и возможностей; знании и способности применять "полезные правила" правления.


Наши рекомендации