Тема № 5. Личность в системе социальных связей.

Задание 1. Подумайте над вопросами:

«Как соотносятся между собой понятия "человек", "индивид" и "личность"? Какое из них шире? Человек – психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество. Индивид– отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер. Индивидуальность – неповторимость, уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и особым жизненным опытом. Личность – это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. Только что родившийся ребенок – не личность.

Можно ли поставить знак равенства между "индивидом" и "личностью"? _Нет_

Задание 2. Личность является объектом изучения многих наук. Сформулируйте, каким образом, под каким углом зрения изучают личность: Философия: С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире события.

История: В истории много внимания уделяется для социальной структуры общества на каком-либо периоде его развития.

Психология: Психологию интересует внутренний мир человека

Юриспруденция: В юриспруденции изучается роль права в жизни и деятельности человека.

Педагогика: изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

А теперь ответьте на вопрос: «В чем состоит особенность изучения личности в социологии?» Социология рассматривает человеческое поведение под социальным углом зрения (например, с точки зрения соц.взаимодействия – конфликт, сотрудничество).

Задание 3. Как Вы понимаете тезис "Личностью не рождаются - личностью становятся"?

Следует ли из этого тезиса, что не все индивиды, живущие в обществе, являются личностями? А, может быть, «не все в равной степени»?

Личность - это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.

Понятие личности нельзя отождествлять с понятием человека, индивида. Новорожденный ребенок еще не личность. Психически больные люди временно утрачивают существенные черты личности, а при тяжелых психических заболеваниях происходит «распад» личности.

Задание 4. В социологии существует целый ряд подходов к изучению личности, каждый из которых имеет свои особенности:

а) каким образом исследуется личность в рамках марксистского подхода? При марксистском подходек изучению личности упор де­лается на социальную обусловленность ее природы и деятельно­сти. Исходным моментом здесь является теоретическое положе­ние К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же «особой личнос­ти» составляет не ее физическая природа, а ее социальное каче­ство, т.е. общественно значимое качество, присущее многим лю­дям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интег­рация социально значимых черт и общественных отношений данного общества. б) что собой представляет «диспозиционная концепция личности»? Концепция диспозиционная предложена В. А. Ядовым. Она рассматривает диспозиции личности как иерархическую систему, вершина коей - общая направленностьинтересов и система ориентации ценностных; средние уровни - система обобщенных установок социальныхна многообразные социальные объекты и ситуации; нижний уровень - ситуативные установки социальныекак готовность

к оценке и действию в конкретных условиях деятельности.

в) в чем суть «статусно-ролевой» концепции личности?

Согласно статусно-ролевой концепции, каждый человек одновременно имеет несколько статусов, которые, однако, не равнозначны. Например, гражданин М. имеет статус сына, друга, зятя, брата, слушателя, пловца и т.п. Все эти статусы могут выступать и как главные и как второстепенные, быть формальными и неформальными.

г) какие еще социологические теории личности Вы знаете?

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда рассматривает человека как субъект, стремящийся к удовольствию, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности (Ид, или Оно) образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

Поведенческая концепция личности (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему оперантных реакций. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном.

Теория когнитивного развития личности Ж. Пиаже рассматривает процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

Задание 5. Как соотносятся между собой понятия "социальный статус" и "социальная роль"? Какое из них первично? Какое производно?

Социальный статус – это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус.

Может ли социальная роль существовать самостоятельно, независимо от социального статуса? Нет, чем выше статус – тем значительнее роль человека для общества.

Задание 6. Подберите по три примера для каждого из видов социального статуса, указанных в таблице

Виды социального статуса Примеры
Предписанный статус Статус, который человек получает «автоматически» при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов (женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок);
Приобретенный статус Получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче (муж, инженер, изобретатель, кочегар)
Главный статус Определяющий положение личности в общественной иерархии. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др.
Второстепенный статус Второстепенный - меняем несколько раз в день: пассажир автобуса, покупатель в магазине и пр.
Формальный статус Статус, занимаемый индивидом или группой в формальной организации, определяемый совокупностью официально предписанных прав и обязанностей.
Неформальный статус Статус, занимаемый индивидом или группой в формальной организации, складывающийся на основе обществ, признания (престижа, влияния, авторитета) и не совпадающий с предписанным (формальным) статусом.

Задание 7. В каких случаях социологи говорят о "смешанном социальном статусе"? Приведите примеры: К смешанным статусам относятся такие позиции, которые не могут быть однозначно отнесены ни к достигаемым, ни к предписанным, ибо содержат в себе и то и другое. 1. Достигаемый по желанию человека и становящийся пожизненным: Герой Советского Союза, Кавалер ордена Почетного легиона, академик, король, рыцарь Британской империи, Олимпийский чемпион и т. д. 2. Достигаемый вопреки желанию, но в то же время обладающий чертами предписанного, поскольку статусные права и обязанности их обладатель не в силах изменить. Примеры: осужденный, инвалид, безработный, «муж поневоле». 3. Достигаемый стечением независящих обстоятельств, и вместе с тем обладающий чертами предписанного: сын олигарха, который наследует богатство отца; сын или дочь известного артиста, «кинозвезды» наследующие его профессию.

Задание 8. Что такое "статусный набор"? Попробуйте описать свой собственный статусный набор. Заполните приведенную ниже таблицу. Укажите принадлежность каждого своего статуса к определенному виду (предписанный, приобретенный, главный, второстепенный, смешанный и т.п.).

Мой статусный набор
Социальный статус Вид статуса
мужчина предписанный
сын предписанный
курсант достигаемый
младший сержант достигаемый
полицейский главный
заместитель командира взвода смешанный

Задание 9. В каких случаях возникает, так называемое, "несовпадение социальных статусов" и в чем оно выражается? Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах: – когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой; – когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. С какими социальными, психологическими и иными проблемами сталкивается индивид имеющий: а) высокий уровень профессиональной подготовки и низкий доход? Внутриличностная проблема обладания высокими навыками и умениями любимой и интересной работы с невозможностью достойного материального обеспечения уровня жизни своей семьи. б) низкий уровень культуры и образования и большие материальные возможности? Опасность неэффективной и нецелесообразной траты финансовых и материальных средств. в) занимающий престижную, но мало оплачиваемую должность? Нищему профессору трудно учить богатого бездаря. Задание 10. Подумайте над вопросом: "В каких случаях индивиды с несовпадающими социальными статусами могут представлять интерес для правоохранительных органов? На чем может быть основан этот интерес? Приведите аргументы, примеры: Безработный или не имеющий официального заработка гражданин имеет дорогие машины, недвижимость и вообще живет «не по средствам» Задание 11. Что означает "несовместимость социальных статусов" и в каких случаях она возникает? Приведите примеры несовместимых социальных статусов: Несовпадение, или несовместимость статусов – это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязан ности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. 1) Министр не имеет права за ниматься коммерческой деятельностью. 2)Полицейский не мо жет быть мафиози, иначе он не полицейский. Какие социальные статусы несовместимы со статусом сотрудника органов внутренних дел и почему? Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностны ми обязанностями защитника закона. Задание 12. Что такое "социализация" и какую роль она играет в жизни индивида и общества? Процесс становления и развития личностиназывается социализацией.Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное «Я». Перечислите социальные факторы (институты, общности и др.), которые принимают участие в процессе социализации? Агенты первичной социализации – родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации – администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека.

Задание 13. Назовите этапы социализации, которые проходит индивид: Социализация – процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени:

- первичная – охватывает первые два жизненных цикла детство и

юность;

- вторичная – охватывает последние два жизненных цикла зрелость

и старость.

Чем отличается "первичная" социализация от социализации "вторичной"? Заполните приведенную ниже таблицу:

Факторы, механизмы, условия социализации
Первичная социализация Вторичная социализация
1. Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. 1. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека.
2. выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.) 2. вторые – одну, две (СМИ – информация, идеологическая обработка)
3. первичная социализация – область межличностных отношений и предписанных статусов – является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального «Я». 3. Вторичная продолженная социализация – область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.

Задание 14. Опишите особенности "детства" как начального этапа социализации личности: Длится первые тринадцать лет жизни человека. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде – обществе, отсюда и такой длительный срок развития.

Какие социальные институты и общности играют решающую роль на этом этапе? Родители и семья.

Что представляют собой механизмы "идентификации", "имитации", "стыда", "вины" и какую роль они играют на этапе детства? Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Дети склонны копировать поведение своих родителей, а также других взрослых (в том числе и тех, кто их наказывает). Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Вина́ - это важнейшая составляющая субъективной стороны состава проступка или деликта, внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причинённым вследствие этого последствиям. Какие специфические проблемы, трудности могут возникать на начальном этапе социализации личности? В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

Задание 15. Какие специфические проблемы социализации возникают на этапе юности и с чем они связаны?

Чем объяснить, что на этом этапе социализации среди значительной части молодых людей повсеместно наблюдается рост девиантного и противоправного поведения? Начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги – склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального «Я», формируется мировоззрение. Главная трудность – ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом – уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

Задание 16.Когда наступает социальная зрелость личности с точки зрения концепции социализации? Всегда ли наступление социальной зрелости связано с достижением определенного возраста? Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента – сначала по отношению к супруге (супругу), затем – к ребенку.

Назовите и прокомментируйте критерии социальной зрелости личности:

1) широкие границы Я,

2) способность к теплым социальным отношениям,

3) наличие самопринятия,

4) реалистичное восприятие опыта,

5) способность к самопознанию,

6) чувство юмора,

7) наличие определенной жизненной философии.

Задание 17. Что такое "ресоциализация личности" и как она связана с процессом ее социализации?

Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа:

I этап - десоциализацию – отучение от старых норм, ценностей, ролей;

II этап - ресоциализацию – обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового.

Задание 18. Перечислите социальные ситуации, в которых возникает необходимость в ресоциализации:

1) Случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация).

2) В ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др…

Задание 19. Назовите категории населения современного российского общества, которые нуждаются в ресоциализации?

- бывшие заключенные;

- инвалиды;

- участники боевых действий в «горячих точках»;

- бывшие наркоманы и алкоголики;

- беженцы и вынужденные переселенцы и т.д. Какие из этих категорий способны вызвать профессиональный интерес правоохранительных органов и почему? В дореволюционный период в России за повторное совершение преступления приговаривали к смертной казни, поэтому проблем ресоциализации неоднократно судимых лиц в то время не существовало. В современном российском обществе ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована реалиями жизни, приобретает в мире актуальный характер, становясь критерием оценки цивилизованности страны и эффективной реализации функций управления государством.

Задание 20. Что такое "девиантное" (отклоняющееся) поведение личности и в каких значениях это понятие используется в социальных науках? Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.

Каково соотношение девиантного и преступного поведения? Следует, однако, иметь в виду, что девиантное поведение бывает не только негативным, но и положительным. Поведение художников, музыкантов, конструкторов, ученых, как правило, отличается от общепринятых норм. Ярким примером подобного поведения является жизнь и деятельность таких выдающихся личностей как Сократ, К. Циолковский, А. Эйнштейн и др. Неординарные личности во многом определяют развитие общества и часто бывают не поняты им при жизни.

Новые, прогрессивные идеи первоначально воспринимаются общественным сознанием как ереси, и лишь по прошествии определенного времени становятся нормой. Практика как критерий исторической истины всегда все расставляет по своим местам. Гений признается гением, а злодей – злодеем. И все же большинство социологов справедливо уделяют основное внимание отклонениям социально негативным. Негативное девиантное поведение понимается в двух основных смыслах. В широком смысле, к нему относят все поступки и действия, которые осуждаются общественным мнением: от безбилетного проезда в общественном транспорте – до убийства. В более узком смысле, под девиантным поведением понимают такие отклонения от нормы, которые еще не являются преступлением, но уже осуждаются общественным мнением. Задание 21. Известно, что одни и те же поступки (формы отклоняющегося поведения) по-разному оценивались в разные исторические эпохи и у разных народов. То, что для одних считалось нормой (например, употребление в пищу свинины или говядины), - для других могло быть смертным грехом. В советские времена любые валютные операции, производимые физическими лицами, считались уголовным преступлением, в то время как в современной России подобного рода операции стали обычным фактом повседневной экономической жизни и даже не принадлежат к разряду отклоняющегося поведения. При желании, такого рода примеры можно подобрать в отношении пьянства и азартных игр, проституции и различных нетрадиционных форм взаимоотношений между полами и многих других форм отклоняющегося поведения.

Возникает вопрос: «А насколько правомерно говорить о существовании девиантного поведения вообще, безотносительно к конкретному историческому отрезку времени и конкретному обществу, и возможно ли составить всеобщую типологию девиантного поведения на основе простого перечисления его конкретных форм (пьянство, проституция, наркомания и т.п.)?" Сформулируйте свое мнение по этим вопросам. В обществе не существует четких критериев, определяющих девиантное поведение. И очень трудно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в обществе, а какие нет. Кроме того, в разных обществах, с разными типами культур по-разному будет оцениваться и поведение человека (например, в христианской культуре, мужчина, входящий в храм, должен снять головной убор, в то время как в иудаизме мужчина в синагоге должен находиться с покрытой головой). Наиболее яркими примерами девиации служат бесчеловечные поступки – убийство, изнасилование. Но даже эти поступки не всегда можно назвать девиантными, поскольку убийство при определенных случаях оправдано: оно не только разрешено, но и вознаграждается во время войны.

Задание 22. Прокомментируйте типологию индивидуального поведения Р.Мертона, представленную на схеме №11 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат). Приведите примеры по каждому из обозначенных типов поведения, раскройте для каждого конкретного случая содержание "целей" и "средств" их достижения:

Конформизм – термин социальной психологии, который напрямую связан с поведением человека в малой группе и означает форму приспособления, подчинения и соглашательства с нормами и правилами, установленными в группе, независимо от того, насколько они соответствуют этическим, культурным и правовым нормам и правилам в обществе в целом. Социологи и психологи часто определяют конформизм как стиль поведения, который характеризуется «слепым» принятием чужого мнения, чтобы избежать лишних проблем и трудностей, завоевать авторитет, добиться поставленной цели.

Инновация - социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависи- мостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов. По мнению специалистов, цель нововведения заключается в стремлении к овладению механизмами соединения трудовой деятельности индивида с требованиями новых организационных технологий.

Ритуализм - по Р. Мертону -тип адаптации, когда индивид отвергает господствующие в данной культуре цели, которых он не может достичь, но одобряет и использует необходимые институциональные средства (порядок, система и т. д.). Это упорное следование определенным традиционным способам поведения при полном абстрагировании от целей, которые должен был осуществлять данный образ действий (способ поведения) или при игнорировании соответствующих ценностей для данной культуры. Ритуализм до абсурда доводит нормы и принципы этого общества. Ритуалисты - бюрократ, который требует выполнения всех формальностей от просителя, и забастовщики, которые работают «по правилам», что вызывает остановку самой работы.

Ретреатизм (бегство от действительности) - это тип девиантного поведения, при котором человек отвергает и пути (издержки, средства, время) достижения, и сами одобряемые обществом цели. Такое девиантное поведение присуще пьяницам, бомжам, монахам, наркоманам и так далее.

Революция (бунт) - форма девиантного поведения, которая не только отрицает устаревшие пути поведения и цели, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли средства и цели буржуазно-демократического общества, которые складывались в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой политической, идеологической, социальной и экономической основе. Задание 23. В заключении подумайте над вопросами ...

Возможно ли общество без девиантного поведения вообще?

Способно ли девиантное поведение играть "позитивную роль" в развитии общества? Если "ДА", то в каких случаях? Дайте аргументированный ответ на поставленные вопросы:

Девиантное поведение относительно, но оно будет существовать всегда. Неизбежность существования девиантного поведения заложена в самой природе социальных норм. «Норма» – это и усредненное значение чего-либо, и наиболее распространенный, среднестатистический вариант поведения. Норма – это и определенный предел, мера допустимого поведения человека в обществе и общественная мера терпимости к определенным поступкам. Сам факт существования социальных норм говорит о наличии значительного разброса в поведении индивидов. Введение социальных норм не устраняет этот разброс автоматически, а лишь дает ориентир. Люди не могут не отклоняться от установленных норм и правил поведения еще и потому, что само общество не стоит на месте. Если бы не было отклоняющегося поведения, человеческое общество прекратило бы свое развитие. «Общества» муравьев, пчел, бобров и т.п. тем и отличаются от человеческого общества, что живут в пределах простого воспроизводства себе подобных. Человек, опираясь на существующие нормы, планирует новые отношения, для которых эти нормы, в конце концов, становятся тесными. Новое всегда возникает как отклонение от нормы, и задача состоит в том, чтобы вовремя замечать и поощрять позитивно отклоняющееся поведение и пресекать действия, которые могут привести к разрушению общественных отношений. Механизм возникновения и развития отклоняющегося поведения тесно связан с основным источником развития общества – социальными противоречиями. Устранить противоречия общественного развития, а тем более полностью убрать только отрицательную, «дурную» сторону невозможно. Ядерная энергия служит человечеству, но при неумелом обращении способна его уничтожить. Демократия обеспечивает права и свободы граждан, но одновременно дает самый высокий среди всех политических режимов уровень преступности. Бюрократическая организация несет на себе массу врожденных недостатков, но именно с ее функционированием связаны все достижения западного общества за последние 200-300 лет. Стремясь оградить себя от негативных сторон социального процесса общество вводит социальные нормы, устанавливает критерии девиантного (отклоняющегося) поведения и определяет меры социального контроля.


Наши рекомендации