Темы социологических опросов (презентаций)
1. Физическая культура и спорт в жизни студентов.
2. Отношение к СМИ в студенческой среде.
3. Интернет в жизни студентов.
4. Представление студентов о семейном счастье.
5. Проблема готовности студентов к созданию семьи.
6. Проблемы студенческой семьи.
7. Проблемы развода и устойчивости брака.
8. Отношение к «гражданскому» браку и брачному контракту.
9. Сексуальные отношения до брака.
Тема 3. Личность и общество.
План
1) Концепции личности (биологическая, социальная).
2) Социализация как процесс становления личности в обществе.
3) Понятие и виды социального статуса
4) Девиантное поведение
Контрольные вопросы
1. Какое поведение называется девиантным?
2. Как объясняются девиации с биологических позиций?
3. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей, у 2–3 ваших знакомых.
4. Определите свой главный статус, а также главные статусы ваших родителей, друзей, знакомых.
5. Некоторые статусы имеют исключительное значение для личности и превращаются в главные, независимо от статусного набора данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира и др. Назовите еще 3‒4 подобных примера.
6. Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: император, глава католической церкви, сенатор, президент, свекор, муж, украинец, принц, герцог, боярин, опричник, вельможа.
7. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми?
8. Какие социально-демографические ограничения могут накладываться на кандидатов в президенты в разных странах?
9. Определите, к какому из двух типов статуса ‒ приписываемому или достигаемому ‒ относятся следующие позиции: полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, паж, адмирал, рекордсмен мира, мужчина, инженер, француз, мать, принц.
10. Определите, какие из указанных ниже статусов являются личными, а какие – социальными: король, пекарь, холоп, повар, министр, шаман, вождь, сантехник, рыцарь, любимый сын, старший сын, тесть, пастух, деверь, ябеда.
11. Какое из определений роли соответствует ее социологическому пониманию: а) роль ‒ это внешняя характеристика поведения; б) роль – это предписанные ожидания поведения личности в соответствии с занимаемым статусом; в) роль – это способ поведения индивида в определенной ситуации; г) роль – это маска, за которой скрываются истинные намерения человека?
12. Являются ли агентами социализации: а) почтальон; б) надзиратель тюрьмы; в) продавец; г) диктор телевидения; д) управдом? Если да, то кто именно и какую функцию он выполняет?
13. Какие субъекты относятся к социализантам, агентам и институтам социализации: а) колледж; б) предприниматель; в) школа; г) телевидение; д) учащийся; е) декан; ж) семья; з) журналист?
14. К какому типу социализации (первичной или вторичной) относится: а) процесс переподготовки рабочих; б) учеба в школе; в) обучение в университете; г) образование в дошкольном учебном заведении?
15. Подумайте, какой статус человека (личный или социальный) играет главную роль среди знакомых, а какой – среди не знакомых людей.
Список рекомендуемой литературы
1. Ацюковский, В. А. Двадцать ответов на актуальные вопросы современной российской социологии : монография / В. А. Ацюковский. - Жуковский : [б. и.], 2001. - 36 с.
2. Волков Ю.Е. Социология [Электронный ресурс] : учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Альфа-М ; М. : ИНФРА-М, 2010. - 448 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации : с изм. и доп.
4. Кравченко А. И. Социология: учеб. для вузов/ А. И. Кравченко; М.: Акад. проект, 2008. – 507.
5. Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. - М. : Проспект, 2009. – 347 с.
6. Летопись авторефератов диссертаций : гос. библиогр. указ. Рос. Федерации / Рос. кн. палата. - М. : БУК ЧЕМБЭР ИНТЕРНЭШНЛ, 1931 -
7. Малышенко, Г. И. Социология : учеб. пособие / Г. И. Малышенко, О. А. Кирьяш ; Ом. гос. аграр. ун-т. - Омск : Литера, 2014. - 212 с.
8. Павленок, П. Д. Социология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. - 3-е изд. - Электрон. текстовые дан. - М. : Дашков и К°, 2013. - 736 с.
9. Радугин А.А. Социология: курс лекций : учеб. пособие/ А.А. Радугин; М.: Библионика, 2008. – 223 с.
10. Симонова, О. А. История социологии XX века: избранные темы : учеб. пособие для вузов / О. А. Симонова. - М. : Логос, 2008. – 205 с.
11. Тавокин, Е. П. Социология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - Электрон. текстовые дан. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 202 с.
12. Фролов С.С. Общая социология: учебник/ С.С. Фролов; М.: Проспект, 2010. - 384 с.