Методы и процедуры социологического исследования личности
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.
Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.
В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) – наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого – выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).
Описательное исследование – более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.
Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования – это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.
Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.
Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений. Личность можно определить как устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена. Формирование этих, качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир.
Через понятие статуса в социологии раскрывается позиция личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет. Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфликтов и внутриролевых конфликтов. Внутренняя структура личности:
1) Потребности — (материальные или духовные).
2) Интерес (имеет объективно-субъективную природу). Это осознание потребностей личности. Потребности и интересы личности лежат в основе системы ее ценностей и ценностных ориентации.кот. используются в социологии для изучения регуляторов поведения личности.
3) Ценности. Совокупность ценностных представлений, усвоенных и принятых личностью, лежит в основе того, что она считает нужным, необходимым, того, к чему она стремится в своем поведении. Ценностные ориентации дают представление об устойчивой направленности интересов.
4) Мотивы. Они характеризуют отношение личности к интересам, ориентациям, дают им оценку.
Социальная характеристика личности будет неполной без анализа такого регулятора ее поведения, как социальные нормы. Полноценным субъектом общественной жизни, участником общественных отношений личность становится лишь по мере усвоения и принятия ею соответствующих социальных норм, регулирующих практически все стороны жизнедеятельности общества. Социальные нормы — общие, распространяющиеся на всех членов общества или на определенные их категории, правила поведения в различных социальных ситуациях.
Важнейшим предметом измерения при социологическом анализе личности является её социальный потенциал. Это собирательное понятие включает в себя такие личностные характеристики, как задатки, способности, знания, умения, навыки и т.п.; определяющие в своей совокупности не то, что человек делает, а то, как он это делает, т.е. способ, технологию человеческой деятельности, ее уровень, ее эффективность. Многие социологические исследования направлены на измерение уровня способностей людей к выполнению определенных социальных функций, их подготовленности к профессиональной, общественно-политической, культурной и иной деятельности.