Определение информационного общества и место человека в информационном обществе
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Э. Тоффлери другие западные футурологи. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.
Авторы концепций «информационного общества» (за исключениемЭ. Тоффлера) не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступление принесет для культурной жизни человечества.
В современных условиях нет единого представления и согласия в вопросе о том, чем является информационное общество. Но ни у кого не вызывает сомнение то обстоятельство, что социальные изменения, характерные для информационной стадии развития, обусловлены техническим прогрессом, в частности, развитием информационной техники и повсеместным внедрением информационных технологий. По этой причине было уделено особое внимание динамике техносферы и вносимым в ходе ее развития изменениям во взаимоотношениях человек — общество — техносфера. Здесь обращает на себя внимание интенсивное развитие антропоцентричных технологий, в которые включаются не только технологии воздействия на человека, но и вообще технологии современной техносферы, обусловленные центральным положением человека в природной среде и, в том числе, возникающие в связи с познанием человека. Информационное общество предстает в этой связи как этап техногенного прогресса, соответствующего так называемой постиндустриальной стадии развития.
Другая важная особенность современного этапа развития, тесно связанная со становлением информационного общества, представлена процессами глобализации, захватывающей все стороны общественной жизни. В частности, происходит глобализация современной техносферы, «втягивающей» в свою оболочку практически весь мир, хотя это вхождение осуществляется по-разному и на разных условиях. Для нас существенно то, что глобализация и информатизация являются процессами взаимопроникающими и взаимно поддерживающими друг друга, совместно выстраивающими структуру глобального общества. Глобальные масштабы изменений ставят человека в новое положение в обществе, поскольку разрушают или ослабляют сложившиеся на индустриальной стадии развития процессы идентификации и обретения личностного самосознания. С одной стороны, информационные технологии дают большие преимущества в решении многих технических и социальных проблем. С другой стороны, они несут негативные следствия, и это столкновение позитивных и негативных следствий информатизации и глобализации проявляется через ряд парадоксов, наблюдаемых в современном обществе. Положительной стороной информатизации оказываются новые возможности для самореализации, увеличение каналов и способов объективации индивидуальности человека, развитие и усиление определенных качеств и способностей. Однако с ними связаны снижение мотивации к генерированию нового знания, отторжение нового знания из-за увеличения его объемов, затруднение процесса принятия решений, снижение ценности конкретного знания, отторжение традиционного способа социализации, изменение форм социализации. В части воздействия на личность важной оказывается доступность информации и знаний при одновременном снижении мотивации к приобретению знаний и творческой деятельности, а также ситуации отказа от решений в условиях избыточности альтернатив.
Различные проявления процесса становления информационного общества определенным образом суммируются в проблеме идентификации человека, т.е. обретения и осознании им себя в общественной среде. Во всем комплексе новых условий самоидентификации, привносимых информационной стадией развития, наиболее значимыми являются новые коммуникативные связи, принимающие виртуальный характер и, тем самым, ведущие к виртуализации социальных связей между людьми. Традиционные методы идентификации, основанные на непосредственных контактах и непосредственной совместной деятельности, занимают все меньшее место в социальных и коммуникативных связях. На их место приходят виртуальные связи и взаимоотношения, наиболее ярким проявлением которых оказываются разнообразные коммуникации, осуществляемые при посредстве глобальной сети Интернет. Новые условия коммуникативных связей рождают и новые формы идентификации, в частности, разнообразные сетевые сообщества, возникающие по разным поводам. В сетевом сообществе вовлеченные в него люди ищут новые коммуникации средства своего самовыражения. Тем самым особенностью идентификации в информационном обществе становится преимущественно виртуальная стратегия поиска и обретения идентичности, которая разрушает или делает неэффективной форму идентификации «лицом к лицу», сложившуюся в индустриальном обществе. Подобные виртуальные стратегии формируют способы идентификации благодаря тому, что сетевые сообщества приобретают признаки и функции социальных групп. Ввиду отсутствия пространственных ограничений (Интернет охватывает весь мир) и высокой плотности коммуникаций расширяется спектр и количество сетевых сообществ, проблема обретения идентификации во многом становится проблемой личного выбора, который оказывается сложным в безграничном поле новых связей. Реализация человеком стратегии поиска идентичности с использованием информационно-коммуникационных технологий является попыткой преодолеть отчуждение, удовлетворить потребность в реализации своей индивидуальности. Однако реальная практика использования виртуальных стратегий поиска и установления идентичности не позволяет реализовать свои потребности в полном объеме.