Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции
Для того чтобы деятельность Актора была предсказуема для партнеров (что является основой социальной жизни), необходимо, чтобы: его устремления, цели, идеалы, критерии оценок были направлены в нужном для общества направлении. Соответственно, механизм социальной регуляции должен формировать определенные личные побуждения, индивидуальные цели, ориентации, склоняющие людей к ожидаемому поведению;его реальные социальные действия (а не просто помыслы и устремления) соответствовали ожиданиям партнеров. Соответственно, механизм социальной регуляции обязан указывать человеку, что он должен делать, что желательно, что бы он сделал, а чего он ни в коем случае не должен делать;Актор ясно осознавал, что общество, его партнеры не останутся безучастными к его практическим действиям и будут стремиться поощрить или заставить его вести себя определенным образом, чтобы тем самым гарантированно обеспечить надлежащее поведение Актора. Соответственно, механизм социальной регуляции должен включать функции внешнего отслеживания и реагирования общества на поведение индивида, принуждать Актора к тем действиям, которые от него ожидаются, и тем самым восстанавливать (в том числе силой) желательный ход действий.
Итак, внутренняя логика социальных взаимодействий объединяет ценностно-ориентационный, нормативно-практический и контрольно-восстановительный компоненты в единый механизм социальной регуляции.
Ценности, являясь своеобразным критерием оценки реальных явлений социальной жизни, обосновывают идеалы, цели реального развития, определяют отношение Актора к событиям окружающего мира.Например, можно предположить, что человек, для которого свобода является одной из приоритетных ценностей, будет: а) искать условия, в которых ему может быть предоставлена эта свобода; б) испытывать неудовлетворенность там, где существенно ограничена его свобода; в) формируя взаимоотношения в социуме, считать для себя неприемлемой утрату свободы, пусть и компенсированную другими благами, но для него менее значимыми;г) стремиться изменить систему социальных связей или прекратить не предоставляющие ему свободу социальные взаимоотношения; д) ценить свободу другого человека; е) стремиться к установлению прочных связей с теми, кто разделяет его приверженность к свободе; ж) стремиться к объединению с теми, кто разделяет ценности свободы, для того чтобы отстоять эти ценности в возможном конфликте с теми, кто ими пренебрегает.Приведенный пример свидетельствует о своеобразии и ограниченности ценностей как инструмента социальной регуляции.
Ценность должна быть внутренне принятой, осмысленной, ее нельзя заучить, навязать насильно. В этом преимущество ценности для личности, но и ее рискованность, ненадежность для общества.
Ценность лишь указывает на желательное, предпочтительное для данного человека в данной социальной обстановке. В нашем предыдущем примере человек, не нашедший условий, в которых ему будет предоставлена эта свобода, скорее всего, смирится с данной ситуацией, хотя и будет испытывать дискомфорт и действовать без особого энтузиазма.
Иными словами, между ценностью, которая усвоена человеком «в мыслях», «в сознании», и его практическими действиями может наблюдаться ощутимый разрыв. Это разрыв между предпочитаемым, желательным для человека и его практическими действиями, которые составляют решающее основание социальной жизни. Практические действия в одних случаях могут соответствовать ценностям, а в других случаях быть вынужденными, принуждаемыми обстоятельствами, принятыми в этой среде, не в полной мере соответствующими ценностям индивида.
Следовательно, ценности — это мир внутренних устремлений, ориентации, которые воплощаются в жизнь посредством сложной противоречивой системы опосредовании.
Ценность предопределяет общую стратегическую направленность, ориентированность жизнедеятельности. В нашем предыдущем примере человек, не нашедший условий, в которых ему была бы предоставлена свобода, все равно будет искать условия, где эта свобода возможна, «исподволь» будет стремиться к реализации этой ценности — до тех пор, пока он будет считать ее приоритетной.
Таким образом, ценности как регулятор обладают рядом преимуществ, но и некоторой умозрительностью, рискованностью.