Понятие «ценность» и фундаментальные ценности личности и общества
Одним из первых среди этнологов определение понятию ценностей дал Клод Клакхон "… ценности — это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия". Такое определение дало возможность М. Смиту рассматривать ценности как установки особого рода, "действующие в качестве стандартов, посредством которых оценивается выбор. Личностные ценности относятся к области желательного и предпочтительного; они скорее сопряжены с глаголом "должен", чем с глаголами "быть" и "хочу". В целом мы совершенным солидарны, как с К. Калхоном, так и с М. Смитом, однако их определния, не описыают сам механизм совершения этого выбора, и не показывают, что представляют собой это желаемое и должное о котором пишут авторы.
Лурье: «Под ценностями же часто понимали те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как “стандарты”, нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается как ядро личностной организации». Данное понимание ценностей не является определением в прямом смысле, так как не показывает, что представляют собой сами ценности, вместе с тем, оно отражает природу ценностей, такое понимание лежит в рамках подходов К. Калхона и М. Смита, м в своем исследовании будем основываться на этом подходе.
Дж. Роттер в своей теории социального научения использует термин «ценность подкрепления», понимающую им как степень, с которой человек при равной вероятности получения предпочитает одно подкрепление другому. Наряду с «ценностью подкрепления» поведение человека определяется и «ценностью потребности»,представляющей собой среднюю ценность набора подкреплений, относящихся к основным категориям потребностей. Ожидаемая ценность подкрепления зависит от субъективной оценки внешней социальной ситуации. Определение ценностей Дж. Роттера с одной стороны лежит в рамках подходов, К. Калхона и М. Смита, с другой стороны, является замкнутым кругом, так как имеет место быть попытка определение ценности через ценность «ценность потребности представляет собой ценность набора подкреплений, зависящая от оценки». Возникает логичный вопрос, а от чего зависит сама оценка.
М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути разведение терминальных инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.С.С. Бубнова и В.Ю. Крылов выделяют типы ценностных ориентаций в соответствии с выделенной ими четырехуровневой системой ценностных ориентаций. "Первый - наиболее обобщенный уровень, где выделяются три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Каждый из них включает в себя ценности второго уровня. Так, например, духовные ценности будут включать в себя нравственные, познавательные, эстетические и др. На третьем уровне выделяются ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся в виде свойств личности. Например, любовь к детям, стремление к познанию и др. Четвертый уровень - проявление ценностных ориентаций - свойства личности в конкретном поведении"
Святость, знание, слава, власть, богатство, хозяйство, мастерство составляют первую группу в типологии ценностей.
Общество объективно заинтересовано, чтобы люди стремились к социальной значимости, ибо это стремление дает ему необходимую энергию для существования и развития. Поэтому оно должно обеспечить конкретному человеку возможность достигать социальной значимости. Однако стремление к модусам значимости вызывает естественную конкуренцию между людьми. Они всегда соперничали и будут соперничать из-за власти, богатства, славы и т.д. Соответственно, возникает задача выявления средств, которые давали бы людям возможность достигать модусов, упорядочивали конкуренцию и смягчали ее, а также в какой-то мере уравнивали шансы в конкуренции из-за модусов. Подобными средствами, имеющими социальное происхождение, оказываются инструментальные ценности, составляющие вторую группу в типологии. Ими являются: право, свобода, равенство, справедливость, братство, милосердие, долг, дисциплина и т.д. На их основе способы и результаты достижения целевых ценностей признаются законными, нравственными, справедливыми. Они выполняют функцию критериев, нарушение которых может привести к тому, что социальная значимость лица приобретает отрицательное значение.
Третью группу в типологии составляют инструментальные ценности, имеющие природное происхождение. Это свойства человека, получаемые им при рождении такие, как: жизнь (собственная жизнь человека), ум, здоровье, красота, сила, ловкость и т.п. Первоначально их можно считать благами, поскольку они часто достаются даром, однако природные свойства поддаются корректировке, защите и пр. Поэтому их можно рассматривать в качестве ценностей в зависимости от меры усилий, направленных на их совершенствование, укрепление, поддержание. Их наличие выступает в качестве необходимой предпосылки или облегчает достижение социальной значимости.
Четвертую группу составляют целевые ценности, характеристики природной среды, поддающиеся контролю со стороны социальных субъектов. Это земля, вода, руды и прочие природные ресурсы. Обобщенно их можно назвать «вещество», «энергия», «пространство». Они являются целевыми потому, что служат предметом конкуренции сами по себе и выступают едва ли не древнейшими ценностями, из-за которых ведется борьба. Ведь еще животные ревностно охраняют свои территории обитания, столбят гнездовые участки и т.д. Можно считать их зародышевыми формами социальной значимости, поскольку контроль над ними сказывается на ходе событий в обществе.
Наконец, в пятую группу входят высшие общечеловеческие ценности. К ним относятся: Мыслящий дух (Бог или совокупная душа человечества), Общество, Личность, Человечество, Человек (как «ближний»), Природа. Эти явления выступают в качестве безусловных предпосылок существования всех людей, причем в настоящее время для их сохранения требуются все большие усилия каждого по отдельности и всех вместе. Некоторые высшие ценности для отдельных людей или групп могут выступать в виде более конкретных ценностей. Общество может проявляться как Отечество (Родная страна), Человечество как Родной народ (нация, раса), Мыслящий дух как племенной или групповой бог.
В литературе имеется неопределенно большое количество определений понятия «ценность». Однако для построения теоретических моделей социальных систем наиболее удобно понимать ценность как любое материальное или идеальное явление, ради которого человек прилагает усилия. При этом ценность оказывается в отличие от потребности стимулом собственно человеческой деятельности. Ценности – мощное средство управления общественным и индивидуальным сознанием.