Функционирование личности как системы
Личность в социологических исследованиях предстает в единстве социальных качеств, свойств и черт, приобретенных под влиянием культуры, конкретной социальной среды, в котором живет индивид.
Факторами, детерминирующих активность личности являются потребности и интересы. Потребность - это движущее источник активности человека, направленной на ее удовлетворение, которое сопровождается субъективным поездом до ощущения удовольствия или, наоборот, отстранения от ощущения неприятности, потому оль Потребность - это внутреннее психологическое состояние человека, ощущение нехватки чего-то. Это состояние регулирует активность, стимулирует деятельность, направленную на получение того, чего не хватает. Наиболее известная классификация потребностей американского психолога АМаслоу. Он разделил потребности на базовые и производные. Базовые являются постоянными, а производные – изменяются.
Конкретной формой осознанной потребности, реальной причиной деятельности личности, направленной на удовлетворение этой потребности есть интересы. Интерес - это направленность действий индивида в зависимости от возможности и удовлетворения той или иной потребности. Потребности, превращены в интересы становятся ценностями. Ценности личности - это относительно устойчивое и социально обусловленное отношение личности к объектам духовного и материального мира, представление человека о наиболее значимых, важные цели жизни и деятельности, а также средства их достижения.Совокупность индивидуальных и общих, личных, групповых ценностей формирует систему ценностных ориентаций личности, которыми она руководствуется в жизни.
Ценностные ориентации действуют как определенные социальные установки - общие ориентации личности, отражающие ее возможности действовать в соответствии с объекта действия. Установка - это форма преобразования деятельности в реальные, конкретные действия по отношению к социально значимых объектов. Они регулируют поведение, определяют общую направленность личности. Руководство также отражают отношение действующего др. индивида к другим людям и объектов окружающей средыища.
Взаимодействие потребностей, интересов и ценностных ориентаций составляют механизм мотивации социальной деятельности. Мотивы - это внутренние побуждения к действию, представляют собой отражение в сознании людей их объекты ивних потребностей и интересов. Мотивация - это процесс актуализации какого-либо мотива и его функционирования - внутреннего влечения к деятельности определенной направленности.
Специфика личности определяется ее социальным качеством, т.е. совокупностью взаимосвязанных элементов, обусловленных типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Эта совокупность состоит из таких элементов как социальный статус и социальная роль.
Социальный статус - это положение индивида или группы в социальном пространстве относительно других индивидов и групп, определяемое по социально значимыми для данной общественной системы критериям (экономическими, политическими, социально-правовыми и т.д.). Согласно тому, приобретает ли человек свой статус благодаря унаследованным признакам (социальное, происхождения, пол, раса), или благодаря собственным усилиям (образование, специальность), различают социальный статус унаследованный и полученный.
Социальная роль - это определенные способы поведения индивида или группы, соответствующие принятым в обществе нормам и осуществляются в соответствии с социального статуса индивида или группы. Как член общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя присущие этим позициям функции, индивид тем самым осуществляет соответствующие социальные роли: отца, предпринимателя, ученого т.д. Совокупность ролей, которые соответствуют данному статусу, называется ролевым набором.
Таким образом, систему личности образуют:положение в системе социальных отношений; совокупность социальных ролей и функций, которые выполняют люди; направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, выступающих мотивами индивидуального поведения