Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований
№ п/п | Основания сравнения | Количественные методы | Качественные методы |
Предназначение: | Макросоциологическое исследование | Микросоциологическое исследование | |
Цель применения: | Дать объяснение причин изучаемого явления | Понять изучаемое явление (случай, процесс) | |
Исследовательские задачи: | а) измерить параметры явления б) установить взаимосвязи между отдел. параметрами | а) выявить общую картину явления б) концептуализировать явление, интерпретир. его | |
Позиция иссл-теля: | "сторонний" наблюдатель | "сочувствующий" участник | |
В центре внимания исследователей: | а) социальные структуры и институты б) объективные факторы в) общие социальные процессы | а) человек б) субъективные факторы в) особенные, частные процессы | |
Исслед. гипотезы формулируются | до начала сбора данных | по мере овладения данными | |
Исследовательские инструменты: | а) разрабатываются до полевого этапа б) формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей | а) определяются и до полевого этапа и в его ходе б) неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт | |
Исследовательские процедуры: | стандартизированы, предполагается их дублирование | менее стандартизированы, дублируются редко | |
Единицы анализа: | факты, события, высказывания, акты поведения | субъективные значения фактов для индивида | |
Логика анализа: | дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий | индуктивная: от фактов к концепциям | |
Основные способы анализа: | а) классификация путем отождествления случаев б) статистическими способами в) систематизация | a) описание случаев без их отождествления б) путем обобщения выявленных оценок в) воображение | |
Данные исследования представляются в виде: | статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п. | высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п. | |
Валидность (надежность) достигается достоверным: | повторением установленных связей | описанием случаев и выявленных мнений | |
Стиль исследования: | жесткий, холодный | мягкий, теплый |
Как видим, качественные методы отличаются от количественных по многим показателям. Но если из анализа приведенной таблицы у Вас сложилось представление о том, что качественные методы принципиально лучше количественных, что первые должны вытеснить вторые из практики социологических исследований, то Вы ошибаетесь. Количественные и качественные методы не противопоставляются друг другу, они могут и должны мирно сосуществовать, взаимно дополняя друг друга. Так как все исследовательские методы имеют как свои преимущества, так и недостатки, принято сочетать несколько методов в рамках одного исследования для того, чтобы с помощью каждого из них дополнить и проверить другие. Данный процесс известен как триангуляция, он ведёт к повышению убедительности полученных данных. Каждый качественный метод включает в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ, наблюдение, некоторые разновидности интервьюирования и т.п. При этом количественные методы, естественно, меняют свое предназначение, служат цели углубления понимания микросоциальных явлений общественной жизни, становятся компонентами качественных методик. Последних в арсенале современной социологии весьма много – более сорока. Рассмотрим основные из них.
Классификация качественных методов
В настоящее время типология качественных методов по разным основаниям достигает нескольких десятков. Поэтому исследователи-качественники пытаются ввести какую-то классификацию, описывающую сходства и различия подходов. На сегодня не существует единой системы, с которой согласилось бы большинство.
Подобная классификация может быть выстроена по критерию фокуса исследовательского интереса, принципу сбора данных или же по преимущественному использованию техники в одной из социальных дисциплин. Здесь рассматривается многообразие практического применения качественных методов с двух позиций: с точки зрения способа подхода к данным как разнообразие применяемых тактик и инструментов (КАК исследовать) и с точки зрения сфер применения (ЧТО исследовать).