Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя общественная опасность.
Москва
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма» (далее ─ Программа) составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию Федеральных государственных образовательных стандартов второго (нового) поколения, в соответствии с пунктом 4.6. Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 гг. (далее ─ Комплексный план).
Программа «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма» разработана на основе новых методов теории сложности («кибернетической эпистемологии»), применяемых в исследованиях специалистами НОЦ сложных социальных систем РУДН.
Настоящая Программа предназначена для учащихся образовательных учреждений в возрасте от 14 до 21 года и ориентирована на формирование у первых основ антитеррористической идеологии. Срок обучения: один учебный год.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у учащихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма
в современных условиях.
Если говорить об актуальности противодействия распространения идеологии терроризма, то следует подчеркнуть, что в настоящее время
в России получили распространение различные проявления экстремизма
и терроризма, которые провоцируют нестабильность в обществе, способствуют ослаблению российской государственности, порождают
в отдельных субъектах РФ сепаратистские настроения и создают для экстремистов и террористов благоприятную возможность реализации
их целей и задач.
В этой связи Президент России В.В. Путин на расширенной коллеги МВД России 4 марта 2015 года особо подчеркивал, что «Серьезную озабоченность вызывает рост преступлений экстремистской направленности – почти на 15 процентов». Он также отмечал, что «экстремисты отравляют общество ядом воинствующего национализма, нетерпимости и агрессии.
К чему это может привести, мы хорошо знаем по примеру соседней страны ─ Украины»[1].
Важно также констатировать, что реальная социальная ситуация в мире и нашей стране в настоящее время такова, что крайне примитивные экстремистские идеи могут служить взрывоопасной основой в зарождении различного рода социальных конфликтов, вплоть до такого как, терроризм. Об этом свидетельствуют материалы международной конференции высокого уровня по борьбе с насильственным экстремизмом, которая состоялась
в феврале 2015 года в США. Данный Саммит собрал высокопоставленных представителей органов государственной власти из более чем 60 стран
в целях объединения усилий в борьбе с угрозами, исходящими
от воинствующего насильственного экстремизма и особенно помешать радикализации сознания молодых людей экстремистскими группировками[2].
Именно поэтому, сейчас, как свежий воздух, нужны новые идеи, которые могли бы монолитно сплотить все слои российского общества, а для этого необходимо вести постоянную образовательную и воспитательную работу в обществе и, особенно среди молодежи.
В контексте изложенного следует обратить внимание на необходимость идеологического воспитания современной молодежи, и, прежде всего,
на формирование антитеррористической идеологии в образовательной среде.
Необходимость введения в учебный процесс дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» обосновывается рядом важных причин.
Во-первых, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии терроризма, а также возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска». Следовательно, задача по профилактике
и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде становится чрезвычайно важной.
Во-вторых, уровень знаний учащихся по основным проблемам, связанным с таким сложным социально-политическим феноменом, каким является терроризма, в настоящее время однозначно недостаточен.
В-третьих, молодежь, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии.
Кроме того, подготовка специальных программ и методик антитеррористического образования и воспитания, их апробация в среде учащейся молодежи в учебных заведениях может стать добротной основой для выработки научно-практических рекомендаций для иных образовательных учреждений, органов государственного и муниципального управления в регионах со сложной обстановкой в рассматриваемом контексте.
Совокупность изложенного ранее дает веские основания для формулировки следующего основополагающего вывода: для современной России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Именно терроризм является серьезнейшим вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого человека. Поэтому формирование основ антитеррористической идеологии, овладение адекватными знаниями и навыками в этой сфере, являются необходимыми гарантами для обеспечения личной и общественной безопасности, а также определяются как важнейшая задача, стоящая перед современным российским обществом.
Основные цели и задачи реализации Программы.Стратегическая цель настоящей Программы заключается в формировании социально-политических компетенций учащихся (обучающихся) посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы противостоять распространению идеологии терроризма учащимся необходимо четко знать его сущность, разновидности, а также ключевые составные части преступной террористической идеологии (речь идет, прежде всего, об идеологиях экстремистской направленности).
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся (учащихся).
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована
на решение следующих задач.
1. Теоретические задачи:
▪ понимание основных форм социально-политического насилия (социально-политическая компетентность);
▪ знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
▪ знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов прогнозирования и ранней диагностики террористических актов, методов предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования
их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);
▪ создание представления о процессе ведения «информационных» войн и влиянии этого процесса на дестабилизацию социально-политической
и экономической обстановки в регионах Российской Федерации (информационная компетентность);
▪ воспитание уважительного отношения к различным этнокультурам
и религиям (коммуникативная компетентность);
▪ в знании основных рисков и угроз национальной безопасности России (информационная компетентность).
2. Практические задачи:
▪ умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов
и радикальных настроений в молодежной среде (информационная компетентность);
▪ знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);
▪ знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая компетентность);
▪ умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире в целом (информационная компетентность);
▪ повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности (социально-психологическая компетентность).
3. Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций):
▪ формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся (учащихся);
▪ формирование представления о роли семейного воспитания
в преодолении негативных этноконфессиональных установок;
▪ создание представления о межкультурном и межконфессиональном диалоге как консолидирующей основе людей различных национальностей и вероисповеданий в борьбе против глобальных угроз терроризма;
▪ выработка умения, готовности и способности к взаимодействию в поликультурной и инокультурной среде.
Обучающийся, освоивший настоящую Программу,
Должен:
- знать содержание основных понятий безопасности;
- четко себе представлять из чего складываются основные элементы национальной безопасности Российской Федерации;
- какие угрозы и опасности подрывают национальные интересы современной России.
- иметь отчетливые представления о природе возникновения
и развития различных видов вызовов и угроз безопасности общества,
и особенно таких как экстремизм и терроризм;
- правильно понимать сущность таких дефиниций как «терроризм»
и «идеология терроризма»; знать разновидности терроризма, факторы его возникновения и уметь их выявлять;
- владеть основами анализа основных видов терроризма;
- адекватно понимать, что имеется в виду, кода речь идет
о «молодежном экстремизме», уметь ориентироваться в главных аспектах данной проблемы;
- владеть основами анализа экстремистских проявлений в молодежной среде;
- иметь общее представление о социальных конфликтах и способах их разрешения в сферах межнационального и межрелигиозного противостояния, а также профилактики ксенофобии, мигрантофобии и других видов экстремизма в образовательной среде;
- понимать роль средств массовой информации в формировании антитеррористической идеологии у молодежи.
В процессе реализации данной Программы предполагается использовать следующие интерактивные формы и методы обучения: коммуникативно-диалоговые (беседа-дискуссия), имитационно-игровые (ролевые игры, профилактические тренинги), инфокоммуникационные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции).
Итоговой формой контроля является «открытый урок» (круглый стол).
Данная Программа является инновационным учебным продуктом, поскольку, во-первых, рассматривает учащихся (обучающихся) как неотъемлемую часть гражданского населения, входящего в качестве одного из базовых элементов в сложную социальную систему.
Во-вторых, исходя из аксиоматического тезиса, согласно которому современный терроризм представляет собой сложный социально-политический феномен, в основу этой Программы положен междисциплинарный подход к рассматриваемой проблематике, основанный на профессиональном взаимодействии преподавателей различных гуманитарных и прикладных дисциплин: истории, обществознании, психолога, социального педагога, преподавателя ОБЖ и др.
В-третьих, в большинстве формулировка названий модулей Программы главным образом коррелирует с ключевыми задачи в сфере противодействия распространения идеологии терроризма в Российской Федерации, содержащимися в Комплексном плане.
В-четвертых, концептуальный вектор настоящей Программы направлен, прежде всего, на выработку иммунитета у обучающихся (учащихся) к вербовочной пропаганде, проводимой представителями террористических организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации, в частности «ИГИЛ» (об этом свидетельствует, в частности, вводимый Программой спецкурс по выбору «Противодействие идеологии терроризма в социальных сетях).
В-пятых, в (научный) оборот вводится новый термин «зеркальная межнациональная толерантность», который, с точки зрения составителей данной Программы, представляет собой новую идеологему, маркированную позитивным смыслом (контентом) и недвусмысленно обозначающую «двустороннее движение» в процессе реализации истинного смысла понятия «толерантность».
Содержание программы
Содержание
№ | Наименование разделов и дисциплин | Количество теоретических и практических часов |
1. | Модуль 1. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. | |
2. | Модуль 2.Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России. | |
3. | Модуль 3. Информационное противодействие идеологии терроризма. | |
4. | Модуль 4. Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма. | |
5. | Модуль 5. Спецкурсы по выбору: | |
Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность | ||
Противодействие идеологии терроризма в социальных сетях | ||
Может ли “чужой” стать своим? Профилактический тренинг | ||
6. | Рефлексия. | |
7. | Контрольный урок | |
ИТОГО: |
Учебно-тематический план
Модуль 1
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Характер деятельности обучающегося | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата план | Дата факт |
1. | Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. | |||||||
1.1. Исторические корни и эволюция терроризма. Предыстория терроризма. Идейные основы европейского революционного террора. Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Политический террор. Истоки терроризма в России. Революционный террор в России (вторая треть ХIХ ─ начало ХХ вв.). Американский рок. Османская модель. «Белый» и «красный» террор в России. | Беседа | Знакомство с понятиями. определениями и историческими характеристиками революционного террора | Презентация, тренинг | Знание истории возникновения терроризма | 01.10 03.10 09.10 17.10 17.10 | |||
1.2. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. Определение понятия «терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия. Зарубежный опыт законодательного определения терроризма. Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма в современной России. Незаконная миграция как одна из главных причин ксенофобии и мигрантофобии. Структурные элементы терроризма. Разновидности терроризма. Природа этнорелигиозного терроризма. | Беседа | Иметь представление о современной ситуации | Презентация, дискуссия | Знание истории возникновения терроризма | 24.10 24.10 31.10 31.10 07.11 07.11 | |||
1.3. Международный терроризм как глобальная геополитическая проблема современности. Сущность и идеология современного международного терроризма. Международное сотрудничество в противодействии терроризму. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Международная стратегия противодействия идеологии терроризма в условиях глобализации. Международный опыт профилактики терроризма. | Беседа | Иметь представление о сущности современного международного терроризма | Презентация | Изучить опыт профилактики терроризма | 14.11 14.11 21.11 21.11 28.11 28.11 | |||
1.4 Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ идеологии терроризма. Идеология крайнего национализма (шовинизма). Идеология расизма. Идеология неонацизма. Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма. Общие негативные антиобщественные качества (антигуманизм, ставка на насилие и др.). | Беседа | Знать классификацию экстремистских идеологий | Презентация, тренинг | Уметь распознать | 05.12 05.12. 12.12. 12.12 19.12 19.12 | |||
1.5. Особенности идеологического влияния террористических сообществ на гражданское население. Специфика преступных идеологем террористов. Особенности их лозунгов, методов «защиты» веры, этнонациональных прав, интересов личности. Региональные особенности распространения идеологии терроризма. Факторы, влияющие на формирование идеологии участников террористических групп и организаций, а также их пособников и сочувствующих. | Беседа | Знать специфику Идеологии террористов | Презентация, тренинг | Знать механизмы идеологического воздействия террористических сообществ на гражданское население | 26.12 26.12 09.01 09.01 15.01 15.01 | |||
1.6. Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм. Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины «молодежного экстремизма». Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование «молодежного экстремизма». Основные формы проявления «молодежного экстремизма». Отличие «молодежного экстремизма» от экстремизма вообще. | Беседа | Дать представление о понятиях, сущности и причинах «молодежного экстремизма» | Презентация, тренинг | Знать основные формы и уметь распознать проявления «молодежного экстремизма» | 22.01 22.01 29.01 29.01 05.02 05.02 | |||
ИТОГО: |
Модуль 2
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Характер деятельности обучающегося | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата план | Дата факт | |
1. | Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России. | ||||||||
1.1. Современнаянормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Правовые основы и принципы государственной политики в сфере противодействия терроризму. Особенности государственной политики по противодействию терроризму в современной России.Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3. Сущность основных понятий и терминов, применяемых в указанном законодательном акте. 1.2. Общественная безопасность как часть национальной безопасности Российской Федерации. Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Сущность понятия «общественная безопасность». Правовая основа обеспечения общественной безопасности в РФ. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 года. Терроризм как один из основных источников угроз общественной безопасности в современной России. | Беседа, слайд-лекция Беседа, слайд-лекция | Дать понятия о законах в сфере антитеррора Дать понятия об общественной безопасности | Изучение законов, презентация Изучение Концепции, презентация | Формирование юридической грамотности Формирование юридической грамотности | 12.02 12.02 19.02 19.02 26.02 26.02 | ||||
ИТОГО: | |||||||||
Модуль 3.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Характер деятельности обучающегося | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата план | Дата факт |
1. | Информационное противодействие идеологии терроризма. | |||||||
1.1. Кибертерроризм как продукт глобализации. Глобальное развитие информационных технологий. Двойственность роли информационно-коммуникационных технологий. Злоупотребление высокими технологиями как фактор возникновения кибертерроризма. Сущность понятий кибертерроризма. Общая характеристика и отличительные черты от терроризма вообще. Противодействие кибертерроризму как важная государственная задача по обеспечению информационной безопасности гражданского населения. | Слайд-лекция | Восприятие визуальной и смысловой информации | Презентации | Умение применять информационные технологии | 03.03 03.03 05.03 05.03 10.03 10.03 | |||
1.2. Интернет как сфера распространения идеологии терроризма. Социально важные функции Интернета: коммуникативная; интегрирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная. Способы использования террористами Интернета. Общая характеристики террористических сообществ в Интернете. Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей актов террора. Компьютерные игры как способ вовлечения подростков и молодежи в террористическую деятельность при помощи Интернета. | Слайд-лекция | Восприятие визуальной и смысловой информации | Презентация | Умение применять информационные технологии | 12.03 12.03 17.03 17.03 19.03 19.03 | |||
1.3. Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете. Международное законодательство. Международные стандарты в области предупреждения преступлений в информационно-коммуникационной сфере. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конвенция Совета Европы «О киберпреступности» ETS № 185 от 23 ноября 2001 г. Международный опыт противодействия терроризму в сфере информационно-коммуникационных технологий. Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года. 1.4.Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма. Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения экспертиз информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма (включая и материалы из Интернета). Сущность и особенности методики комплексных психолого-лингвистических экспертиз и методики комиссионных и комплексных лингвистических экспертиз. Сущность комплексных неправовых экспертиз. ИТОГО: | Слайд-лекция Слайд-лекция | Восприятие правовой информации Формирование представления о методах экспертизы | Презентация Презентация и тренинг | Формирование юридической грамотности Формирование начальных экспертных навыков | 24.03 24.03 26.03 26.03 31.03 31.03 02.04 02.04 07.04 07.04 09.04 09.04 |
Модуль 4.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Характер деятельности обучающегося | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата план | Дата факт |
1. | Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма. | |||||||
1.1. Патриотизм ─ гражданское чувство любви и преданности Родине Сущность понятия «патриотизм». Основные характеристики. Патриотизм как положительный нравственный принцип и антипод шовинизма. Участие социальных институтов (государства, школы, СМИ, семьи и др.) в формировании патриотизма. Семья и школа как основные социальные институты в сфере формирования патриотизма. Патриотизм ─ ключевой фактор идентичности и сопричастности учащихся к истории Родины. | Беседа | Восприятие базовых сведений о патриотизме | Презентация | Формирование патриотической установки | 14.04 14.04 16.04 16.04 21.04 21.04 | |||
1.2. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма. Сущность понятия «толерантность». Общая характеристика и виды толерантности. Межнациональная толерантность и веротерпимость. «Зеркальная» межнациональная толерантность. Факторы, влияющие на формирование толерантности у обучающихся (учащихся). Общечеловеческие ценности и права человека. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у подростков (молодежи). Методы воспитания толерантности у обучающихся (учащихся), формирования гуманистических ценностей. Специфика воспитания толерантности у учащихся различного возраста. 1.3. Формирование духовно-нравственных качеств учащихся (обучающихся) посредством проведения культурно-массовой и просветительской работы военно-патриотической направленности. Практические занятия (в виде участия молодежи в следующих мероприятиях): ▪ поисковая и музейная работа, в ходе которой учащиеся занимаются подбором материала для музеев, ведут переписку с ветеранами, родственниками ветеранов; ▪ работа с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, локальных войн и конфликтов. Проведение соответствующих акций: «Как живешь, ветеран?», «Забота» и т.п.; ▪ проведение мероприятий по увековечиванию боевых традиций, памяти павших воинов в борьбе за Отечество; ▪ участие в Парадах, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне; ▪ участие в фестивалях военно-патриотической песни, рисунка и реконструкции военного костюма; ▪ проведение экскурсий, «уроков Мужества»: посещение музеев, исторических комплексов городов боевой славы; ▪ участие в военно-исторических реконструкциях, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и др. ИТОГО: | Беседа, слайд-лекция | Восприятие основных понятий о межконфессиональной толерантности | Презентация | Формирование толерантной установки | 23.04 23.04 28.04 28.04 30.04 30.04 05.05 05.05 07.05 07.05 12.05 12.05 апрель-май |
Модуль 5.
Спецкурсы по выбору:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Характер деятельности обучающегося | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата план | Дата факт |
Тема 1. Религиозно-политический экстремизм как угроза общественной безопасности» | Беседа-дискуссия | Углубленное изучение данной проблематики | Презентация | Формирование знаний о политическом экстремизме | 14.05 14.05 16.05 16.06 19.05 19.05 20.05 20.05 | |||
Тема 2. Противодействие идеологии терроризма в социальных сетях» | Беседа - дискуссия | Углубленное изучение данной проблематики | Презентация | Формирование знаний о политическом экстремизме | 14.05 14.05 16.05 16.06 19.05 19.05 20.05 20.05 | |||
Тема 3. «Может ли “чужой” стать своим?» Рефлексия | Тренинг (ролевая игра) | Практическая демонстрация межнациональной толерантности | Ролевая игра | Формирование межнациональной толерантности | 26.05 26.05 26.05 26.05 | |||
Рефлексия | 28.05 28.05 | |||||||
5. | Контрольный урок | 28.05 28.05 | ||||||
ИТОГО: |
Словарь
Абстинентное состояние(синдром отмены) –резкое ухудшение самочувствия, вызванное прекращением приема или уменьшением употребления психоактивного вещества, которое принималось многократно, обычно в течение длительного времени и больших дозах. Состояние может сопровождаться признаками физиологического расстройства.
Агрессия – форма поведения участников конфликта, характеризующаяся враждебностью. Участники конфликта могут прибегнуть к словесной агрессии (дезинформация противника, обвинения, оскорбления, сплетни, подрыв авторитета) и к физической (военной) агрессии, включающей в себя насилие, террористические акты, вооруженную борьбу.
Адаптация социальная – приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.
Анархизм – леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно происходить добровольно на основе согласия всех членов общества.
Безнадзорный─ несовершеннолетний индивид, контроль над поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный ─ безнадзорный индивид, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Воздействие педагогическое ─ влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Возрастной подход─ учет и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Группа риска –собирательное определение для представителей населения, наиболее уязвимых к определенным медицинским, социальным обстоятельствам или воздействию окружающей среды.
Девиация (от лат. deviatio– отклонение)– отклонение от господствующих норм, от норм морали и культуры.
Дезадаптация ─ психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка новой социальной ситуации.
Дискриминация – социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилегированного большинства.
Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и ценностей, отражающая интересы определенных социальных групп.
Интернационализм(от лат. inter ─ между, nation – народ) ─ идеология, утверждающая дружбу и сотрудничество между народами; противопоставляется таким негативным явлениям, как нацизм и ксенофобия.
Ксенофобия (от греч. ξένος ─ «чужой» и φόβος ─ «страх») ─ страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, ксенофобия может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.
Либерализм – 1) образ мышления и деятельности, умонастроение, для которого характерна независимость по отношению к традициям, привычкам, догмам, стремление и способность к активному самоопределению в мире; 2) совокупность социально-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.
Люмпен(от нем. lumpen– «лохмотья») –деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший общепринятые ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.).
Маргинальность (от лат. marginalis ─ находящийся на краю) ─социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами (например, мигрант или безработный), что накладывает определенный отпечаток на его психику. Как правило, маргинальность сопряжена с проявлениями асоциальности (агрессивность, эгоцентризм, нравственное падение).
Мигрантофобия ─предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище.
Наркотики ─ психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (то есть изготовление, хранение, перевозка и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность).
Наркомания ─ повторное использование психоактивного вещества или веществ в таких количествах, что потребитель (называемый «наркоманом») периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, имеет навязчивое стремление принять предпочитаемое вещество (или вещества), с большим трудом добровольно прекращает употребление психоактивных веществ или изменяет его характер, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества почти любыми средствами.
Нацизм (национал-социализм)─ идеология, основанная на утверждении превосходства одной нации над другими в пределах одного государства или даже в мировом масштабе; как правило, нацистская идеология сопряжена с проявлениями экстремизма.
Национализм ─ идеология, отстаивающая ценность нации как высшей формы общественного единства и основы государства; нередко используется экстремистскими организациями. В условиях многонационального государства данная идеология может привести к негативным последствиям, поскольку служит оправданием дискриминации людей по расовому или этническому признакам.
Наци