Какие виды анализа существующих данных Вы знаете? Что такое контент-анализ?

ИЗ ИНТЕРНЕТА:

Анализ данных- совокупность методич. приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологич. информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ, от англ. content-analysis – анализ содержания). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Необходимость в этом виде анализа связана с тем, что подавляющее большинство документов не предназначено специально для исследовательских целей социологии. Документы создаются с др. целями: ведомственными, личными, обществ, поэтому социологу требуется осмыслить их содержание, чтобы извлечь необходимую информацию. При этом он опирается на нек-рые приемы, разработанные источниковедами для оценки предварительной пригодности документа (критика источника). Напр., рекомендуется выяснить, является документ подлинником или копией. Для копий важно установить их достоверность и возможные искажения информации. Целью критики источника является определение его пригодности, степени полезности и возможностей его использования для получения необходимой информации, а также оценка надежности этой информации. В зависимости от целей исследования в традиционном анализе документальных источников могут преобладать специализированные приемы: источниковед., психологич., юридич., лингвистич. и др. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ) рассчитан на извлечение социологич. информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении нек-рых количественных, статистич. характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают нек-рые существенные черты изучаемых соц. явлений и процессов. Напр., устойчивые, повторяющиеся в течение достаточно длительных периодов времени, тематич. разделы газеты (частота их встречаемости), или размер газетной площади (число строк), или время передач, отводимое для данных тем, отражают в той или иной степени интересы читательской (зрительской) аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в об-ве нормы их взаимодействия. Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, к-рыми могут быть: отдельные слова (термины, географич. названия, имена политич. деятелей и т. д.); суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов; мнения, оценки, т.зр., аргументы и т. п., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и др.). Определение единиц счета обусловлено целями исследования. Процедура их выделения аналогична разработке индикаторов при подготовке вопросов анкеты для проведения опроса. Исходя из анализа предмета исследования, социолог определяет систему категорий (переменных), информация о к-рых предположительно может быть получена из тех или иных документальных источников. Следующим шагом является определение смысловой единицы анализа, к-рая связывает содержание изучаемой переменной с содержанием конкретного вида документов. Это может быть тема, ста-тистич. показатель, жанр публикации, т. е. такая характеристика содержания документа, к-рая требует дальнейшей конкретизации, а именно определения единицы счета. Единица счета и смысловая единица анализа могут совпадать. Содержание изучаемых переменных, их соотношение со смысловыми единицами и единицами счета описываются в программе контент-анализа, разрабатываемой социологом. Для регистрации единиц счета разрабатывается специальная кодировочная карточка. О надежности процедуры кодировки будет свидетельствовать высокий процент совпадения рез-тов кодировки у разных исполнителей. Стандартизация процедур кодирования при достаточной ее надежности позволяет избежать при интерпретации содержания документальных источников субъективных смещений, возможных при традиционном анализе.

ИЗ ЛЕКЦИИ:

История возникновения контент-анализа: одна из первых попыток колич.анализа жокументов принадлежит американцу Дж.Спиду,кот.проводил анализ воскресных выпусков Нью-Йоркских газет за 2 года (1881 и 1893). Сравнивая содержание материала этих двух лет он решил выяснить,какие изменения происходили в прессе за этот период. Он: 1) классифицировал содерж.по темам. Выделил серьезные темы:литература, политика,религия. И несерьезные: сплетни,слухи и т.д. 2) измерил длину газетных колонок 3)сравнил данные. В результате он пришел к выводу, что часть газеты стала публиковать гораздо больше идей, кот.касаются сплетен, скандалов, объем серьезных тем стал меньше. Т.о.он выявил причину, почему увеличился тираж Нью-Йорк Таймс. Окончательно контент-анализ возник в сфере соц.исслед.в СМИ в 1940-е гг. в США. Появление вызвано увеличением объема информации,ростом аудитории читателей. Основатель Берильсон. Суть: в тексте документа выделяют признаки и свойста (ключевые понятия, стандартные фразы, кот.отражают содержание документа,кот.можно подсчитать). Сам анализ проводится путем количественного сопоставления элементов текста между собой и по отношению к общему объему информации. Контент-анализ исп.в случае: 1) когда имеется большое количество несистематизированного материала. 2) когда требуется высокая степень точности и объективности. 3) когда сравниваемые характеристики анализа сопоставимы (например, газетные полосы). Задача: текстовую информацию перевести в количественный показатель.

Контент-анализ предполагает: 1)Выработку смысловой единицы (соц.идея или соц.значимая тема). Иногда смысловая единица совпадает с названием документа. 2)Выработку категорий анализа-это понятия, в соотв.с кот.будут сортироваться единицы анализа. 3)Единицы анализа – это та часть содержания,кот. выделяется как элемент подвода под ту или иную категорию. 4) Единица счета – основание для колич.анализа материала.Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа.

Второй метод анализа документов-нетрадиционный (классический). – это интерпретация содержания документа так, как его видит исследователь. Этот метод применяется в случае: 1) при анализе уникальных документов. 2) при анализе сложных явлений. 3) если документы не репрезентативны, никакую тенденцию выявить нельзя. Отличие от контант-анализа: полностью субъективен. Причина субъективизма: психологические особенности индивида и т.д.

Наши рекомендации