Политические взгляды Лаврова
Наиболее полно свои взгляды на "политические задачи революции в России", государство и социализм Лавров изложил в работе "Государственный элемент в будущем обществе" (Лондон, 1876). Рассматривая широкий круг вопросов, Лавров, в частности, утверждал, что теория социализма направлена на усиление солидарности и кооперации, на борьбу против эксплуатации человека человеком; практика социализма предполагает всеобщий труд, общую собственность и федерацию трудящихся; путь достижения социализма - социальная революция, экономический переворот, отрицающий государство - общественную форму, основанную на принципе принуждения ("юридический союз", в котором законодательство перешло "из рук всего политического общества в руки одной доли его", одна группа лиц может сделать свою волю обязательной для других, а личность "закрепощается обществу" независимо от своего согласия). Государство - элемент, указывающий на недостаток общественной солидарности. Перспективы его исчезновения связаны с достижением солидарности в обществе.
Но, с точки зрения Лаврова, государство нельзя уничтожить разом или путем внезапного переворота ("внезапные перевороты не создают солидарности"), поэтому "государственный элемент" будет присутствовать и "накануне" революции, при организации партии и "на другой день" переворота. В первом случае он появляется в функционировании "социально-революционного союза" - конспиративной организации с "достаточной властью центрального органа", во втором, "элемент власти одной доли населения над другой" неизбежен при учете и обобществлении имущества, введении обязательного для всех труда, устройстве школ по новому типу, организации военного дела и других мер, которые будут осуществляться не специальной администрацией, судами и полицией, а "свободной деятельностью инициативных обществ, групп", в том числе и "групп прямой народной расправы" над врагами революции и социализма.
При этом, по мнению Лаврова, жесткость наказания врагов и "вредителей" должна смягчаться по мере укрепления нового строя - "трудового союза", в котором "государственный элемент" постепенно сменится "элементом свободной федерации личностей и групп для каждого отдельного дела".
Значительное внимание Лавров, в отличие от других народников, уделял проблемам подготовки революции, доказывая, что методом стихийного порыва, без серьезного подготовления социального взрыва успеха невозможно добиться. Во-первых, сами революционеры должны вооружиться знанием «законов развития общественных форм», понять народные потребности, во-вторых, благодаря пропаганде и посредством своей «страдальческой жизни», народ должен осознать необходимость революции и поверить в свои могучие силы. Интеллигенты-пропагандисты должны помочь становлению армии пропагандистов из народа. При этом только после социальной революции, когда рухнет притеснительное государство возможно приобщение народа к широкому образованию и научному знанию. За подобные установки многие эмигранты упрекали Лаврова в «недостаточной революционности».
В социологической концепции Лаврова подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» – прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории. Для Лаврова в социологии действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы. Мечтая о социалистических преобразованиях в России, Лавров, как и другие вожди народничества, возлагал надежды на крестьянскую общину, на «проникновение принципов коллективного труда и коллективной собственности в рабочие массы», верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в «народную инициативу».