Вопрос. Специфика социологических воззрений М.А. Бакунина (история как эволюционный процесс; законы общества; свобода как критерий прогресса; власть и насилие)
Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) – русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества.
Биография. Родился в дворянской семье тверского помещика. В 1835 г. оказался в Москве, где подружился с кружком Станкевича и стал изучать германскую философию. В этот период Бакунин решает посвятить себя научной деятельности. Со всей страстью отдаётся изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и Гегеля.
С 1840 г. проживал за пределами России, был активным участником европейских революций 1848-49 гг. Был выдан России, шесть лет провёл в заключении в Шлиссельбургской крепости, затем был выслан в Сибирь, откуда совершил побег и возвратился в Западную Европу.
В 1864 г. на конференции в Лондоне К. Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих – I Интернационал, куда вскоре вступил и Бакунин. Причём руководители Интернационала не разделяли анархических взглядов Бакунина и не желали разрушения исторически сложившихся государств. Бакунин выступил против «государственника» Маркса и начал борьбу за главенство в этой организации, однако потерпел поражение.
В последние годы занимался составлением программ, организовывал тайные общества (которые вскоре раскрывала полиция), разрабатывал анархизм как доктрину крайнего индивидуализма, связывая надежды на революцию с крестьянством.
Умер Бакунин в 1876 г. в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещен по его настоянию.
Основные работы: «Исповедь», «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя и социальная революция» и др.
Специфика социологических воззрений Бакунина. Народничество является одной из теорий социальных революций. Это – идеология разночинной интеллигенции России XIX века. Эта система идей освободительного движения отличалась подчёркнутой антибуржуазной направленностью, демократизмом. Крестьянская революция виделась как способ уничтожения несправедливого социально-экономического и политического строя.
Историю развития общества рассматривал как эволюционный процесс, как шествие человечества из «царства животных» в «царство свободы». Разумная трудовая деятельность людей переводит их из сферы биологического в сферу социального. Человек, по Бакунину, – часть природы и поэтому должен повиноваться её законам. Но социальную действительность творят сами люди. Здесь свобода людей ничем не ограничена.
Бакунин утверждал, что природой управляют объективные естественные законы, действующие и в физическом, и в социальном мире. Считал, что предшествующие системы естественных законов (физические, химические, геологические и др. законы) определяют последующие системы законов и проникают в них (в социальные законы, в законы психики). Обратное воздействие последующих систем законов на предыдущие – «реакционное действие» – отрицал.
Общество рассматривал как «социальное тело», обладающее определённой «структурой» (классы) и развивающееся в соответствии с естественными законами. Обществу, как высшей ступени развития мира противопоставлял государство.
Государство, по мнению Бакунина, это «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности, которое способствует разъединению наций, которое даёт возможность миру политики стать ареной мошенничества и разбоя». Оно объединяет только часть людей с целью порабощения всех остальных. Поскольку международного права не существует, поэтому государство не имеет никаких обязанностей по отношению к наследию других государств. Т.о., государство является насилием по отношению к своему народу: «государство есть насилие». Выдвинул идею создания самоуправляющегося безгосударственного анархического общества. Государственной власти, различным формам «государственного социализма» - авторитарного и регламентированного (к которому он причислял и марксизм), Бакунин противопоставляет идеал безгосударственного «анархического социализма» на началах самоуправления.
По его мнению, государство создавалось меньшинством для господства над большинством. Возникновение его было связано с насилием, завоевательными походами, войнами. Войны и государства неразделимы. Пока будут существовать государства, мира на земле не будет; будут только передышки, перемирия между войнами. Государство – кладбище социальных интересов, гражданского общества.
Считал, что основная сила, способная уничтожить государство как губителя индивидуальной свободы – это революция. Предполагал, что проведение социалистической революции не зависит от объективных условий, что она возможна при любом экономическом строе общества. Для этого достаточно революционного призыва, который вызовет бунт в любое время. Важные условия возникновения революции, по его мнению, - экономическое положение народа, его нищета и эксплуатация. Но всё же, на первом месте – «страстное революционное сознание» народа, которое в сочетании с нищетой сделает революцию неотвратимой. Главной упор делал на бунт крестьянских масс. Верил, что народный призыв разрушит до основания старый строй и приведёт к уничтожению любой государственной формы правления. Вместо государства будут созданы самоуправляющиеся независимые общины, связанные между собой только договорными условиями.
Важное место отводил религии. Оценивал её как социальное зло – плод незрелого мышления людей. Причины её существования – нищета и моральная забитость народа. По его мнению, освободить народ от религии можно двумя путями: 1 – воздействовать на сознание людей, распространяя рациональную науку и пропаганду идей социализма; 2 – в корне изменить условия жизни народа, что возможно только благодаря революции.
Отметил уникальное свойство власти развращать всех независимо от классовой принадлежности. Предсказывал, что если когда-нибудь будут установлены правительство и парламент, состоящие исключительно из рабочих, то эти рабочие вскоре станут поклонниками принципа власти, угнетателями и эксплуататорами. Если будут управляемые, будут и рабы. Для этого нужна организация не «сверху вниз», а «снизу вверх», состоящая из рабочих и земледельческих ассоциаций и основанная на началах свободы, равенства и справедливости.
Законы общества: 1 – солидарность, поскольку только коллективная трудовая деятельность способна освободить человека от ига внешней природы и благоустроить поверхность земли; 2 – свобода. Свобода человека состоит в познании и признании естественных законов; эта свобода осуществляется лишь в обществе, которое её создаёт. По его мнению, человек свободен настолько, насколько он признаёт равенство, свободу и человечность всех окружающих его людей, которые в свою очередь признают его свободу и человечность. Цель прогресса и его критерий – постоянное приращение свободы личности. Все силы, способствующие становлению и процветанию индивидуальной свободы, считались им социально прогрессивными. Важнейшей гарантией обеспечения свободы считал контроль над властью.