Николай константинович михайловский 1842 - 1904.
Основные работы: «Герой и толпа» (1882) Михайловский первым обратился к феномену поведения в толпе. «Что такое счастье», «Борьба за индивидуальность», «Еще о герое», «Еще о толпе»
Михайловский как и многие другие русские интеллигенты-"шестидесятники" находится под интеллектуальным обаянием Н. Чернышевского. Авторитет Михайловского среди молодой интеллигенции 70-80-Х годов был огромным, о нем с теплотой отзывались - Л. Толстой, М. Горький, А. Чехов, В. Короленко, Д. Овсянико-Куликовский, Е. Тарле и другие, многие из которых сами были "властителями дум".
Биография:Р. в Мещевске, Калужской губ., в дворянской семье. Учился в Костромской гимназии и СПБ институте корпуса горных инженеров, курса в к-ром вследствие участия в 1863 в студенческих волнениях не кончил. Небольшое наследство, полученное от отца, истратил на попытку организовать кооперативную артель по образцу мастерской Веры Павловны из романа "Что делать?" Чернышевского. Лит-ую деятельность начал в 1860 статьей "Софья Николаевна Беловодова" в "Рассвете" Кремпина. Сотрудничал в библиографическом журн. "Книжный вестник" [1865—1866], в редакции к-рого сблизился с Н. Д. Ножиным, а через него и с революционными кружками. В 1868 М. вступил в число сотрудников "Отечественных записок", руководителем к-рых он оставался до самого закрытия журнала [в 1884], превратив их в популярнейший легальный орган народничества. В период деятельности "Народной воли" М. довольно близко сходится с ее деятелями. После разгрома этой партии М. был выслан из Петербурга, куда вернулся в 1886. Свою деятельность после 80-х гг. он посвятил борьбе с правительственной и общественной реакцией, ведшейся им с точки зрения народнического миросозерцания. Марксизма, возникшего в России, М. сначала просто не заметил, а с 90-х гг. вступил с ним в отчаянную борьбу, расценив его как одно из проявлений все той же реакции. Печатным органом, в к-ром М. проводил свои взгляды, стал с начала 90-х гг. журн. "Русское богатство". Фактическим редактором "Русского богатства" М. оставался до самой своей смерти.
Основные положения:
1. Методология:Методологически по Михайловскому, социология начинается с некоей утопии- социального идеала. Метод Михайловского: соединение правды-истины (объективного положения вещей) и правды-справедливости (этико-субъективных социолога).
2. Прогресс:История общества стадиальна, утверждал существование единого закона. Изучал влияние общественного организма на личность, выявление благоприятствующих развитию факторов. Откуда вырастает его теория КОЛЛЕКТИВНГОЙ ПСИХОЛГИИ КАК ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ. Кооперация – деятельная солидарность. Бывает сложная, капиталистическая, западная. А бывает простая – на манер русской крестьянской общины, современной ему). Прогресс по Михайловскому: «Постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннем разделению труда меду органами и возможно меньшему разделению труда между людьми». Все, что способствует прогрессу есть положительное. Прогресс – нравственный. Это движение к абсолютному добру.
3. Концепция: В своей социологической концепции М. пытался объединить два популярных в 60—70-х годах идейных течения. Представителем первого из них был Лавров, стремившийся освободить обществознание от тормозящего, как ему казалось, влияния естествознания; он был сторонником субъективного метода в объяснении социальных явлений и в обосновании человеческого поведения, в том числе и политической деятельности. Представителем другого течения был Чернышевский, материалист и строгий детерминист, искавший в естествознании реформирующих начал для заведенных идеализмом в тупик общественных наук, считавший, что в человеке надо видеть лишь то, что видят в нем физиология и медицина, пытавшийся — пусть неудачно — обосновать социализм объективным методом. Субъективный метод в социологии М. заимствовал у Лаврова, "формулу прогресса" создал путем применения плохо понятых, вульгаризованных посылок, заимствованных у Чернышевского. М. считал, что факты естественные подчинены закону причинности и человеку остается только принимать их так, как они есть, без всякого суда над ними; по отношению же к фактам, "так сказать, проходящим через человеческие руки", человек чувствует свою ответственность, потребность нравственного суда над ними, возможность влиять на них в ту или иную сторону
4. О революции:Возможен переход к социализму, минуя капитализм, однако отрицая неизбежность развития капитализма в России и его относительную прогрессивность, М. в начале своей деятельности отрицал необходимость политических реформ в духе политической демократии, считая неизбежным вместе с политическим преобразованием русского общества и капиталистическую трансформацию российского народного хозяйства. Третируя марксизм как одно из проявлений идейного распада и разброда, связанного с эпохой реакции, М. однако не в состоянии был выдвинуть против него хотя бы одно серьезное возражение. Всю методологию марксизма М. сводил к гегелевой идеалистической триаде.
5. Внимание на личность (в особенности, личность революционера). Интерес к внутренним устремлениям личности. У влияния личности есть определенный предел, и это нравственный идеал. Как и вообще у теоретиков этико-субъективной колы, в центре социологии Михайловского – личность. Важнейшее из его понятий – борьба за индивидуальность. Единство в человеке трех сущностей продиктовано соответствующим окружением: биогенным, социогенным и психогенным. Важные проблемы героя и толпы, кооперации в условиях толпу, т.е., особой общности, поглощающей индивидуальность. Базируется на сходстве психической реакции и поведения.