Вопрос 4. Конт и другие в российской социологической традиции
1. о. конт
Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины, под "духовным руководством" О. Конта.
Идеи конта
Огюст Конт - французский философ, социолог основатель позитивистского направления. Социологическая теория О.Конта состоит из двух частей:
1)социальной статистики. В задачи социальной статистики входило изучение человека, семьи, общества, всех социальных общностей, в которых действует человек. О.Конт пытался проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом. О.Конт исходил из того, что семь является основным социальным организмом общества. Он считал необходимым сосредоточить внимание в первую очередь на семье, а уже затем переходить к изучению самой структуры общества. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества, он считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а, следовательно, все, что противоречит этому закону (например, классовая борьба, революция), является незаконным и неразумным. Отсюда и одна из важнейших задач социологии состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя.
2) социальной динамики.
В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. В задачи социальной динамики, входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда и климатические условия.
1.2.Конт в России
Последователи: Лавров, Михайлевский
Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е гг. В 1859 г. выходят две работы П. Л. Лаврова ("Механическая теория мира" и "Очерки развития личности"), написанные в позитивистском духе. В 1865 г. почти одновременно появляются статьи о Конте и его философии в трех влиятельных журналах - "Современнике", "Русском слове", "Отечественных записках" (статьи В. В. Лесевича, Д. И. Писарева и П. Л. Лаврова). В 1867 г. в книге "Огюст Конт и положительная философия" публикуются работы о Конте.На рубеже 60 - 70 - х гг. появляются первые собственно социологические работы П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, написанные в русле методологии позитивизма.
Рассматривая роль позитивизма в становлении российской социологи, следует, однако, подчеркнуть, что увлечение им в России не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи, относились к идеям Конта и близких ему мыслителей достаточно критично. Более того, такие социологи, как Лавров или Михайловский, сложились как позитивисты во многом еще до знакомства с идеями Конта, Спенсера и др.
В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, к созданию науки об обществе, и он рассматривался ими как логика современной науки. В духе Конта на первом этапе российской социологии был понят ее предмет: социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез всех научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы.
Критика конта
На рубеже 19-29 века произошёл кризис социологии, причины которого усматривались в неадекватности методологии классического позитивизма потребностям научного познания общества. На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий и др).
Спенсер
2.1.Идеи спенсера
Г. Спенсер вошел в историю науки в качестве основателя так называемой "органической школы". Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью».
Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционо.
В основу всей теоретической системы Г. Спенсера был заложен принцип объективно данного и научно познаваемого характера законов общественного развития. Исходя из этого, ученый стремилея найти общее мерило всех человеческих проявлений.
2.2. В россии
Последователи: Михайлевский, Кареев
Г. Спенсер сыграл важную роль и в развитии непосредственно социологической теории и методологии России. Огромная популярность Спенсера обеспечила перевод всех его основных работ на различные языки (французский, немецкий, китайский, японский) и в том числе на русский. Интерес к Спенсеру-социологу со стороны нынешних российских историков социологии определяется тем, что его упоминают как основоположника позитивизма в социологии, основателя органической школы и эволюционной парадигмы. Значительное влияние он оказал на развитие отечественной социологии, особенно на начальном этапе ее формирования (вт. пол.XIX столетия).
Влияние идей Г. Спенсера на российскую социологию было огромно: от простых заимствований (П. Лилиенфельд, А. Строиин) до полного отрицания (Б. Ленские Н. Михайловский), с рядом объективной взвешенной критики (К. Тахтарев, М. Ковалевский).
Его идеи имели широкое хождение среди очень большого круга русских мыслителей прошлого века. Он оказал влияние на представителей различных направлений отечественной социологической мысли: социологов-историков (И. Лучицкий), социологов-географов (Л. Мечников), правоведов (С. Гальперин, С. Муромцев), теологов (Г. Корсун, А. Гусев), общественных и политических деятелей (Л. Оболенский, П. Лавров, П. Милюков).
Распространение идей Г. Спенсера в России стало своеобразным стимулом к развитию различных направлений в отечественной социологии. Появились приверженцы "субъективного" метода в социологии (П. Лавров, Н. Михайловский, И. Кареев), сторонники эволюционного подхода (Л. Оболенский, Н. Кареев, М. Ковалевский).
1.Маркс.
1. Идеи Маркса.
В основе его теории лежит материалистическое понимание истории. Согласно Марксу в основании общественной жизни людей лежит их экономическая деятельность - способ производства материальных благ. Любой способ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производственные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается идеологическая надстройка, включающая в себя право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию.
Основные положения марксистской социологии, как и исторического материализма, следующие:
1.выделение производственных отношений,
2.понятие общественно-экономической формации
3.взгляд на развитие и смену общественно-экономических формаций как на естественноисторический процесс.
2. В России
Представители: Плеханов, Ленин
На рубеже 19-20 векаУтверждается марксистская социология, причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Г. В. Плеханов, В., И-Ленин) и неортодоксальный, "легальный" марксизм (Я. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М` И. Туган-Барановский.
теоретическая социология начиная с 20-х гг. на долгие годы была втиснута в рамки марксистской идеологии. Советские обществоведы боролись с "буржуазной социологией", утверждая единственно верное понимание социально-исторического процесса.
В 20-х годов Бухарин книга “Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии», Данная работа дала толчок многочисленным дебатам о “механизме” и “диалектическом материализме”, которые продолжались до конца 20-х годов. В это же время оживленно дискутировался широкий круг теоретических вопросов (о составных частях теории марксизма, о содержании понятий “общественно-экономическая формация”, “базис” и “надстройка”, “производительные силы” и “производственные отношения”, о предмете марксистской социологии).дискуссии по этому поводу, можно свести к следующим двум точкам зрения. Представители первой считали, что исторический материализм является одновременно частью философии и частью общей социологической теории, т.е. социология — это часть философии. Представители второй полагали, что, социологическая теория имеет свой собственный предмет. В отличие от философии она изучает общественные явления и процессы на более “низком” уровне обобщений, социология — это самостоятельная, нефилософская наука. Первая точка зрения получила наиболее широкое распространение.
20-е годы были наиболее творческим периодом в истории советской социологии. В это время были сформулированы многие идеи, которые на многие годы определили содержание внутримарксистских теоретических споров.