Т.Н. Иванова, Н.Б. Горбачева
Т.Н. Иванова, Н.Б. Горбачева,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫполнениЮ КУРСОВых РАБОТ
по дисциплине «Основы социологии» по направлению 040100.62 Социология
Тольятти 2011
Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине Основы социологии»: Учебно-методическое пособие / сост. Т.Н. Иванова, Н.Б. Горбачева. - Тольятти: Изд-во «РИЦ» ТГУ, 2011. – 20 с.
Методические указания разработаны в соответствии с учебными планами специальности «Социология», в которых подготовка курсовых работ по ОС включена как обязательный элемент.
Настоящие методические указания рассчитаны на студентов 1 курсов, обучающихся по направлению «Социология» очной формы обучения.
Рецензент: Цветкова Ирина Викторовна, д.философ.н., профессор кафедры социологии Тольяттинского государственного университета.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи курсовой работы......................................................................4
2. Этапы выполнения курсовой работы............................................................5
3. Структура курсовой работы.............................................................................6
4. Оформление курсовой работы. Сроки сдачи................................................8
5. Основные критерии оценки курсовой работы..............................................9
6. Приложения……………………………………………………………………10
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Подготовка и защита курсовой работы по дисциплине «Основы социологии», первой работы подобного рода для студентов – социологов ТГУ Гуманитарного института, ориентирована на достижение следующих целей и задач:
· Изучение социальных явлений и процессов: усвоение целостного представления об обществе соотнесением их с картиной исторического развития, структуры и особенностей предмета современного теоретического социального знания.
· Усвоение типологии: умение анализировать основные источники возникновения и развития социальных движений, выделять формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы социальных конфликтов и социальных изменений, типы и структуры социальных организаций.
· Выявление существенных признаков: умение устанавливать характерные закономерности при наблюдении и экспериментальных исследованиях социальных явлений и процессов.
· Структурировать социальную информацию: использовать научные методы исследования.
· Формирование навыков работы с литературой: умение находить нужные источники, анализировать материал, выделять теоретические концепты для изучения социальных явлений и т.д.
· Углубление знаний в области методологии социологического исследования: усвоение позитивного опыта разработки и использования инструментария, а также опыта использования качественного или количественного подходов, решение проблем, в области методологии исследования.
· Знакомство с проблемами конкретной отрасли социологии, предметное поле которых составляет в курсовой работе полигон для демонстрации познавательных возможностей того или иного метода сбора первичной социологической информации, анализа методологических проблем социологического исследования в целом.
· Знакомство со стандартами оформления научных работ, разработанных Тольяттинским государственным университетом.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Рекомендуется следующая структура курсовой работы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление
2. Введение.
3. Основной текст.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
6. Приложение (если нужно).
Введение к курсовой работе содержит следующие элементы:
• актуальность темы курсовой работы. Актуальность здесь означает научную значимость анализа предмета исследования, которому посвящена курсовая работа: конкретный анализ первичной социологической информации, методологической (методической) проблемы. В свою очередь, научная значимость предполагает описание нерешенных теоретических проблем того или иного метода, а также трудностей, с которыми сталкивается социолог;
• степень разработанности проблемы. Здесь должны быть указаны работы, в которых рассматривается изучаемый метод или методологическая (методическая) проблема, а также кратко рассмотрены аспекты изучаемого метода или проблемы, которые представлены в анализируемой литературе;
• цели и задачи курсовой работы. В спектр задач должны входить как теоретические задачи (как правило, они представлены теоретическими частями - разделами, параграфами), так и задачи эмпирического плана. Например, в курсовой работе по теме «Социальные конфликты в российском обществе» могут быть поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать понятия «конфликт», «социальный конфликт»;
2. Рассмотреть сущность социального конфликта.
3. Изучить особенности социального конфликта в Российском обществе.
Основные характеристики теоретической части работы: описание данной проблематики, объем и содержание текстовых материалов, объект социологического изучения.
Основной текст курсовой работы может быть структурирован различным образом: либо в виде 2 глав – теоретической и эмпирической, в каждую из которых должно быть включено не менее 1-2 параграфов; либо в виде автономных параграфов (разделов), не объединенных в главы. В любом случае структура курсовой работы должна быть стройной, внутренне непротиворечивой, то есть все ее элементы должны быть логически увязаны между собой.
Заключение представляет собой краткие выводы по каждому структурному элементу курсовой работы: параграфу или разделу.
Список литературы может включать в себя как те источники, на которые в тексте делаются ссылки (или приводятся цитаты), так и те, которые были прочитаны (освоены) в процессе подготовки курсовой работы, но не используются прямым образом в курсовой работе. Литература в списке указывается в алфавитном порядке. Образец оформления списка литературы представлен в Приложении 3.
Приложение в курсовой работе не является обязательным элементом курсовой работы, но может быть представлено в работе. В Приложении могут быть представлены результаты тех процедурных элементов эмпирического исследования, которые не являются предметом курсовой работы, но в то же время необходимы при изучении данной проблематики: таблица, диаграмма, гистограмма и программа социологического исследования, анкета или бланк интервью, расчет и обоснование выборки и т. д.
Для повышения качества курсовой работы студенту предлагается бланк самоанализа (Приложение 6), с помощью которого осуществляется самостоятельное выявление и устранение студентом имеющихся в тексте недостатков. Бланк выдается студенту вместе с индивидуальным заданием для курсовой работы. По итогам работы «Бланк самоанализа студентом курсовой работы» вкладывается в текст курсовой работы, которая передается научному руководителю за неделю до предполагаемого дня защиты.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. СРОКИ СДАЧИ
Объем курсовой работы составляет примерно 20-30 страниц компьютерного текста (кегль – 14, межстрочный интервал - полуторный).
Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 2.
Сноски в работе могут быть как постраничные, так и концевые: в конце каждого параграфа, если в структуре работы отсутствуют главы, или в конце главы, если таковые есть.
Концевая сноска оформляется следующим образом: рядом с цитатой в квадратных скобках ставится номер литературного источника в соответствии с его положением в списке использованной в этом параграфе или главе литературы, рядом ставится номер страницы, на которой находится цитата. При этом такие списки литературы строятся не по алфавитному принципу, но по мере упоминания в тексте. Например: «текст цитаты» [3, с. 57]. Оформление самого списка использованных источников в этом случае, подчиняется общим правилам оформления использованной литературы - см. Приложение 3.
При использовании постраничных (подстрочных) сносок также используются общие правила библиографического описания (см. Приложение 4), только вместо указания общего количества страниц в книге или статье ставится номер страницы, на которой расположена приведенная цитата.
При невыполнении студентом требований к оформлению работы научный руководитель возвращает студенту курсовую работу для доработки и устранения недостатков.
Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей о подготовке курсовых работ и организует защиту в мае соответствующего года.
Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы, или получившие неудовлетворительные оценки за курсовые, к экзаменационной сессии не допускаются.
РАБОТЫ
Подготовленная и сданная курсовая работа оценивается по следующим критериям:
• степень разработанности темы;
• объем использования социологической литературы;
• актуальность изучаемой проблематики;
• язык и стиль изложения;
• качество оформления работы.
Степень разработанности темы оценивается по качеству и глубине анализа теоретических подходов к изучаемой проблеме представленных в литературе. Анализ теоретических подходов, в свою очередь, представляет не просто перечисление представленных в литературе точек зрения, но их сравнение, поиск общих или, напротив, противоречащих друг другу аспектов анализируемого метода или проблемы. В качестве объектов анализа могут быть использованы: социологическая литература, посвященная методологическим и методическим аспектам социологического знания, а также статьи в основных социологических журналах страны: СоцИс, Социология: 4М, Журнал социологии и социальной антропологии, INTER и др.
Приложение 1.
Примеры библиографического описания документов подстрочной ссылки
1. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы.
Подстрочная библиографическая ссылка может содержать следующие элементы:
- заголовок;
- основное заглавие документа;
- общее обозначение материала;
- сведения, относящиеся к заглавию;
- сведения об ответственности;
- сведения об издании;
- выходные данные;
- сведения об объеме документа (если ссылка на весь документ);
- сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа);
- сведения о серии;
- обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах);
- сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки;
- примечания;
- Международный стандартный номер.
1 Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.
3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006. С. 144-251.
17 История Российской книжной палаты, 1917—1935. М., 2006.
или более подробно:
1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. — 2-е изд. — М. : Прос-пект, 2006. — С. 305—412.
3 Кутепов В. И., Виноградова А. Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В. И. Романова. — Ростов н/Д, 2006. — С. 144—251.
17 История Российской книжной палаты, 1917—1935 / Р. А. Айгистов [и др.]. — М. : Рос. кн. палата, 2006. — 447 с. — ISBN 5-901202-22-8.
2. В подстрочной библиографической ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа библиографические сведения об объекте ссылки.
2.1. Для аналитических записей допускается, при наличии в тексте библиографических сведений о составной части, в подстрочной ссылке указывать только сведения об идентифицирующем документе:
2 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. — 1992. — № 10. — С. 76—86.
или, если о данной статье говорится в тексте документа:
2 Вопр. философии. 1992. № 10. С. 76—86.
2.2. Для записей на электронные ресурсы допускается при наличии в тексте библиографических сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указывать только его электронный адрес1):
2 Официальные периодические издания : электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005—2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).
или, если о данной публикации говорится в тексте документа:
2 URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html
3. При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или — для данной страницы документа.
Приложение 4.
Задание на курсовую работу
Факультет (институт)_____________________________
Кафедра________________________________________
Утверждаю_____________________________20__г. Зав.кафедрой
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студенту______________ _____________________курса гр. №________________________
1 Тема работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задание на специальную разработку____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Содержание подлежащих разработке вопросов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечень обязательного иллюстративного материала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Рекомендуемая литература и материалы___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок сдачи законченной работы «___»___________________20__г.
Дата выдачи «___»___________________20__г.
Руководитель_____________________________
Задание принял к исполнению «___»___________________20__г.
Студент___________________________
Приложение 5.
Календарный план
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт (факультет)______________________________________________
Кафедра __________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой_______________
«____»______________20__г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Выполнения курсовой работы
Студента_________________________________________________________
по теме___________________________________________________________
______________________________________________________________
№ этапов работы | Содержание этапов работы | Форма представления материала | Плановый срок выполнения этапа и представления его на контроль | Планируемый объем выполнения этапа, % | Фактический объем выполнения этапа, % | Отметка о выполнении |
Студент_____________________________________
Руководитель_________________________________
«____»______________20__г.
Приложение 5.
Бланк самоанализа студентом курсовой работы
ФИО студента, курс, группа |
по теме «
» |
№ | Структурные элементы курсовой работы и показатели анализа | Полнота выполнения требований | ||
Выполнено | Частично выполнено | Не выполнено | ||
Введение | ||||
1. | Показ актуальности темы (названы причины, факторы, обусловливающие ее выбор) | |||
2. | Характеристика научной разработанности темы исследования: | |||
2.1. | в научных монографиях; | |||
2.2. | в научных сборниках; | |||
2.3. | в научных статьях; | |||
2.4. | в других источниках. | |||
3. | Правильность формулировок: | |||
3.1. | объекта исследования; | |||
3.2. | предмета исследования; | |||
3.3. | цели исследования; | |||
3.4. | задач исследования. | |||
4. | Наличие указаний на нормативно-правовые акты, связанные с темой исследования. | |||
Первая глава | ||||
5. | Наличие материалов по истории вопроса. | |||
6. | Раскрытие теории вопроса (рассмотрение основных понятий, сравнение точек зрения авторов). | |||
7. | Краткая аннотация в конце главы. | |||
Вторая глава | ||||
8. | Характеристика социальных учреждений, связанных с объектом исследования. | |||
9. | Анализ деятельности социальных учреждений по решению социальных проблем (по теме исследования) в различных регионах России и за рубежом. | |||
10. | Использование результатов социологических исследований ученых отечественных и зарубежных по теме исследования. | |||
11. | Краткая аннотация в конце главы. | |||
Заключение | ||||
12. | Наличие двух-трех выводов по итогам исследования. | |||
13. | Формулировка на основании выводов предложений, практических рекомендаций в адрес законодательных органов и других структур. | |||
Список использованных источников и литературы | ||||
14. | Соответствие количества источников и литературы предъявляемым к курсовым работам требованиям. | |||
15. | Правильность оформления приведенных источников и литературы: па алфавиту, с указанием объема в страницах, согласно ГОСТ 7.1-2003 (см.: Приложение 1) | |||
Приложение | ||||
16. | Наличие нумераций приложений. | |||
17. | Наличие заголовком к каждому приложению. | |||
18. | Нумерация страниц (отдельно от основной курсовой работы). | |||
Оформление курсовой работы и научного аппарата | ||||
19. | Правильность оформления титульной страницы курсовой работы (см.: Приложение 2). | |||
20. | Правильность оформления сносок (ссылок) на страницах курсовой работы согласно ГОСТ Р 7.0.5.–2008 (см.: Приложение 3). | |||
21. | Соответствие названия глав и параграфов содержанию оглавления. | |||
22. | Отсутствие опечаток в тексте, опрятность текста. |
Мой общий вывод по итогам самоанализа курсовой работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
работа может быть оценена:______________________________
отлично, хорошо, удовлетворительно
Дата:______________
Подпись:____________
Т.Н. Иванова, Н.Б. Горбачева,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ