Механизмы формирования семейных ценностей в интернате для детей-сирот.
Формирование ценностей в школе начинается с начальных классов. Педагоги уверены в том, что с первого дня нахождения ребенка в обществе у него должно произойти формирование семейных ценностей и общественных. Но так как базой при формировании являются именно семейные ценности, педагоги отталкиваются от того, к чему ребенок уже приучен. Если ребенок воспитывался в угнетенной обстановке, эгоцентризме, его учили пренебрегать общественным мнением, он будет чувствовать себя изгоем в обществе .
И если у ребёнка, воспитывающегося в семье, основным источником передачи социальных ценностей является его ближайшее окружение, то есть родители, но у ребёнка, воспитывающегося в детском доме, основа ценностных ориентации во многом зависит от окружающих его взрослых, в первую очередь, от воспитателей, учителей и других сотрудников детского дома. Следовательно, большая ответственность ложиться на сотрудников детских домов, они являются первостепенным примером для подрастающих детей-сирот из детских домов. Все признают, что только личность может воспитать личность, что ты учитель только пока ты учишься сам, что главный метод воспитания — это воспитание личным примером.
Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети — зеркало, и они берут пример именно с окружающих их взрослых - другого примера у них пред глазами нет. Основной организатор воспитательной работы в детском доме — воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности подрастающего поколения и познавательных процессов, их здоровье .
Особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего развития способствует стремительному возрастанию потребности в профессиональных воспитателях и сотрудниках детских домов, умеющих грамотно осуществлять воспитание и обучение детей. Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского дома: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная, функция самообразования и др. Много личностных качеств и умений требуется, чтобы
достойным образом, успешно осуществить их.
Главной задачей воспитателей является формирование социальных ценностей у детей сирот. Педагогическую работу по формированию у детей сирот системы социальных ценностей, начинают с постановки конкретных задач.
Например, со следующих:
Формирование первоначальной системы нравственных ценностей;
Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;
Дать детям представление о понятии «дружба»;
Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;
Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей .
Для многих подростков-сирот учитель может оказаться единственным человеком, который сможет помочь им осознать, как ценна и разнообразна жизнь на Земле и сколько вокруг интересного, чем можно было б заняться для своего развития. Учитель создаёт условия, помогающие подросткам-сиротам самостоятельно формировать (без навязывания своего мнения) такое отношение к тому образу жизни, которым они живут. Взрослые должны показывать подросткам-сиротам пример приемлемого поведения.
Дети-сироты нуждаются в том, что бы взрослые помогли сформировать у них умения и навыки, в первую очередь это умение общаться и сотрудничать, ставить реальные цели, планировать свои действия и воплощать в жизнь свои планы. Подростки-сироты испытывают потребность в положительной самооценке и в хорошем отношении к себе. Этому способствует эмоциональная поддержка, похвала.
Долгое время, работая с детьми, оставшимися без попечения родителей, социальный педагог видит острое противоречие и массу серьёзных препятствий в сфере развития
их семейных ценностей. По факту, этим детям создаются искусственные условия, в которых подготовка их к собственной семейной жизни весьма затруднительна.
Какие цели ставятся- Общие, формальные:
- воспитание ответственного отношения к семейной жизни;
- развитие нравственных душевных качеств;
- формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру;
- формирование активной жизненной позиции.
Педагоги стараются дать понятие о семье, о роли родителей в воспитании детей, уделяем внимание формированию чувства ответственности за себя и партнёра, дают навыки и умения по кулинарии и личной гигиене.
Всё это, конечно, теоретически хорошо и правильно, но убеждение в том, что семья оказывает такое влияние на ребенка, которое не заменит ни один Центр, ни один социальный педагог, каким бы искусным он не был.
Наиболее подходящими в этом плане выступают детские дома семейного типа. Благоприятными в данном случае условиями для социальной адаптации детей-сирот являются следующие:
- комплектование групп по принципу «замещающей семьи»;
- приближение условий проживания к обычным домашним, в которой дети не имитируют «домашние дела», а действительно участвуют в социально-бытовых заботах семьи; а также обучение детей в общеобразовательной школе в классах совместно со сверстниками, воспитывающихся в обычных семьях;
- изменение позиции воспитателя – главным должно быть развитие личности ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Он не просто педагог – он «замещающая мама» в «замещающей семье». Это меняет отношение детей-сирот к нему, которые становятся более теплыми, доверительными, «родственными»;
- изменение позиции детского учреждения к родительской семье от ограничения ребенка «от дурного влияния плохих родителей» к привлечению родителей и родственников к воспитанию ребенка в период его нахождения в детском доме, укрепление связей ребенка с кровными родственниками;
- открытый тип детского дома способствует широким связям детей с окружающим миром;
- изменение системы организованного режима детского дома, учитывающей права детей: на свободное время, добровольное участие в коллективной деятельности, на самостоятельное общение.
Работа социального педагога – временно заменить ребёнку семью, по возможности полно подготовить его к семейной жизни. Что берет педагог за основу: формирование чувств, воли, культуры поведения, создание морального и фундамента личности. Всё то, что по идее должно начинаться с первых лет жизни ребенка.
Подготовить к семейной жизни – это, прежде всего, научить добру, уважению друг к другу, ответственности за себя и других.
По большей части дети, лишённые родительского попечения, эмоционально не развиты, их «недолюбили» и они не умеют искренне любить. Недоверие к окружающим взрослым, настороженное отношение к детям, ожидание предательства, всё это – очень большая наша проблема.
Приходится развивать те задатки эмоций, которые есть у каждого и тут все средства идут в ход: ласка, нежность, добрая улыбка. Ведь любовь, привязанность поднимает тонус жизни, вызывает ощущение радости. И это самая здоровая обстановка для психического развития ребенка, для его нравственного воспитания. Поэтому воспитание чувств одна из самых важных задач семейного воспитания детей-сирот. Однако, купаясь в чувствах, не следует забывать, что семья – это ещё и трудности, бытовые проблемы и хлопоты, ведение бюджета, умение отодвинуть свои интересы ради интересов другого. Научить этому – невозможно. Можно лишь дать представление, что так-то поступать можно и нужно, а так-то – нельзя и недостойно.
Опробовать свою модель поведения, прочувствовать её ребёнок и подросток может в ролевых играх, но перенесёт ли он это потом в свою семью – предугадать невозможно. Несомненно, семья в жизни ребенка играет ведущую роль в
умственном, физическом и психическом развитии. Если взять любую сторону развития всегда ответственность лежит на родителях, на том или ином возрастном этапе.
В младенчестве, раннем детстве, подростковом возрасте семья занимает главные позиции, которые не может заменить ни один социальный институт.
Дети, находясь в приютах, центрах, детских домах формируют определенное, зачастую неправильное представление о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Формируют потребительское отношение и не задумываются об ответственности.
Несомненно, социальному педагогу важно воспитывать у ребенка позитивное отношение к благополучной семье, формировать традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений. У детей, попавших в Центры из неблагополучных семей важно ещё и корректировать взгляды на семейное благополучие.
Вот только вопрос, как правильно формировать семейные ценности, если ребенок не по своей воле лишен любви матери и отца и воспитывается в учреждении для детей-сирот – до сих пор остаётся открытым.
Как вырастить хороших матерей и отцов, способных в дальнейшем создать благополучную семью, если ребенок рос в социальном институте и не видел настоящую семью. Находясь в домах малютки, а в дальнейшем в центрах, в социальных приютах некоторые дети не видели родителей никогда, и в этом случае влияние на них оказывают только окружающих их люди: персонал учреждений, социальные педагоги, другие воспитанники и т. д.
Можно сколько угодно рассказывать о семье, учить, объяснять, но если ребёнок не был в ней – формируется искаженное представление о семье, идеализированное, фантазийное.
ГЛАВА 2. Исследование семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений
2.1Аналитический обзор результатов исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений
В последнее десятилетие увеличивается количество социологических исследований, связанных с вопросами адаптации детей и подростков в социальной среде, в том числе и средствами досуговой и педагогической деятельности , так как знание психологических особенностей развития той или иной личности важно именно в контексте реализации личности себя в социуме, при создании семьи и при общении с людьми.
Ряд авторов изучает влияние досуговой деятельности на поведение, наличие личностных качеств и характеристик воспитанников интернатов и влияние на их дальнейшую жизнь после выхода из интерната.
Так, Беганцова И. С.[8], Попова А.С.[9], Белов В.Г.[10],Калимуллина О.А.[11], Бабосова Е.С.[12], Андреева А.А.,[13]Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[14] изучали влияние досуга на личностные качества молодого человека.
Так, в социологическом исследовании молодежной среды, проведенные под руководством Е. М. Бабосова и Ю. В. Никулиной (2007 г., объем выборки 1142 человека; 2009 г., объем выборки 1199 человек) и под руководством Ф. И. Храмцовой (объем выборки 412 человек), дали социологические данные, анализ и обобщение которых позволяют сформулировать качественно-количественные характеристики основных компонентов включенности молодежи в различные формы досуговой социокультурной активности.
В своем социологическом исследовании Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.по изучению влияния досуговой и профилактической деятельности на формирование качеств подростка-сироты и выпускника интернатного учреждения приходят к различным выводам. «Мотивационные детерминанты различны у подростков, не склонных к лени и склонных к ней. У подростков не склонных к лени мотивирующими стимулами являются самоорганизация и самостоятельность, которые проявляются, прежде всего, в умении, самостоятельно конструировать личностную активность и, как следствие, досуговую ситуацию, что также оказывает значительный вклад в уровень социальной адаптации ориентации на создание семейных отношений , кроме того, подростки второй группы не только стремятся к самостоятельности, они желают проявить себя как инициативные и взрослые лично.Для подростков, склонных к бесцельному времяпрепровождению, свойственна большая экспрессивность, подозрительность и низкая нормативность[15]».
«Проводимая психологической службой центров оценка состояния социальной адаптации подростков показала: изменения коммуникативной компетентности воспитанников, уменьшение последствий стрессов, снижение уровня тревожности, повышение уровня мотивации к активной
жизнедеятельности, стрессоустойчивость детей, участвующих в эксперименте»[16]. В результате своего исследования, Кожемякина О.А. приходит к выводу, что досуговая и профилактическая деятельность необходима для социальной адаптации молодого поколения, подверженного социальной эксклюзии, и является позитивным фактором для формирования личности индивидов.
Проблема социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений во взрослой жизни многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин) вопросам социальной адаптации и ориентации ребят на семейную жизнь отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности ребенка.
Исследованием вопроса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, средствами позитивной досуговой,психологической и педагогической деятельности занималась О.В. Дутова. Целями её исследования были: «социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и выпускников интернатныхучреждений , их ориентация на создание своей благополучной семьи и взаимоотношений с окружающими».
«С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в центре разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных
модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация»»[17]. Автор проводила анкетирования до и после введения программы, на этом и строится содержание её исследования.
Исследование О.В. Дутовой подтверждает эффективность влияние многопрофильной, вспомогательной деятельности на развитие адаптивности воспитанников и выпускников интернатных учреждений. «Рассмотренные на основанные приоритеты семейных ценностей и традиций, направления работы позволяют выделить «ступени роста» воспитанников от пассивного участника до активного субъекта, что дает возможность не только фиксировать развитие адаптационного потенциала детей-сирот, но и говорить об эффективности заявленной программы в целом. Это подтверждается результатами итогового диагностического замера критериев социальной адаптации: только 5 % воспитанников (первичная диагностика - 36 %) характеризуются социальной дезадаптированностью; у 16 % воспитанников (первичная диагностика - 26 %) наблюдается умеренное снижение социальной адаптации; у 11 % (первичная диагностика - 38 %) - низкий уровень социальной адаптации; у 68 % воспитанников (при первичной диагностике не выявлен) зафиксирован устойчивый средний уровень социальной адаптации»[18]. Таким образом, средствами досуговой деятельности можно воспитать в молодом человеке определенные качества, благодаря которым он легко вольется в социум, создаст свою семью, наладит отношения с окружающими .
2.2. Методика и организация социологического исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений
Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российской Федерации, так как ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Наиболее распространенной формой их устройства остается направление их в интернатные учреждения.
Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но он изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения,трудности вступления в семейную жизнь .
В современных научных исследованиях, как отмечают Абельбейсов В. А.[19], Астоянц М.С.[20], Киселева Л.М. [21]созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.
Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства и семейных отношений составляют научные исследования в области социально-
культурной деятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. Эту тему изучали различные авторы: Беганцова И. С.[22], Попова А.С.[23], Белов В.Г.[24], Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[25].При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.
Психолого-педагогический аспект организации позитивных форм досуговой ,педагогической и обучающей деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении психологической коррекции. Культурно-досуговая деятельность, как составная часть социально-культурной досуговой деятельности, способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков.
Цель исследования: изучить мнение о семье и браке у воспитанников и выпускников интернатныхучреждений ,выявить проблемы, с которыми они бояться столкнуться при создании семьи и воспитании детей ,выстроить графики работы со специалистами для преодоления данных проблем .
Задачи исследования:
· Выяснить количество свободного времени на занятие профилактической, психологической, обучающей деятельности со специалистами воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и выпускников интернатных учреждений (В будни и выходные дни);
· Определить уровень информированности о мероприятиях, которые проводятся в интернате других досуговых учреждениях ,уровень заинтересованности и роль воспитанников и выпускников в них;
· Определить уровень мотивации к позитивным формам досуговой, информационной и обучающей деятельности детей-сирот и выпускников интернатных учреждений (Что движет подростками, чего они хотят достичь в развитии себя в досуговой деятельности);
· Проанализировать влияние участия в обучающей, информационной и многопрофильной деятельности на повышение стартовых возможностей по окончанию интерната, появление установок на благополучную жизнь и создание семьи .
Объект исследования: выпускники интернатных учреждений, в возрасте 18-23-ти лет ,состоящие на учете в «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям»
Предмет исследования: отношение выпускников интернатных учреждений в возрасте 18-23 -тилет к институту семьи и брака, изучение их матримониальных установок и семейных ценностей (при наличии),опасений и страхов, касающихся семейной жизни. Всего в тестировании приняли участие 19 выпускников . В том числе 12 девушек и 7 юношей.
Гипотеза исследования: включение воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивную досуговую, обучающую и многопрофильную деятельность способствует повышению их уровня интеграции в обществе, вхождение во взрослую и семейную жизнь .
В связи с небольшим объемом реальной совокупности формирование выборки имела сплошной характер. Основой выборки является список выпускников интернатных учреждений, стоящих на учете в «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям»
Методы исследования для сбора социологической информации применяются следующие:
—традиционный анализ специальной литературы по теме исследования;
—сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатывалисьвручную.
Базойисследования является «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям» г. Сыктывкара .