Социальная структура жизненного мира
Возможность социального взаимодействия в жизненном мире основано на том, что отношения действующих лиц строятся на двух взаимных перспективах. Тезис о взаимозаменяемости перспектив является основным тезисом феноменологической социологии о социальном взаимодействии, он включает две идеализации:
· во-первых, идеализацию о взаимозаменяемости точек зрения и,
· во-вторых, идеализацию о совпадении систем релевантностей.
Первая идеализация предполагает, что другой человек на нашем месте будет воспринимать вещи, исходя из нашей точки зрения, как и мы и что мы, будучи на его месте, будем воспринимать вещи согласно его позиции.
Вторая идеализация предполагает, что различия в восприятии и представлениях о социальном мире, возникающие благодаря разной личной биографии, в принципе являются несущественными. Люди действуют в социальном мире и понимают его так, как будто пользуются одинаковыми критериями, имеют одинаковый жизненный опыт.
Темпоральная и смысловая структура социального действия
Социальное действие является процессом, в котором что-либо осуществляется. Его результатом является поступок. Шюц рассматривает временную и смысловую структуру социального действия.
Темпоральная структура
В социальном действии всегда содержится будущее; в поступке всегда содержится прошлое. Иначе говоря, действие всегда предшествует поступку. С социологической точки зрения интересно отметить, что социальное действие как процесс обладает временной структурой, в которой мыслиться в первую очередь то, что наступает в последнюю очередь, а именно: поступок. Согласно тезису Шюца, прежде чем начать действие, мы должны иметь представление о его результате, то есть о поступке. Поступок является целью, исходя из которой планируется действие. Для ее достижения мобилизуются определенныесредства.
Смысловая структура
В совместных действиях играют роль и другие допущения, в частности, допущения о мотивах действия. Шюц выделяет два мотива действия: мотив “Для-того-чтобы”имотив “Потому-что”. Первый мотив относится к проекту действия, второй - к биографической обусловленности установки действия. Как отмечалось, действие всегда ориентировано на результат, который существует в представлении и руководит действием. Каждый шаг социального действия совершается для-того-чтобы получить определенный результат. Мотив “Для-того-чтобы” направлен в будущее. С другой стороны, известно, что наше действие имеет предысторию. За ним стоит накопленный опыт, субъективные структуры релевантности. Поэтому люди не просто действуют, а действуют, потому-что для этого имеются определенные основания. Мотив “потому-что” основан на прошлом.
Значение феноменологической социологии
Феноменологическая социология раскрывает процесс создания человеком социальной действительности. Она отражает активность человека, взимопроникновение человека и социального мира.
43. Понятие этнометодологии, ее предмет и методы. "Кризисные эксперименты" Гарфинкеля и их теоретическая интерпретация.
Этнометодология - наука о практике повседневного социального действия
Предварительное понятие этнометодологии
Понятие этнометодологии предложено американским социологом Гарольдом Гарфинкелем, учеником А. Щюца (родился в 1917 г.). Предметом этнометодологии является методы построения повседневных социальных действий. В этнометодологии соединяются феноменологическая социология А. Шюца, американский прагматизм и символический интеракционизм.
Общность языка и представление о рациональности
Понимание в мире повседневности осуществляется на основе:
1. Общности языка;
2. Представления о том, что мы мыслим и действуем рационально;
3. Верим, что знаем мир другого человека.
Основаны взаимопонимания в мире повседневности
Люди повседневной жизни применяют определенные приемы взаимодействия, основанные на уверенности во взаимопонимании. Этнометодология выработала 4 объяснения происхождения уверенности во взаимопонимании, каждое из которых представляет собой лишь один аспект смыслового конструирования социальной реальности. К ним относятся:
Типизация жизненного мира
Истолкование мира основывается накоплении опыта, собственного и приобретенного у других. Опыт превращается в запас знания, который представляет собой опорную схему для дальнейшего истолкования мира.