Системно-теоретические разработки в российской социологии: представители и теоретические позиции.
Теория социальных систем в российской социологии
Системная теория и социологические традиции
Парадигмы системно-теоретического мышления связываются с различными традициями социологического мышления. Например, на Западе системная теория в социологии развивается путем соединения парадигм общей теории систем с общепризнанной социологической теорией, например, с теорией социального действия у Т. Парсонса или с теорией коммуникации у Н. Лумана, а в российской социальной мысли - с другими традициями. В результате «теории социальных систем» имеют мало общего в отечественной и западной социологии и даже в отдельных национальных традициях.
Системно-теоретические традиции в российской социальной мысли
· Тектология ― всеобщая организационная наука А. А. Богданова, в которой сформулированы основные принципы системного метода;
· наука о поведении М. Бехтерева и И. П. Павлова, в которой системный подход применяется в исследовании поведения организма во внешней среде.
В российской социальной мысли под системой понимается общество, причем, проблема общественного развития долгое время не решалась на длительный период. Т.е в России системную теорию можно характеризовать как комбинацию принципа системности и принципа развития.
Парадигмы системно-теоретического мышления в российской социологии
Традиционный подход к разработке теории социальных систем
Состоит в приверженности идее гармонии и отрицании принципиальной кофликтности социальных систем.
Марксистская теория социальной системы
Марксистская социология соединяет в системной теории два объяснительных принципа:
· принцип системности
· принцип развития.
Определяющей подсистемой считается экономика общества.
В результате теория социальной системы является теорией развития социальных систем. В этом заключается важное отличие системной теории в марксизме от западных теорий, в которых, например, у Т. Парсонса, рассматривается только проблема функционирования общества.
Универсумная социология В. Немировского
Примером соединения системно-теоретического подхода с русской культурно-философской традицией космизма является универсумная социология которая разрабатывается проф. Немировским В. Г. в Красноярском университете.
Основным тезисом теории является принцип минимального универсума, согласно которому система является целостностью, для описания развития которой достаточно следующего набора понятий: 2 элемента, 3 уровня, 5 состояний, 7 слоев. Они описывают систему как минимальный универсум. Логический процесс развертывания минимального универсума представляет собой следующие ступени:
Образование минимального универсума
1. Нерасчлененная протосистема
2. Выделение двух полярных элементов
3. Образование трех иерархических уровней по законам диалектики
4. Взаимоналожение элементов и уровней
5. Прохождение пяти стадий
6. Образование семи слоев
Образование минимального универсума из 2 элементов, 3 уровней, 5 состояний, 7 слоев.
В. Г. Немировский соединяет принцип минимального универсума с идеей цикличности развития и выделяет циклы развития: личности, поколения, социальной общности, социальных институтов, цивилизации, наложение которых друг на друга дает концепцию развития социальной системы:
· Развитие личности характеризуется биполярными циклами по 8 лет (4 года длится на фаза развития, 4 - фаза функционирования);
· Трехступенчатый цикл поколения состоит из 3 личностных циклов по 8 лет и составляет 24 года;
· Цикл социума составляет 72 года и состоит из 3 поколенческих циклов, иначе говоря, смена трех поколений означает переход социальной системы на новую ступень;
· Политические институты существуют в течение 2 социумных циклов, то есть 144 лет;
· Экономические институты существуют 432 года (72 года х 3 х 2);
· Цивилизационный цикл составляет, как нетрудно подсчитать, ровно 1944 года: 216 лет х 3 х 2.
Синергетическая социология
Тема этой теории — описание поиска социальной системой устойчивого состояния.
Центральной проблемой синергетики является проблема взаимоотношения порядка и хаоса, что и делает актуальным синергетику в современных российских условиях. Порядок и хаос переходят друг в друга. Это фундаментальные процессы, которые в данном случае рассматриваются на примере диссипативных систем.
По мнению проф. В. П. Бранского любое общество представляет собой диссипативную систему, потому что человек есть такая система (взаимодействует со средой), социальная группа и организация — тоже. Диссипативная структура — это социальный режим, который существует в известной независимости от смены поколений (элементарных диссипативных систем).
Как и во всей российской традиции, тема развития занимает здесь центральное место. Развитие есть процесс преодоления противоположности между порядком и хаосом ввиду неустойчивости хаотических структур. Синергетика позволяет ответить на вопрос не как идет развитие, а «почему оно имеет место». В основе развития лежит процесс отбора, в котором одновременно участвую тезаурус, детектор и селектор, что придает процессу развития тонкий и сложный вид.
Тезаурус — детектор — селектор и их социальные аналоги
ВОпросы теории | Общесистемные факторы | Социальные аналоги |
1. Из чего производится отбор | тезаурус (возможности) | Множество возможных социальных структур, создаваемых кризисами |
2. Кто осуществляет отбор | детектор (механизм отбора) | Социальные идеалы |
3. С помощью чего осуществляется отбор | селектор (руководящее правило) | Принцип, которым руководствуются носители идеалов (напр., фундментализм или принцип синтеза) |
Иерархизация — деиерархизация — суперотбор
Отбор влечет за собой иерархизацию системы как выражение устойчивости. Деиерархизация системы означает наступление хаоса. Затем следует новая иерархизация. Подобно диссипативной системе общество переживает процессы иерархизации и деиерархизации.
Сущность этого процесса заключается в осуществлении суберотбора — самих факторов отбора, то есть поиске нового тезауруса, детектора и селектора. Что и обеспечивается деиерархизацией (хаосом). Отсюда следует, что общество движется к абсолютному идеалу.
Достоинства синергетической социологии:
· дает решение проблемы исторического детерминизма, позволяющее совместить детерминизм с социальной активностью;
· дает критерии социального прогресса — большая степень реализации общезначимого идеала.