Системно-теоретические разработки в российской социологии: представители и теоретические позиции.

Теория социальных систем в российской социологии

Системная теория и социологические традиции

Парадигмы системно-теоретического мышления связываются с различными традициями социологического мышления. Например, на Западе системная теория в социологии развивается путем соединения парадигм общей теории систем с общепризнанной социологической теорией, например, с теорией социального действия у Т. Парсонса или с теорией коммуникации у Н. Лумана, а в российской социальной мысли - с другими традициями. В результате «теории социальных систем» имеют мало общего в отечественной и западной социологии и даже в отдельных национальных традициях.

Системно-теоретические традиции в российской социальной мысли

· Тектология ― всеобщая организационная наука А. А. Богданова, в которой сформулированы основные принципы системного метода;

· наука о поведении М. Бехтерева и И. П. Павлова, в которой системный подход применяется в исследовании поведения организма во внешней среде.

В российской социальной мысли под системой понимается общество, причем, проблема общественного развития долгое время не решалась на длительный период. Т.е в России системную теорию можно характеризовать как комбинацию принципа системности и принципа развития.

Парадигмы системно-теоретического мышления в российской социологии

Традиционный подход к разработке теории социальных систем

Состоит в приверженности идее гармонии и отрицании принципиальной кофликтности социальных систем.

Марксистская теория социальной системы

Марксистская социология соединяет в системной теории два объяснительных принципа:

· принцип системности

· принцип развития.

Определяющей подсистемой считается экономика общества.

В результате теория социальной системы является теорией развития социальных систем. В этом заключается важное отличие системной теории в марксизме от западных теорий, в которых, например, у Т. Парсонса, рассматривается только проблема функционирования общества.

Универсумная социология В. Немировского

Примером соединения системно-теоретического подхода с русской культурно-философской традицией космизма является универсумная социология которая разрабатывается проф. Немировским В. Г. в Красноярском университете.

Основным тезисом теории является принцип минимального универсума, согласно которому система является целостностью, для описания развития которой достаточно следующего набора понятий: 2 элемента, 3 уровня, 5 состояний, 7 слоев. Они описывают систему как минимальный универсум. Логический процесс развертывания минимального универсума представляет собой следующие ступени:

Образование минимального универсума

Системно-теоретические разработки в российской социологии: представители и теоретические позиции. - student2.ru

1. Нерасчлененная протосистема

2. Выделение двух полярных элементов

3. Образование трех иерархических уровней по законам диалектики

4. Взаимоналожение элементов и уровней

5. Прохождение пяти стадий

6. Образование семи слоев

Образование минимального универсума из 2 элементов, 3 уровней, 5 состояний, 7 слоев.

В. Г. Немировский соединяет принцип минимального универсума с идеей цикличности развития и выделяет циклы развития: личности, поколения, социальной общности, социальных институтов, цивилизации, наложение которых друг на друга дает концепцию развития социальной системы:

· Развитие личности характеризуется биполярными циклами по 8 лет (4 года длится на фаза развития, 4 - фаза функционирования);

· Трехступенчатый цикл поколения состоит из 3 личностных циклов по 8 лет и составляет 24 года;

· Цикл социума составляет 72 года и состоит из 3 поколенческих циклов, иначе говоря, смена трех поколений означает переход социальной системы на новую ступень;

· Политические институты существуют в течение 2 социумных циклов, то есть 144 лет;

· Экономические институты существуют 432 года (72 года х 3 х 2);

· Цивилизационный цикл составляет, как нетрудно подсчитать, ровно 1944 года: 216 лет х 3 х 2.

Синергетическая социология

Тема этой теории — описание поиска социальной системой устойчивого состояния.

Центральной проблемой синергетики является проблема взаимоотношения порядка и хаоса, что и делает актуальным синергетику в современных российских условиях. Порядок и хаос переходят друг в друга. Это фундаментальные процессы, которые в данном случае рассматриваются на примере диссипативных систем.

По мнению проф. В. П. Бранского любое общество представляет собой диссипативную систему, потому что человек есть такая система (взаимодействует со средой), социальная группа и организация — тоже. Диссипативная структура — это социальный режим, который существует в известной независимости от смены поколений (элементарных диссипативных систем).

Как и во всей российской традиции, тема развития занимает здесь центральное место. Развитие есть процесс преодоления противоположности между порядком и хаосом ввиду неустойчивости хаотических структур. Синергетика позволяет ответить на вопрос не как идет развитие, а «почему оно имеет место». В основе развития лежит процесс отбора, в котором одновременно участвую тезаурус, детектор и селектор, что придает процессу развития тонкий и сложный вид.

Тезаурус — детектор — селектор и их социальные аналоги

ВОпросы теории Общесистемные факторы Социальные аналоги
1. Из чего производится отбор тезаурус (возможности) Множество возможных социальных структур, создаваемых кризисами
2. Кто осуществляет отбор детектор (механизм отбора) Социальные идеалы
3. С помощью чего осуществляется отбор селектор (руководящее правило) Принцип, которым руководствуются носители идеалов (напр., фундментализм или принцип синтеза)

Иерархизация — деиерархизация — суперотбор

Отбор влечет за собой иерархизацию системы как выражение устойчивости. Деиерархизация системы означает наступление хаоса. Затем следует новая иерархизация. Подобно диссипативной системе общество переживает процессы иерархизации и деиерархизации.

Сущность этого процесса заключается в осуществлении суберотбора — самих факторов отбора, то есть поиске нового тезауруса, детектора и селектора. Что и обеспечивается деиерархизацией (хаосом). Отсюда следует, что общество движется к абсолютному идеалу.

Достоинства синергетической социологии:

· дает решение проблемы исторического детерминизма, позволяющее совместить детерминизм с социальной активностью;

· дает критерии социального прогресса — большая степень реализации общезначимого идеала.

Наши рекомендации