Закономерности культурной жизни
Среди многообразных закономерностей, кот характеризуют культуру и кот стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:
1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.
2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.
3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении сис-ма ценностей строится иначе, по линии свободный - раб.
4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, кот принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".
5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, кот влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.
10.. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций
Заключительный этап соц исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Обработка данных вкл в себя следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование инфы. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той инфы, кот была получена в ходе исследования.
2) Создание переменных. Собранная на основании анкет инфа прямо отвечает на те вопросы, кот необходимо решить в исследовании.
3) Статистический анализ В его ходе выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, кот позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для его проведения социологи используют большое число различных математических методов, анализировать собранную информацию.
Если социолог определенную часть инфы извлекает из документальных источников, то он использует неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ)метод анализа документов. 1 основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. 2 (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических инфы из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов .
При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Ранжирование - процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг - показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой.
Завершается соц исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций.
Классы и страты.
Общество в своей социальной структуре делиться на классы и страты. Классовую теорию выдвинул К.Маркс, кот определил что класс – это большая соц группа, кот. отделяется одна от др на основании такого экономического признака, как собственность, наследство, производство.
Существуют 3 класса: Рабочий(самый большой; только он работает), Средний (те, кот осуществляют умственную/творческую дея-сть) и Элита (те, кто владеют средствами производства).
Страта – большая соц группа, кот отличается своей однородностью по какому-либо признаку и, практически, не возможным переходом из одной страты в другую. Для этого существует 4 элемента – образование, доход, власть, престижь
Малая группа
Выделяются большие, средние и малые соц группы. В большие (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это соц слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к соц группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К ср. соц группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
В них не меньше 2 человек, не больше 25 членами.
Малая групп – немногочисленная по составу общность людей, члены кот объединены едино дея-стью, интересами и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.
Личный контакт участников – обязательный атрибут малых групп.
Классификация:- по принципу формальности: а) формальные; б) неформальные;
- по размеру: а) диада (2 человека); б) триада (3 человека); в) малая группа (до 30 человек); г) большая группа (более 30 человек);
- по длительности существования: а) временные; б) постоянные;
- по регулярности и частоте взаимодействия: а) первичные; б) вторичные;
- по степени сплоченности: а) группа; б) команда;
- по ведущей дея-сти: а) учебные; б) спортивные; в) семейные; г) управленческие; д) производственные и т. д.;
-по факту существования: а) номинальные; б) реальные;
-по признаку цели: а) целевые; б) функциональные; в) по интересам; г) дружеские; д) референтные (носители образцов поведения).
13. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.
Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.
Различают:
1) внешний анализ документов, при кот изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;
2) внутренний анализ, в ходе кот изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о кот сообщает документ.