Тема 2. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Учебные вопросы:
1. Особенности социального познания.
2. Социальный статус и социальные роли личности.
3. Социализация как процесс приобщения к обществу.
4. Подходы к изучению общества.
5. Типология обществ.
Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального знания:
– субъект и объект познания совпадают («люди изучают людей»);
– сложность познания общества (общество находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер);
– получаемое знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов, всегда нагружено оценкой – это ценностное знание;
– можно говорить только об установлении только относительных истин;
– ограниченность применения эксперимента.
Основные принципы социального познания: рассматривать социальную действительность в развитии; изучать общественные явления в их многообразных связях и взаимозависимости; выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Социальная сущность человека проявляется в том, что он становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми; способен к общественно-полезному труду; обладает сознанием и разумом, наличием свободы и ответственности.
Характеристика человека |
индивид человек как отдельная особь среди других людей | индивидуальность человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей | личность человек с социально значимыми качествами |
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Различают статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
– основной статус(определяет главное в жизни человека, чаще всего связан с основным местом работы);
– личный статус (положение индивида в малой группе: лидер, «душа компании» и пр.).
Различают статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
– предписанный (приписанный) статус– социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность и др.);
– достигаемый (приобретенный) статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние и др.);
– смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов.
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом в обществе.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом (ожидаемое поведение).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ– процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Этапы социализации: начальный (преимущественно в семье); средний (школа); завершающий (взрослый человек, осваивающий новые роли: супруга, родителя, бабушки и т.д.). Чаще всего этапы социализации разделяют на первичный и вторичный.
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – все, что влияет на процесс социализации: национальные традиции и обычаи, СМИ, государственная политика, социальное окружение, образование, самовоспитание и др.
В процессе социализации сохраняются и передаются достижения культуры; усваиваются нормы, минимизируется отклоняющееся (девиантное и делинквентное) поведение; усваиваются приемы хозяйственной деятельности, взаимодействия и коммуникации в процессе труда.
Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую, саморазвивающуюся, в которой возникают новые и отмирают старые элементы, самодостаточную, социокультурную систему. Общество отличает незавершенность, альтернативность развития, ему присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Общественное развитие может носить реформистский (эволюционный) или революционныйхарактер.
Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений. Под реформой понимается властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Реформы делятся на прогрессивные (например: реформы Александра II) и регрессивные (например: реформы Александра III).
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступаютреволюции – коренные изменения в обществе. Могут быть кратковременными (например, революция 1917 г. в России) и долговременными (например, промышленная революция).
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Относительность общественного прогресса заключается в том, что существуют области, в которых понятие прогресса не применимо (например: культура), а противоречивость прогресса – совершенствование в одних областях могут оборачиваться потерями в других (например: экономика и духовность).
РЕГРЕСС– тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, изменения к худшему.
Периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять, называют «стагнацией» или «застоем».
Критериями общественного прогресса считают: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; развитие производительных сил, включая самого человека; прогресс науки и техники; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Универсальный критерий социального прогресса – «прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма».
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВ
1. Формационный подход (марксистская школа обществознания), где ключевым понятием выступает «общественно-экономическая формация» – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем (экономика – базис) и возвышающейся над ним надстройкой.
Данный подход концентрирует внимание на общем, повторяющемся, универсальном.
2. Цивилизационный подход, где ключевым понятием выступает «цивилизация».
Данный подход концентрирует внимание на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
В современной теории цивилизации выделяются стадийный и локальный подходы.
Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии:
– доиндустриальная (аграрная, традиционная; IV-III тыс. лет до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в.);
– индустриальная (машинная, техногенная; сер. XIX в. – последняя треть XX в.);
– постиндустриальная (информационная; переход совершается в наши дни).
Типология обществ
Линии сравнения | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриаль-ное |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов и технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяйство – до 75% | Промышленность – 85%; сельское хозяйство – 10% | Услуги – около 2/3 населения; промышленность – 1/3%; сельское хозяйство – 3-4% |
Социальная структура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; проф. дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Открытость общества |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужно обоснование; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки, образования; развитие индивидуализиро-ванного сознания; непрерывное образование |
Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой индивидуальный путь исторического развития. Современные типы: западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.
Обычно все многообразие локальных культур делят на две большие группы – западную и восточную.
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие | Эмоциональное, целостное восприятие (вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы, все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (медицина и др. построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
Отношения власти | Принцип разделения властей. Сословно-представительские структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монархии) |
Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
Отношение к прогрессу | Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер | Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие носит циклический характер |
Тема 3. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Учебные вопросы:
1. Социальная группа как посредник между индивидом и обществом.
2. Социальные институты. Институализация.
3. Семья – главный социальный институт. Функции семьи.
4. Система социального контроля. Социальные нормы, социальные санкции и девиации.
5. Социальная стратификация и социальная мобильность
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними.
В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни различных социальных групп.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие социальные признаки (социальное положение, ценностные ориентации и др.).
Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом.
Границы социальной группы очерчиваются участием (неучастием) индивидов в данном виде совместной деятельности. Ч.Кули классифицировал группы на первичные и вторичные. Первичные – небольшие группы, в которых индивиды взаимодействуют непосредственно – «лицом-к-лицу»; «здесь-и-теперь» (например, семья, группа друзей, рабочий коллектив). Им свойственны свои нормы поведения и солидарность. В первичных группах, по Кули, человек впервые осознает свою социальную принадлежность, усваивает социальные нормы, идеалы, ценности. Вторичные – это большие группы (этнические сообщества, классы), где каждый член группы не взаимодействует напрямую с остальными, хотя в некоторых (профсоюзах и др.) отдельные члены взаимодействуют и сохраняют нормативную систему и общее чувство корпоративности.
В соответствии с местом в системе общественных отношений выделяются большие и малые группы.
Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных контактов:
– номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-либо признаку, не имеющему социального значения, т.е. для удобства анализа (статистические признаки – пол, возраст, профессия);
– реальные группы (класс, этнос и др. сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков) – это общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями.
Малая группа (или группа членства) – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной и родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми (от 3 до 30 человек; оптимальный размер – 5-12 человек):
Критерии выделения социальных групп:
– демографический (распределение населения по таким признакам, как: возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.);
– этносоциальный (принадлежность к этносу (племени, нации, народности);
– расовый – единство происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (негроидная, европеоидная, монголоидная расы);
– поселенческий или территориальный (в зависимости от места жительства – горожане, сельские жители и т.п.);
– профессиональный (в соответствии с родом трудовой деятельности – врачи, учителя, инженеры и т.п.);
– конфессиональный (религиозный) и др.
Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм (аудитория, фан-группа, толпа).
К основным свойствам квазигрупп относятся: анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
Социальные институты классифицируются по общественным сферам: экономические (собственность, зарплата, разделение труда), политические (парламент, армия, полиция, политическая партия), институты родства (брак и семья), институты культуры (музеи, клубы) и др.
Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институализацией.
Институализация– процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
Функции социальных институтов:
– воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;
– регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;
– социализация – передача социального опыта;
– интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей;
– коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнею среду, поддержание взаимосвязей и другими институтами;
– автоматизация – стремление к самостоятельности.
Таким образом, социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни; включают систему санкций; упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий индивидов; обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Число основных социальных институтов связано с базовыми потребностями личности и удовлетворяют их важнейшие нужды (семья – воспроизводство рода, социализация личности; культура – духовные потребности; экономика – материальные потребности; политика – обеспечение общественного порядка; социальная защита – помощь социально уязвимым слоям общества и др.).