Социальный портрет современного журналиста.
Поскольку речь идёт о современной модели журналистики нельзя упускать основного критерия, которым является сама личность журналиста. Не секрет, что журналист – не простой человек. Он доносит до людей информацию, а информация, в свою очередь, может стать причиной войны, а может и утихомирить спор. Поэтому человек, занимающийся данной профессией, обязан иметь определённый набор качеств . Наиболее доступно совокупность этих свойств описала Л.Свитич, которая видит модель журналиста как некую целостность основных профессиональных, гражданских, нравственных, психологических, творческих, социально-демографических характеристик, то есть всё то ,что делает его профессионалом. Но в условиях современного общества этого недостаточно, чтобы эффективно выполнять свои функции, так как общество само стало объектом журналистики, и чтобы идти наравне с ним журналист должен хорошо разбираться в новых технологиях.
По половому признаку профессия считается мужской, потому что требует невероятных физических и нервных затрат, выносливости и стрессоустойчивости. Однако за последнее время наблюдается обратный процесс феминизации.
Если распределять журналистскую деятельность по группам, то мужчинам наиболее удаётся криминальная, военная тематика и аналитика, а женщинам - публицистика. Также они прекрасно смотрятся в роли телеведущих, а их голоса на радио приятно слушать.
В России потенциальный возраст журналистов достаточно молодой. Хотя, как известно, журналист достигает профессионализма в достаточно зрелом возрасте, когда набирает мудрости и опыта работы.
Немалую роль сыграли и новые информационные технологии, позволяющие журналисту быть во всеоружии двадцать четыре часа в сутки. Поэтому, чем оперативнее средство информации, тем моложе состав его редакции. Такой кадровый состав динамичен, его отличает совершенно иной стиль публикаций. Однако у этого аспекта есть и обратная сторона медали, так как вместе с уменьшением возраста журналиста упал и профессионализм. Но на каждый род деятельности найдётся свой потребитель. Так, в журналистике репортёрская работа подразумевает молодых и энергичных людей, а аналитическая – опытных.
Издавна ведутся споры о том, нужно ли журналисту журналистское образование. В результате долгих дискуссий на эту тему, всё же было принято решение, что такое обучение предпочтительнее, но для некоторых специализированных журналистов важнее иметь образование в той сфере деятельности, о которой они пишут. Например, для гражданских обозревателей, приветствуется политико-правовое или экономическое направление обучения. Отсюда вытекает наблюдаемая в последнее время особенность: люди с базовым журналистским образование работают на репортёрских и корреспондентских должностях, а в специализированные отделы чаще всего занимают сотрудники с соответствующим образованием.
Заведомо понятно, что журналист - человек публичный, коммуникативный и открытый. Такой тип личности называется экстравертным. Однако, для людей творческих, к которым можно отнести и журналистов, может быть характерна и замкнутость, сосредоточенность. Эти свойства присущи интровертам. Зачастую эти стороны характера объединяются в одно целое, и тогда человек становится амбивертным. Также бывают случаи, когда человек-интроверт приобретает качества экстраверта в процессе раскрепощения, общения с людьми.
Анкетирование
Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным изаочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
Виды анкетирования
По числу респондентов
1. Индивидуальное анкетирование (один респондент)
2. Групповое анкетирование (несколько респондентов)
3. Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
1. Сплошное (опрос всех представителей выборки)
2. Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
1. Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
2. Заочное (анкетёр отсутствует)
3. Рассылка анкет по почте
4. Публикация анкет в прессе
5. Публикация анкет в интернете
6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
7. Онлайн анкетирование
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.
Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.