Стратификация в ссср и россии.
В период существования Советской России (1917-1922) и СССР (1922-1991) основу теории социальной структуры составляла схема В.И. Ленина, описанная им в работе <Государство и революция> (август-сентябрь 1917 г.).
Классы - это большие группы людей, различающихся по: а) их месту в исторически определенной системе общественного производства, б) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, в) по их роли в общественной организации труда, г) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. Благодаря четырем критериям классов они получили название <ленинской четырехчленки>.
Поскольку работа <Государство и революция> была написана до Октябрьской революции, Ленин не мог знать, какие именно классы должны существовать при социализме. Впервые их обозначил в ноябре 1936 г. И.В.Сталин в докладе <О проекте Конституции Союза ССР>. Сталин заявил, что социалистическое общество состоит из двух дружественных классов - рабочих и крестьян и рекрутируемой из них прослойки - трудовой интеллигенции (синоним специалистов и служащих). Она получила краткое выражение как <2+1>. Новый этап в изучении социальной структуры отмечен созданием в 60-70-е годы теории развитого социализма. Социологи провели множество исследований и, как им казалось, обнаружили следующее: существуют внутри- и межклассовые слои, различающиеся характером труда, жизненным уровнем и образом жизни; межклассовые различия стираются, а внутриклассовые различия (дифференциация) возрастает; слои не тождественны прослойке. Слоев много, а прослойка только одна; во всех классах и слоях возрастает доля умственного труда и снижается доля физического. В начале 60-х годов появился термин <рабочие-интеллигенты>. Он обозначал пограничный с интеллигентами (специалистами) слой рабочего класса, наиболее квалифицированных работников, занятых особо сложными и общественными видами труда. В концепции развитого социализма получила теоретическое обоснование двухступенчатая схема эволюции советского общества: 1)преодоление различий между классами и построение бесклассового общества произойдет в основном в исторических рамках первой фазы - социализма; 2)полное преодоление классовых различий и построение социально однородного общества завершится на второй, высшей фазе коммунизма. В результате построения вначале бесклассового общества, а затем социально однородного общества должна сложиться принципиально новая система стратификации: на смену <антагонистической>, вертикальной системе неравенства постепенно (в течении жизни нескольких поколений) придет <горизонтальная> система социального равенства. В конце 80-х годов среди социологов растет критическое отношение к официальной теории стратификации. Обнаруживается, что социальные различия в обществе не исчезли, напротив, они все более усиливаются. Некоторые специалисты даже утверждают, что степень неравенства при социализме выше, чем при капитализме.
Таким образом, советское общество никогда не было социально однородным, в нем всегда существовала социальная стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались объемом власти, престижа, богатства.
2)Первичная и вторичная социализация. Гендерная социализация.
Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство).
Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:
• с формальными и неформальными институтами;
• с первой и второй половиной жизни.
Первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д
Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община).
Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.
Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов.
Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.
Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла (см. рис. 6.4)
Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.
Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает.
Гендерная Социализация
(полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.
Выделяются две фазы полоролевой социализации:
1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);
2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей).
Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.
Билет 28