Социологические взгляды В.Парето
В целом значение социологического творчества В. Парето достаточно велико, хотя и не было сразу осмыслено мировой социологией. Признание к его работам стало приходить после 1935 г., когда впервые был издан на английском языке "Трактат по общей социологии". Немало способствовал росту интереса к творчеству итальянского мыслителя американский социолог Т. Парсонс, пытавшийся реанимировать некоторые его идеи системного и структурно-функционального подхода к обществу и придать им универсальное значение. Сейчас Парето безоговорочно относят к числу классиков мировой социологии.
Итальянский ученый создал в социологии свой весьма специфический, неповторимый стиль анализа и изложения материала, что позволило ему занять особое место в мировой общественной науке. Этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, Парето отличался негативным отношением ко всей предшествующей социологической мысли, начиная с О. Конта и Г. Спенсера. Во-вторых, тем самым он добился того, к чему стремился изначально, - теоретической самоизоляции.
Парето мало волновало, насколько его идеи будут поняты и приняты мировым сообществом социологов. Он ставил цель создания своей собственной социологической схемы (модели), и именно стремление к ее достижению позволяло ему строить вычурные наукообразные конструкции (типа теории нелогического действия с "резидуями" и "дериватами").
Тем не менее, значение социологического наследства Парето сегодня, очевидно. Оно сводится, по меньшей мере, к трем главным позициям.
1. Была сформулирована концепция социальной системы, базирующейся на динамическом равновесии элементов общества, ее составляющих (это положение явилось одним из основных для обоснования парадигмы структурно-функционального анализа).
2. Была создана теория элиты, своеобразно объясняющая социальную структуру общества, закономерности его политической жизни и изменений в ней.
3. Социологии как науке был придан критически-негативистский пафос, а ее основной функцией считалось не только (а иногда и не столько) утверждение нового, но и разоблачение социальных и политических намерений, поступков, снятие с них покровов, их "верхней одежды", критика практических действий. Данное обстоятельство определяло пессимистический в значительной степени характер всего учения Парето. В этой связи симптоматичным и знаменательным оказалось его отношение к фашизму. Оказав ему идеологическую поддержку, социолог предупреждал его представителей (как и течение в целом), рвавшихся к власти, об опасности милитаризма, военных авантюр, репрессий, санкций в области свободы и демократии. В этом сказалось непонимание итальянским теоретиком фашизма, поскольку то, против чего он выступал, было сутью его (фашизма) идеологии и политики. Ниспровергая всю жизнь различные теории и идеологии с позиций концепции нелогического действия, социолог, в конце концов, сам совершил такое действие, оказавшись в плену одного из самых чудовищных изобретений людей - фашизма.
Парето не возлагал больших надежд, подобно Дюркгейму, на роль и возможности социологии в преобразовании общества. Согласно его точке зрения, эта наука в лучшем случае может поставить диагноз, но не в состоянии подсказать, как излечить больное общество. "Я не буду убеждать буржуазию, - писал Парето, - пойти по другому пути или проповедовать реформы обычаев, вкусов или предрассудков. Так же, и даже в большей степени, я не буду заставлять людей верить, будто у меня есть рецепт исцеления от той болезни, которой страдает буржуазия и, шире, все общество. Как раз наоборот. Я открыто объявляю, что ни одно такое лекарство, выдуманное для того, чтобы поспорить, мне совершенно неизвестно. Я похож на врача, который распознал, что у пациента чахотка, но не знает, как излечить его. ...Пока общественные науки не продвинутся вперед, эмпиристы и люди-практики будут иметь больше мнений о том, как излечить общественный организм, чем врачи и ученые..."
Остается только добавить, что со времен Парето социология значительно продвинулась вперед, однако болезни общества, порой весьма тяжелые и смертоносные, время от времени поражают его, заставляя каждый раз искать все новые и новые лекарства для исцеления. Социологи старательно стремятся их найти и "прописать" "больному" обществу, но к его лечению их, как правило, не допускают.