Социологические теории Ф.Тенниса и Г. Зиммеля
Георг Зиммель (1858-1918)- первый представитель «формальной» школы социологии. Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.Если исключить эти психологические акты из предметной области социологии, появляется возможность исследовать исключительно сферу ценностей – область идеального (или идеосоциального). Причем социолог должен изучать не содержание идеального, а изолированные ценности. Это позволяет получить «строительный материал» для создания геометрии социального мира.Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.Исходя из этого можно указать, что чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.По Зиммелю, общество — это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые и составляют содержание общественной жизни или «материю обобществления». Материя обобществления сама-по-себе не социальна, однако все действия индивида, становятся социальными, поскольку заставляют индивида вступать во взаимодействие.Обобществление — это реализующиеся в бесконечном количестве способов формы, в которых индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы Зиммель назвал «формами социации». Главное для социологии, с точки зрения Зиммеля — изучение форм социации.Социальная теория Зиммеля включала три раздела: формальная социология; социальная теория познания; концепция исторического развития.
Изучая формы социации, Зиммель выделил несколько основных видов:
социальные процессы — постоянные, независящие от конкретных обстоятельств их реализации, отношения
социальные типы — стандартные взаимоотношения индивидов, представляющих различные группы и слои общества
модели развития — система взаимодействия во всех сферах общественной жизни, включающая наиболее значимые социальные институты.
Согласно теории Зиммеля, формы социации возникают на основе материи обобществления, однако затем постепенно могут терять с ней связь. Исходя из этого, Зиммель различал формы социации по мере их отдаления от «потока жизни». Зиммель выделил 3 вида форм социации:
спонтанные формы — взаимодействия, вызываемые сиюминутными потребностями
экономические и государственно-правовые формы — обеспечивающие опосредствованную реализацию интересов людей
игровые формы — чистые формы социации, оторванные от реальных потребностей
Будучи ярким представителем формальной социологии, Г. Зиммель в ряде работ стремится конкретизировать свое учение об обществе с помощью классификаций социальных форм.
К социальным процессам Зиммель относит подчинение, господство, примирение, соревнование и др. Вторая категория социальных форм охватывает социальные типы, означающие систематизацию некоторых сущностных характерных качеств человека, не зависящих от взаимодействий между людьми (аристократ, бедняк, циник, кокетка, купец, женщина, чужой, буржуа и т д.). Третья группа социальных форм включает в себя модели развития и характеризует социальную дифференциацию, взаимосвязи группы и индивидуальности. Зиммель пишет, что усиление индивидуальности ведет к деградации группы (чем меньше группа, тем ее члены менее индивидуальны и, наоборот, с увеличением группы ее члены становятся более непохожими друг на друга).Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.Особое значение имеют его исследования роли денег в культуре, изложенные в «Философии денег» (1900). Использование денег как средства оплаты, обмена и расчетов превращает личные отношения в опосредованные внеличностные и частные отношения. Оно увеличивает личную свободу, однако вызывает всеобщее нивелирование в силу возможности количественного сопоставления всех мыслимых вещей. Деньги для Зиммеля — также самый совершенный представитель современной формы научного познания, сводящего качество к чисто количественным аспектам.
Фердинанд Тённис (1855 — 1936) — немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, сторонник «понимающей социологии», основатель «формальной социологии».Теннис поставил своей целью связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир.Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это — «вещи», имеющие место только в социальной жизни. «Они, — пишет социолог, — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей...». Эту «связанность» людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология. Их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества.Противопоставление двух типов общества было последовательно проведено Теннисом в небольшой работе «Община и общество», написанной, в 1881 г. и имевшей подзаголовок «Теорема философии культуры». Эта работа впоследствии принесла Теннису мировую известность.Ее основная идея заключалась в противопоставлении понятийобщинных(gemeinschaftliche) отношений и связей, с одной стороны, и общественных (gesellschaftliche) — с другой.Отношения первого родакоренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную самоотождествленность как сознательно в силу следования традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка.«Я различаю, — писал впоследствии Теннис, — следующие типы общественных отношений: 1) родовые отношения. Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовые или кровно-родовые отношения; 2) отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл; 3) отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как «община».