Деловая культура как культура новой социальной общности
Деловая культура связана главным образом с формированием новой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культуру предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.
В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный.
Ценностный слой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности.
Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.
В современных условиях успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований, наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.
На какие же ценности ориентируются сегодня российские предприниматели, что определяет их деловую культуру?
- По исследованиям, проведенным Институтом социологии РАН, это следующие ценности:
- быть независимым - 58,6%;
- иметь близких по духу сотрудников - 39,7%;
- заработать хорошие деньги, иметь высокий уровень жизни - 34,8%;
- реализовывать свои личные качества - 34,2%;
- работать с высококвалифицированными коллегами - 31,2%;
- создавать себе высокую деловую репутацию - 27,6%;
- реализовывать свои профессиональные качества - 25,5%;
- работать над сложными, интересными проблемами и реализовывать организаторские способности - 20%;
- занять престижную должность - 6,1%.
Приведенные данные показывают ориентацию российских предпринимателей в основном на западные ценности, среди которых главная - независимость.
- Социологи выделяют такие особенности деловой культуры современных российских предпринимателей:
- склонность к манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию своих интересов;
- решение деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные;
- установка на сиюминутную выгоду;
- управленческая некомпетентность, проявляющаяся в нереализуемости решений и служебном блефе;
- психологические установки на давление, нажим, жесткость позиции и стремление навязать партнеру собственные условия.
В Европе деловая культура уже сформировалась и имеет устоявшиеся ценности, ориентирующие предпринимателей на созидательность, независимость и взаимополезность. На этапе формирования российской деловой культуры возникает проблема ее взаимодействия с европейской и восточной деловой культурой, проблема сохранения специфических черт собственно российской деловой культуры.
В заключение отметим, что социология культуры представляет собой важную отрасль социологического знания. Исследование культуры в социологии позволяет определить общее и специфическое в социокультурных процессах различных обществ.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Контрольные вопросы
- Как соотносятся понятия "культура" и "цивилизация"?
- В чем специфика социологического понимания "культуры"?
- Как понимал культуру 3. Фрейд?
- Охарактеризуйте специфику феномена культуры.
- Определите культуру как феномен сознания.
- Что означает культура как способ ценностного освоения действительности?
- Охарактеризуйте особенности российского менталитета.
- Объясните роль языка как первоосновы культуры.
- Что такое субкультура?
- Определите связь культуры и идеологии.
- Охарактеризуйте культуру как целостное явление.
- Каково соотношение развития и саморазвития различных форм культуры?
- Какие основные суперсистемы культуры можно выделить?
- Каковы особенности современной российской культуры?
- Охарактеризуйте культуру как целостное явление.
- Каково влияние компьютеризации на развитие культуры?
- Каковы основные характеристики деловой культуры?
- В чем состоят особенности современной деловой российской культуры?
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Список рекомендуемой литературы
- Аванесов Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета, Сер. 7, Философия, 1998, № 4.
- Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность, 1993, № 2.
- Большаков А.В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.
- Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1988.
- Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
- Грищенко Ж.М. и др. Социальный портрет предпринимателя // СоцИС, 1992, № 10.
- Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения // СоцИС, 1991, №2.
- Зиммель Г. Философия культуры. - М., 1996.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
- Ионин Л.Г. Культура на переломе // СоцИС, 1995, № 2.
- Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования, 1997, № 3.
- Культура и рынок: "круглый стол" // Общественные науки и современность, 1991, № 2.
- Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения //Российский экономический журнал, 1992, № 12.
- Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли мы прерванный путь? СПб., 1994.
- Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // СоцИС, 1993.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Темы рефератов
- Проблема гуманизации культуры современного общества.
- Социокультурные последствия цивилизации.
- Культура и цивилизация. Возможен ли компромисс?
- Молодежная субкультура в современной России.
- Актуальная культура в современной России.
- Проблема справедливости в отечественной культуре.
- Религия и культура, особенности взаимоотношений.
- Современная интеллигенция и интеллигентность.
- Культура в трансформирующемся обществе.