Деловая культура как культура новой социальной общности

Деловая культура связана главным образом с формированием новой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культуру предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.
В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный.
Ценностный слой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности.
Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.
В современных условиях успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований, наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.
На какие же ценности ориентируются сегодня российские предприниматели, что определяет их деловую культуру?

  • По исследованиям, проведенным Институтом социологии РАН, это следующие ценности:
    • быть независимым - 58,6%;
    • иметь близких по духу сотрудников - 39,7%;
    • заработать хорошие деньги, иметь высокий уровень жизни - 34,8%;
    • реализовывать свои личные качества - 34,2%;
    • работать с высококвалифицированными коллегами - 31,2%;
    • создавать себе высокую деловую репутацию - 27,6%;
    • реализовывать свои профессиональные качества - 25,5%;
    • работать над сложными, интересными проблемами и реализовывать организаторские способности - 20%;
    • занять престижную должность - 6,1%.

Приведенные данные показывают ориентацию российских предпринимателей в основном на западные ценности, среди которых главная - независимость.

  • Социологи выделяют такие особенности деловой культуры современных российских предпринимателей:
    • склонность к манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию своих интересов;
    • решение деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные;
    • установка на сиюминутную выгоду;
    • управленческая некомпетентность, проявляющаяся в нереализуемости решений и служебном блефе;
    • психологические установки на давление, нажим, жесткость позиции и стремление навязать партнеру собственные условия.

В Европе деловая культура уже сформировалась и имеет устоявшиеся ценности, ориентирующие предпринимателей на созидательность, независимость и взаимополезность. На этапе формирования российской деловой культуры возникает проблема ее взаимодействия с европейской и восточной деловой культурой, проблема сохранения специфических черт собственно российской деловой культуры.
В заключение отметим, что социология культуры представляет собой важную отрасль социологического знания. Исследование культуры в социологии позволяет определить общее и специфическое в социокультурных процессах различных обществ.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Контрольные вопросы

  1. Как соотносятся понятия "культура" и "цивилизация"?
  2. В чем специфика социологического понимания "культуры"?
  3. Как понимал культуру 3. Фрейд?
  4. Охарактеризуйте специфику феномена культуры.
  5. Определите культуру как феномен сознания.
  6. Что означает культура как способ ценностного освоения действительности?
  7. Охарактеризуйте особенности российского менталитета.
  8. Объясните роль языка как первоосновы культуры.
  9. Что такое субкультура?
  10. Определите связь культуры и идеологии.
  11. Охарактеризуйте культуру как целостное явление.
  12. Каково соотношение развития и саморазвития различных форм культуры?
  13. Какие основные суперсистемы культуры можно выделить?
  14. Каковы особенности современной российской культуры?
  15. Охарактеризуйте культуру как целостное явление.
  16. Каково влияние компьютеризации на развитие культуры?
  17. Каковы основные характеристики деловой культуры?
  18. В чем состоят особенности современной деловой российской культуры?

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы



  1. Аванесов Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета, Сер. 7, Философия, 1998, № 4.
  2. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность, 1993, № 2.
  3. Большаков А.В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.
  4. Борев В.Ю., Веневитинов Г.Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., 1988.
  5. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
  6. Грищенко Ж.М. и др. Социальный портрет предпринимателя // СоцИС, 1992, № 10.
  7. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения // СоцИС, 1991, №2.
  8. Зиммель Г. Философия культуры. - М., 1996.
  9. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
  10. Ионин Л.Г. Культура на переломе // СоцИС, 1995, № 2.
  11. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования, 1997, № 3.
  12. Культура и рынок: "круглый стол" // Общественные науки и современность, 1991, № 2.
  13. Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения //Российский экономический журнал, 1992, № 12.
  14. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли мы прерванный путь? СПб., 1994.
  15. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // СоцИС, 1993.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Темы рефератов

  1. Проблема гуманизации культуры современного общества.
  2. Социокультурные последствия цивилизации.
  3. Культура и цивилизация. Возможен ли компромисс?
  4. Молодежная субкультура в современной России.
  5. Актуальная культура в современной России.
  6. Проблема справедливости в отечественной культуре.
  7. Религия и культура, особенности взаимоотношений.
  8. Современная интеллигенция и интеллигентность.
  9. Культура в трансформирующемся обществе.

Наши рекомендации