Город как материальная основа жизнедеятельности человека
Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город - самодостаточная система.
Первые города возникли на заре цивилизации 5-6 тыс. лет назад в долинах рек Тигр, Евфрат, Нил как крепости, военно-административные центры. Их размеры и месторасположение определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Фактически и жизнь современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.
Большой город для нас всегда связан с большой рекой: транспорт, источник водоснабжения, сброс канализационных вод. Кстати, есть версия, что слова "русские", "Россия" связаны со словом "русло". Славяне селились по руслам рек, а в таежной местности реки выполняли роль транспортных путей зимой и летом.
Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городских поселений, является развитие транспорта. С возникновением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов, они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство получает современный вид, реализуя концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.
Следующим ограничивающим фактором являются отбросы и мусор. В США еще в конце прошлого века мэрия Чикаго содержала специальное стадо свиней, которых выпускали на улицы перед рассветом, и они подбирали все съедобные бытовые отходы.
Если современных горожан попросить назвать наиболее важные для жизни города машины и устройства, то они, без сомнения, укажут на автомобиль, компьютер, телефон. Но города не могут существовать и без тракторов, комбайнов, железных дорог, мусороуборочных машин.
Города - при всех негативных проблемах их развития - визитная карточка современной цивилизации. В 1700 г. на планете существовал всего 31 город с населением более 100 тыс., в 1800 - 65, в 1850 - 114, в 1900 - 326, в 1950 г. - 670. В настоящее время таких городов насчитывается более 2 тыс. Стремительный рост городов наблюдается с середины прошлого века, а в нашей стране - с началом индустриализации. С 1926 по 1939 гг. в СССР возникло почти 500 городов, до 1985 г. - 1284 города. Это находит свое отражение в динамике городского и сельского населения. В 1926 г. в городах СССР проживало всего 18% населения, к 1970 г. - 62%, к 1990 г. - 66%.
В России сейчас городское население составляет почти 70%. В странах Западной Европы число городского населения - 85-90%. Правда, у нас выше ценз людности для отнесения поселения к городу - до 30 тыс. Исключение делается только для центров автономных округов. Кроме того, стоит уточнить, что СССР был на первом месте в мире по концентрации городского населения - самое большое число сверхкрупных городов - 24, на втором месте - Япония, на третьем - США, на четвертом - Индия.
Убежден, что большая концентрация городского населения - это просчет в градостроительной политике. Миллионный город никаких особых преимуществ по сравнению с городом в 250-500 тыс. жителей не дает, а вот проблем экологических, демографических, транспортных, социально-психологических порождает достаточно. Чем крупнее город, тем старее население, ниже рождаемость, выше заболеваемость, больше разводов и неполных семей. Метро, музеи и театры не могут компенсировать эти негативные последствия излишней концентрации населения.
Своя специфика расселения характерна для Крайнего Севера.
Здесь всегда выше процент городского населения. Город с системами жизнеобеспечения больше подходит для экстремальных природно-климатических условий Севера. Хотя, случись крупная авария, скажем, авария газопровода, неизвестно, как эвакуировать население, к примеру, 300-тысячного Норильска.
В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуправляемого роста сверхкрупных городов - агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США созданы специальное Министерство жилищного строительства и городского развития, комитет по проблемам городов при президенте США. Но в странах с развитыми рыночными отношениями есть такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.
В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился заполучить как можно больше крупных предприятий. Последствия таких подходов можно проследить на судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятна экологическая ситуация.
В современную эпоху основным фактором возникновения и развития городов является промышленность. Но могут быть и другие потребности общества. Появляются города науки, научно-производственные, научно-экспериментальные центры (Новосибирский академгородок, Пущино, Байконур-Ленинск), оздоровительно-курортные центры (Сочи, Анапа), города-порты (Находка, Новороссийск).
Сегодня главным ограничительным фактором развития городов является экология. Она же лежит в основе перехода от крупных и сверхкрупных городов к агломерациям, урбанизированным районам. Например, Московская агломерация. Это десятки средних и малых городов с общей численностью населения в 15 млн. человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграционные процессы.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Типология городов
В социологии города при организации практически любого исследования важно иметь представление о типологии городов, которая основана на ряде признаков.
Каждый город выполняет определенные обязанности в народнохозяйственном разделении труда, у каждого города есть своя специализация. Город может выполнять одну или несколько функций, то есть быть моно- или полифункциональным. В зависимости от набора функций формируется соответствующая социальная и демографическая среда. Среди монофункциональных городов встречаются города с преимущественно мужским либо женским населением, или, как пишут социологи, с несбалансированным демографическим составом населения.
- В зависимости от выполняемых функций можно выделить города:
- индустриальные центры;
- транспортные центры (порты, крупные железнодорожные узлы);
- научные города;
- курортные города;
- административные центры;
- города, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства.
По времени возникновения выделяют сложившиеся и новые городские поселения. В новых городах часто встречаются серьезные диспропорции, перекосы в социальном, демографическом развитии. Новые города чаще всего формируются в районах нового промышленного освоения. Например, с начала формирования в Западной Сибири нефтегазового комплекса в тайге и тундре было построено 25 городов.
По численности населения выделяют города: малые, средние, большие, крупные и сверхкрупные.
- По составу города России обладают следующими чертами:
- Распространены монофункциональные города, занятые только одним делом, особенно многочисленные узкоспециализированные промышленные центры. Большое количество их создано в годы индустриализации. Это часто такие города, которые можно назвать городами-поселениями, или малыми городами, численностью до 100 тыс. человек.
- Многочисленные "сельские города", имеющие сельское происхождение и сельскую сущность. Развивая городские функции, они сохраняют и предыдущие сельские. Сохраняются сельские черты в застройке, планировке, образе жизни жителей.
- На начало 1998 г. 14,2% от общего числа городов (то есть 156) насчитывали менее 12 тыс. жителей, а 26 из них имели даже менее 5 тыс. жителей. На этот период 1/5 часть малых городов "недотягивала" до установленного законодательством городского критерия людности, хотя они считались по статусу городами.
Таким образом, сделанный в начале века А. Геттнером вывод о том, что большинству городов России недостает городской жизни, сохраняет свое значение и столетие спустя.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ