Социологическое понятие личности

«Личность» – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философиябольше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психологияобращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога личность – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое). Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: «человек») в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение;

2) творец;

3) деятель.

В психологии «личность» (читай: «индивид») – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого.

Для психолога потенции субъектов различны, так как качества людей индивидуальны: как врожденные, так и приобретенные. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность, как и субъект (который, как мы помним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию в ходе исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе.

То есть личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) в мир творчества, осмысления и понимания знаков другого. В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.

Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Существует два понимания социализации:

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Выделяются следующие стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Наши рекомендации