Краткий обзор истории социологии знания
Мы уже указали на основные структурные причины возникновения социологии знания. Поскольку возникновение социологии знания как отдельной дисциплины было необходимым следствием всего развития науки, совершенно очевидно, что мыслительные акты и типы установок, служившие ей предпосылками, постепенно возникали в самые различные периоды времени и в самых различных ситуациях. Здесь мы ограничимся упоминанием важнейших имен и этапов. Начало социологии знания положил своими гениальными указаниями в этой областиМаркс. Однако у Маркса элементы социологии знания еще тесно связаны с разоблачением идеологии, и носителями идеологии являются социальные слои и классы. И хотя учение об идеологии появляется в рамках определенной интерпретации истории, которая служит ему основой, оно на первой стадии еще систематически не продумано до своего логического конца. Другой источник современной теории идеологии и социологии знания следует искать в молниеносных провиденияхНицше, который сочетал свои конкретные наблюдения в этой области с учением о структурах инстинкта и близкой к прагматизму теорией познания. Мы находим у него и социологическое причисление явлений; правда, он использует преимущественно категории «аристократической» и «демократической» культуры, к которым и относит определенные типы мышления.
[259]
От Ницше развитие идет к теории влечений уФрейда и Парето и к разработанным ими методам рассмотрения человеческого мышления как маскировки или результата механизма инстинкта. В качестве родственного упомянутым теориям направления в русле дальнейшей разработки учения об идеологии следует назвать позитивистов- Раценгофера, Гумпловича и Оппенгеймера. К позитивистскому течению следует отнести иИерузалема.Заслуга его заключается в том, что он стимулировал дискуссию наших дней, не оценив, правда, трудностей той проблематики, которая возникла издильтеевского направления в науках о духе и изисторизма [xvii] .
Большую тонкость метод социологии знания обрел в двух других направлениях: представитель одного из них, Лукач, обращаясь к Марксу, выявляет в его учении плодотворные гегелевские идеи и приходит на этом пути к хорошо аргументированному решению проблемы, правда, отягченному определенной концепцией философии истории, одностороннему,схематичному и догматизированному. Лукач еще полностью находится в рамках Марксова учения, поскольку проблема разоблачения идеологии у него еще не отделяется от социологии знания. ЗаслугаШелера состоит в том, что наряду с очень важными отдельными наблюдениями в области социологии знания он сделал попытку вставить социологию знания в рамки общего философского представления о мире. Однако основное значение трудов Шелера относится к области метафизики. Этим объясняется и его равнодушие к трудностям, связанным с этой новой ориентацией мышления, с возникающей в ее рамках динамикой и своеобразной новой проблематикой. Он готов был отдать должное этому новому течению при условии, что оно не уничтожит ту онтологию, гносеологию и метафизику, представителем которых он являлся. Результатом этого был набросок грандиозной системы, полный глубоких интуитивных прозрений, а не однозначный исследовательский метод, пригодный для социологически ориентированной науки о духе.
Если мы обрисовали социологию знания не во всех ее разновидностях, а так, как ее понимает автор данной книги, то причина этого заключается в том, что мы стремились показать внутреннюю динамику, присущую проблематике социологии знания, в таком единстве, которое облегчило бы последующие дискуссии.
[260]
Примечания
[i] Подробнее см. мой доклад: Mannheim К. Die Bedeutung der Konkurrenz imGebiete des Geistigen. - In: Verhandlungen des 6. Soziologentages in Zurich. TObingen, 1929, S.35-83.
[ii] Подробнее об этом см. в моей работе: Mannheim К. Das Problem derGenerationen. - «Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie», Leipzig, 1928, Jg.7, H.2, S.157-185; H.3, S.309-330
[iii] См. Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. TQbingen, 1925. Особенно раздел социологии права.
[iv] См. в первую очередь: Scheler М. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Leipzig, 1926. затем Scheler М. Die Formen des Wissens und die Bildung. Bonn, 1925.
[v] Внося соответствующие изменения (пат.).
[vi] См. Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Ttlbingen. 1927, Bd 57. H.1, S.90 ff.
[vii] История учения о государстве, как мы увидим по характеризуемой нами ниже работе Оппенгеймера (Oppenheimer F. Systeme der Soziologie. Bd 2. Jena, 1922), может дать неисчерпаемое число примеров, иллюстрирующих нашу мысль.
[viii] Mannheim К. Das konservative Denken... S.489 ff., а также с.70, 71, 80, 81,165 настоящей работы.
[ix] См. Renner K. Die Reichsinstitute des Privatrechts. TUbingen, 1929.
[x] См. по этому вопросу раздел «Теории и практики», а также анализ в главе «Идеология и утопия», с.70 и след., где делается попытка применить только что намеченный метод социологического анализа аспекта познания.
[xi] Тем самым (лат.).
[xii] См. Mannheim К. Ideologische und soziologische Interpretation geistiger Gebilde. - In: Jahrbuch ftir Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.424-440.
[xiii] Созерцательной жизни (лат.).
[xiv] Направленностью духа (лат.).
[xv] Акт (лат.).
[xvi] Качественной стороны (лат.).
[xvii] Ввиду недостатка места мы не ссылаемся в данной работе на представителей этого направления (кроме Иерузалема), так же как и на исследования французских ученых о примитивном мышлении.