Раздел 1. теория и история социологии

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА 5

ВВЕДЕНИЕ 7

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 10

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 10

Лекция 1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека 10

Общество как объект научного познания. Социологическая концепция О.Конта 10

Предмет и методология социологии 11

Структура социологии 11

Функции социологии 11

Контрольные вопросы к теме №1 11

Литература 11

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ 11

Лекция 2. Становление и развитие социологии 11

Особенности становления и развития социологии в Х1Х-начале ХХ в.в. (Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер) 11

Социология марксизма 11

Диалектический материализм и социология 11

Классы и классовая борьба 11

Социология в дореволюционной России 11

Развитие социологии на Беларуси. Современная белорусская социология 11

Контрольные вопросы к теме №2 11

Литература 11

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ 11

Лекция 3. Общество и личность 11

Социальная и психическая структура личности 11

Сущность процесса социализации 11

Динамика социальных статусов и социальных ролей в трансформирующемся обществе Беларуси 11

Тест 1. «Ценностные ориентации» (методика М.Рокича) 11

Контрольные вопросы к теме №3 11

Литература 11

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 11

Лекция 4. Социальные изменения 11

Теоретические представления о направленности социальных изменений 11

Социальная эволюция и социальная революция 11

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества 11

Типы обществ 11

Особенности социальных трансформаций в современном обществе 11

Типы цивилизационного развития 11

Россия и догоняющая модернизация 11

Стратегия локального обустройства 11

Патриотизм и идея сбережения народа 11

Социальные изменения и социальное развитие 11

Социальная эволюция и социальная революция 11

Контрольные вопросы к теме №4 11

Литература 11

Вопросы к зачету 11


ОТ АВТОРА

В последнее время на полках книжных магазинов можно найти любую литературу, однако, студент-прагматик точно знает, что ему нужно... Недорого, просто и полезно... во всех смыслах. Ведь скоро зачет, а, может, и экзамен по социологии. Лучше всего подошел бы конспект лекций... Но где же его взять?! Автор предлагает верный путь продвижения к поставленной цели – этот социологический практикум и любой социологический словарь. Думается, что это самый эффективный способ действий в цейтноте.

Если же Вы, уважаемый читатель, располагаете временем, то в этом случае предлагаемое учебное пособие будет еще более полезно Вам.

Сегодня среди слов, звучащих одинаково на разных языках, самым распространенным, пожалуй, является общенаучный термин «социум» и его производные – социальный, социальность, социология. Люди в разных концах земного шара ежедневно и ежечасно поглощают огромные объемы информации, в которых в качестве кодового знака присутствует часть слова «соц...» И все понимают, что речь в этих случаях идет о явлениях, процессах, событиях, характерных для людей, живущих вместе, или, совсем рядом, или просто на одной планете. Студенты во всем мире, получая любую профессиональную подготовку, осваивают одновременно необходимые сведения из области социологии, потому что, чем бы они не занимались, им придется быть включенными в различные социальные сообщества: дома, вне дома, на работе и за ее пределами...

Учебники по социологии – это, по сути дела, учебники жизни для всех. И не только для тех, кто получает диплом о соответствующем образовании. Сегодня общественный интерес к социологии может сравниться с интересом к медицине, которая дает сведения о способах сохранения физического здоровья индивида. Социология открывает мир человеческого существования, и каждый может (и, наверное, должен) сконструировать для себя свой собственный социальный мир. Человек может двигаться к этой цели методом «проб и ошибок»; он может начать читать огромные нравоучительные фолианты... и даже дочитать их до конца. Но он может учиться самостоятельно, следуя советам специалиста в этой области... С ориентацией, прежде всего, на самостоятельную работу тех, кто интересуется социологией или изучает ее по типовой, вузовской или другой программе, предназначено учебное пособие «Социология». Разумеется, в большей степени оно адресуется студентам и их педагогам, которые могут найти в нем полезную методическую информацию, а также конкретный материал из опыта работы белорусских социологов и их зарубежных коллег. Хотя, автор надеется, что его «Социология» найдет заинтересованного читателя не только в студенческой аудитории и педагогической среде.

Доктор социологических наук,

профессор Лапина С.В.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие разработано в соответствии с типовой программой курса «Социология» для высших учебных заведений республики (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 11 мая 2000 г. Рег. № ТД – 75 тип), которая является интеграцией опыта преподавания социологии в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белгосуниверситете, Белорусском университете культуры и ряде других государственных и негосударственных учебных заведений республики. Характерно, что к выработке структуры программы в рамках основных дидактических единиц, зафиксированных в Образовательном стандарте, авторы шли параллельно с российскими коллегами, а в итоге получили почти идентичные результаты. Это, пожалуй, является ярким примером реального существования единого научного и образовательного пространства.

Главное, что объединяет учебно-методические подходы белорусских и российских педагогов-социологов – направленность на системное изучение общества и социального мира человека, на выявление социологических закономерностей становления, функционирования и развития социокультурной реальности, в которой социум и культура являются однопорядковыми явлениями. В этом разделе тематика курса «Социология» является логическим продолжением курса «Культурология», так как на основе социологической методологии представляет рациональную реконструкцию процессов, происходящих в мировом культурном пространстве. По мнению автора, студенты должны и могут не только получить информацию об изучаемом предмете, но и освоить логику социологического анализа, приобрести навыки его осуществления применительно ко всем сферам своей индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Таким образом, последовательное освоение студентами культурологических и социологических знаний приобретает предметно-практическую определенность, логически выстраивая необходимую цепочку: мировоззрение – миропонимание – мироосвоение.

В соответствии с логикой развития современной социологии автор не стал концентрировать внимание на отдельных специальных и отраслевых социологических теориях, отчетливо осознавая тот факт, что даже перечень основных из них займет почти весь объем учебного курса. В каждом из выделенных разделов, особенно в разделе III «Социальные институты и социальное управление», педагог может найти место для тем, в которых отражается специфика конкретных регионов, вузов и специальностей. Такая конкретизация, скорее всего, отразится в рабочей программе.

Автор надеется, что и в этом случае его разработки будут полезны, так как в них отражены общие концептуальные устремления, характерные для современной социологической теории. Ее полипарадигмальный методологический статус, вероятно, уже ни у кого не вызывает сомнений, но в целях сохранения концептуального единства социология, по крайней мере, не должна полностью уходить в «межпредметное дробление». Тот факт, что в разделе III в качестве социальных институтов более подробно рассматриваются только «образование» и «семья», объясняется, в частности, желанием остановиться на универсальных институциональных образованиях, которые в рамках других курсов практически не рассматриваются. Это, во-первых. А, во-вторых, в представленных темах акцент специально делается на логике анализа этих универсальных социокультурных явлений, имеющих статус социальных институтов. Как уже отмечалось, предметом анализа в курсе в целом, а в III разделе в особенности, может стать любой конкретный институт (или институты), которые, по мнению Совета вуза, отражают специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

Структура учебного пособия полностью отражает структуру типовой программы и включает 4 раздела: I – «Теория и история социологии»; II – «Социальное взаимодействие и социальная структура»; III – «Социальные институты и социальное управление»; IV – «Социологическое исследование и его виды». В каждом разделе выделяются ключевые темы, излагается методика их изучения, дается краткая информация по основным проблемам темы.

Методические материалы к занятиям, по мнению автора, его коллег и рецензентов, выполняют важные познавательные функции, позволяя глубже проникнуть в содержание изучаемых тем. В итоге пособие дает возможность обучающемуся работать с дидактическим материалом в диалоговом режиме. Автор предлагаемого учебного пособия строит экспериментальную ситуацию, в которой участниками диалога являются студент (любой обучающийся) и исследователь. Преподаватель (или автор, в случае самостоятельной работы с практикумом) выполняет роль посредника, не навязывая свою точку зрения, свою позицию, а помогая обучающемуся выработать свою и одновременно сформировать у себя способность понимать других.

В этом видится главная цель изучения курса «Социология» в вузе (или просто по вузовской программе), и в соответствии с ней разработано учебное пособие, которое выступает в роли экспертной системы, и его содержание, будучи заложенным в компьютерную программу, может стать основой нового, компьютерного учебника по социологии. Но это следующий этап работы в рамках Программы «Учебники Академии». Приведенный информационно-методический материал ориентирован на усвоение основных понятий каждой темы, ее главных проблем, а сформулированные вопросы могут стать предметом обсуждения в ходе семинарских и практических занятий, а также стать темами курсовых и дипломных работ. После каждой темы дается обширный список литературы, что позволяет пользоваться методическим пособием студентам как очной, так и заочной форм обучения.

Учебное пособие предполагает использование различных форм организации учебного процесса: индивидуальных собеседований, коллоквиумов, контрольных работ, тематических дискуссий, «круглых столов» конференций, тестирования и деловых игр, в т.ч. с использованием компьютерных технологий.

Структура социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология, включающая исследования общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, определяющая объект и предмет социологии, законы, понятийно-категориальный аппарат;

б) социология среднего уровня, включающая исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные и отраслевые социологические теории (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

в) макросоциология, изучающая становление, функционирование и развитие системных социальных целостностей;

г) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретическиеи эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серьезной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании, как это имело место у нас в сравнительно недавнем прошлом, когда социология неправомерно сводилась то к историческому материализму, то к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это – двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальнойи прикладнойсоциологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области. И ту и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют «ядро» более широких социальных исследований как обществоведческих исследований. Социальными являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, в политологии, правоведении, этнографии, демографии, культорологии, психологии и т.д. Неправильно думать, что социология является монополистом на такие исследования, в том числе и конкретно-социальные, эмпирические. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках и эмпирических социологических работах обнаруживается особенно тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии (прежде всего и непосредственно со специальными социологическими теориями).

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, вырабатывает и свой, специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изучает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как, каким образом социология подходит к изучению общества. Ясно, что проблемы предмета и метода науки тесно взаимосвязаны и переплетаются друг с другом. Специфика метода социологии определяется, прежде всего, особенностями предмета данной науки. Поэтому многое из того, что говорилось выше о предмете, законах и категориях социологии, имеет прямое отношение и к характеристике ее метода. Тем не менее, к сказанному необходимо добавить ряд обобщающих положений, важных для понимания своеобразия метода социологии.

Во-первых. Метод социологии не может быть правильно понят вне признания методологической роли социальной философии по отношению к социологии и другим общественным наукам. Но социально-философский метод по-разному проявляется, модифицируется в зависимости от особенностей объекта и предмета той или иной общественной науки. И в этом плане метод социологии – это, прежде всего, специфическое проявление, конкретизация социально-философского метода во всестороннем изучении общества как целостной социальной системы.

Во-вторых. Изучение в социологии общества именно как целостной социальной системы и под углом зрения субъектно-деятельной его стороны предопределяет широкое использование этой наукой метода структурно-функционального анализа, в соответствии с которым каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как соответствующие подсистемы и выясняется их место и роль в обществе (как системе), их действие и взаимодействие. Метод социологии требует изучать общество под углом зрения его структуры, функционирования и развития.

В-третьих. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В структуру метода социологии включаются методологические принципы социологического исследования общества и на макроуровне, т.е. как целостной социальной системы, и на средних уровнях, т.е. на уровнях отдельных ее элементов, подсистем, и на микроуровне, т.е. уровне межличностного взаимодействия.

В-четвертых. Одна из важнейших характеристик метода социологии состоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на эмпирическое ее исследование. В рамках такого исследования, в свою очередь, используются самые разнообразные методы: наблюдение, опрос, специфический анализ документов, эксперимент и др. Подлинным и полноценным социологическим исследованием может быть признано только такое, которое так или иначе, прямо или опосредованно опирается на изучение эмпирически проверяемых социальных фактов и их измерение.

В-пятых. Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер, социологическое знание включает такие составные части: факты, гипотезы и теории. Большинство социологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым независимой переменной.
(Переменная – понятие, могущее принимать различные значения.) При этом социологические методы он рассматривает как правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются между собой. Под гипотезой, с которой начинается социологическое исследование, понимается предположение о причинной взаимосвязи одних фактов с другими, а под теорией – система взаимосвязанных исходных положений и гипотез. К числу основных методов социологического исследования Н.Смелзер относит выборочное обследование, полевое исследование, историческое исследование и эксперимент.

Значение проблемы метода социологии состоит, прежде всего, в том, что действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода.

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.

Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают все общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук, так или иначе, базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии, прежде всего, своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это соотношение теории и истории, теории общественного развития и его истории. Известный российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы неокантианства В.Винлельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщающей наукой) в отличие от истории как «индивидуализирующей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от четкого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки – это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Конечно, было бы ошибочно сводить историю только к голой фактологии, фактографии, поскольку и она не может обойтись без необходимого анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но нельзя не видеть качественного отличия исторического обобщения от социологического как по характеру, так и по уровню.

Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта истории. Отметим еще, что историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется, прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению исторического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология. Очень важно также определить правильное – соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее, социология и политология – это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая – политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество – важнейший объект рассмотрения и социологии и политологии. Но социология подходит к гражданскому обществу с позиций анализа его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют, прежде всего, права и обязанности гражданина, структура политической системы и политические отношения как отношения по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и организаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социологических обобщений.

Социология и другие социальные науки.И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Как и политология, все они, в отличие от социологии, изучают не как целостную социальную систему, а иную его часть, сферу, грань. Так, экономическая наука сосредоточивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы, как показывает жизнь, чем дальше, тем все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.

Но если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология – значительно более общие» широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сферы, стороны общественной жизни, а другое – специфическое проявление более общих, социологических законов в этой сфере жизни общества. Первое – это задача экономической и других специальных общественных наук, а второе – задача социологии.

В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками. Возьмем, к примеру, правоведение. Социология рассматривает право, правовые отношения не сами по себе, а как часть целого, всей общественной жизни; она изучает не их собственные, внутренние, свойственные именно правовой сфере закономерности, а своеобразие проявления социологических закономерностей в данной сфере. Социология ставит перед собой задачу выявить влияние социальных факторов, социальных отношений, институтов и организаций на право.

В свете сказанного ясно, что в вопросе о соотношении социологии и специальных общественных наук речь может и должна идти об их более или менее тесной взаимосвязи, а отчасти и взаимопроникновении в реальном исследовании общественной жизни при сохранении предметных границ этих наук, но не о поглощении социологией этих наук.

Мировоззренческо-идеологическая, познавательная и воспитательная функции социологии. Социология в современном мире

Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, мировоззренческо-идеологическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Функции социологии

Реализация теоретико-познавательной функциипозволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отражение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.

Мировоззренческо-идеологическая функциясоциологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь, обогащение и совершенствование теории - не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами – и сегодня одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

Несколько иначе обстоит дело с идейно-воспитательной функциейсоциологии. Они находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы, обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. К тому же любой социолог в социально-разделенном обществе не может в реальной жизни не выступать в качестве носителя и выразителя социальных интересов, целей и ценностей той части общества, к которой он принадлежит. А это, так или иначе, сказывается на выборе проблематики и постановке задач в ходе социологических разработок и тем более на анализе и истолковании их результатов, поскольку последние в той или иной мере затрагивают интересы соответствующих социальных групп.

Сегодня уже не вызывает сомнения то, что полное отрицание, игнорирование идеологического фактора в развитии социологии серьезно затрудняет понимание причин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и даже противоборства на этих направлений. Важно, чтобы те или иные социальные пристрастия социологов не препятствовали объективному, действительно научному подходу к реальности, не приводили к искажению социологических данных.

Контрольные вопросы к теме №1

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Особенности возникновения социологии и ее развитие в ХIХ – начале ХХ в.

2. Общество как объект научного познания.

3. Основные положения социологической концепции О. Конта.

4. Место социологии в системе обществознания.

5. Социологическое знание как система.

6. Определение предмета социологии.

7. Функции социологии.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии. Мн., 1999.

4. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

5. Лапина С.В. Социология. Мн., 2001.

6. Социоллогия/под ред Лапиной С.В. Мн., 2002.

7. Смелзер Н. Социология. - М., 1984.

8. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

9. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

10. Социология: Курс лекций /Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

11. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

12. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

Дополнительная:

1. Американская социология: Учебник /Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

3. Данилов А.Н. Становление и развитие социологии в Беларуси/ Социология. 1999. № 3. С. 32-42.

4. Лапина С.В., Титаренко Л.Г. Социологическая теория: история и современность. Мн., 1994.

5. Осипова О.С. Методологическое основание социогенеза: классические основания и инновации. Гомель, 1997.

6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

7. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

8. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

9. Социологический словарь. Мн., 1991.

Социология марксизма

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Существует множество толкований социологии марксизма, каждое из которых претендует на истинное выражение мыслей Маркса. Какая же версия является действительно истинной? Этот важный вопрос (по некоторым данным западных социологов сегодня почти миллиард людей воспитаны в духе этого учения) можно в определенной степени разрешить, если, прежде всего, определиться с общими методологическими подходами к социологическому наследию Маркса и Энгельса. Отметим три принципиальных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются в контексте социо-культурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство легитимировать политические деяния самого разного толка и к тому же в совсем иных социокультурных реалиях. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Следует иметь в виду, что с изменением общественных реалий социологические воззрения Маркса и Энгельса во многом становились другими. Безус

Наши рекомендации