Проверьте себя: насколько успешно вы усвоили изученный материал?
IV.1. Вопросы для самоконтроля
Тема 1. Социология как наука
Подчеркните индексы тех фактов общественной жизни XIX в., которые могли способствовать возникновению социологии.
101. Революционные движения, имевшие место в странах Европы в 40-х гг. XIX века. 102. Поражение России в Крымской войне 1853 – 1856 годов. 103. Развитие капиталис-тических производственных отношений. 104. Научная и общественно-политическая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса.
Впишите в соответствующие ячейки таблицы индексы понятий, обозначающих объект и предмет социологии.
201. Рабочий класс. 202. "Утечка умов". 203. Семья. 204. Государственный служащий. 205. Поликлиника № 10. 206. Рост населения городов. 207. Отношения между руково-дителем и подчинённым ему коллективом. 208. Забастовка учителей, не получающих зарплату. 209. Общественно-политические отношения. 210. Общественное мнение.
Обозначают объект социологии | Обозначают предмет социологии |
Впишите в соответствующие ячейки индексы действий, соответствующих приве-дённым в таблице функциям социологии.
301. Изучение возможной эволюции института семьи в ближайшие 10 – 15 лет. 302. Пропаганда здорового образа жизни. 303. Выработка предложений, направленных на предотвращение разводов. 304. Выступление социолога по телевидению. 305. Соз- дание модели образцовой семьи XXI века. 306. Изучение современной семьи.
Теоретико-познавательная | Управлен-ческая | Прогности-ческая | Социального проектирова-ния и конст-руирования | Мировоззрен-ческая | Воспитатель-ная |
Тема 2. Классические социологические теории.
Русская социологическая мысль XIX – начала XX века
1. Впишите в ячейки индексы утверждений, соответствующих социологическим взглядам указанных в таблице исследователей.
101. Построение коммунизма возможно на основе общества равных людей, основан-ного на самоуправлении. 102. В XIX в. человечество вступило в позитивную стадию своего интеллектуального развития. 103. Социологу следует изучать лишь такие факты и явления общественной жизни, которые можно реально увидеть и измерить. 104. Со-циальные явления общественной жизни можно понять, изучая взаимодействие индиви-дуальной и коллективной психологии людей. 105. Общество существует и развивается благодаря взаимодействию биологических и социальных факторов. 106. Поступатель-ное прогрессивное развитие общества есть объективный и закономерный процесс. 107. Духовная жизнь людей опосредуется их умом, чувствами и волей. 108. Изучение форм и факторов солидарности людей является важнейшей задачей социологии. 109. Социальное поведение людей следует объяснять социальными фактами, принуди-тельно воздействующими на них. 110. Движущей силой общественного прогресса является возникновение всё новых сфер трудовой деятельности людей, новых про-фессий, новой техники и технологий. 111. Достижение социальной свободы возможно лишь при условии строгого равенства между людьми и солидарности каждого со всеми. 112. Социальным является действие, направленное на других людей и предпо-лагающее какое-либо ответное действие с их стороны. 113. Ни один из факторов обще-ственной жизни не является постоянно определяющим (детерминирующим) общест-венное развитие.
О. Конт | Г. Спенсер | Э. Дюркгейм | М. Вебер | К. Маркс | М. Бакунин | П. Кропоткин | П. Лавров | Н. Михайлов-ский | Е. Де Роберти | Н. Кареев | М. Ковалевс-кий | П. Сорокин |
Впишите в соответствующие ячейки индексы действий, которые в наибольшей степени характеризуют типы социального действия (по М. Веберу), указанные в таблице.
201. Жена побила пьяного мужа. 202. 31 декабря мы, как всегда, пошли в баню. 203. Я сделал всё возможное, чтобы получить на экзамене "отлично". 204. Он часто оказывает безвозмездную помощь нуждающимся.
Целерациональное | Ценностно-рациональное | Аффективное | Традиционное |
Впишите в ячейки индексы утверждений, соответствующих указанным в таб-лице проявлениям теории социальной эволюции Г. Спенсера.
301.Совершенствование законодательной базы государства. 302.Усложнение социаль-ной структуры общества. 303.Увеличение разрыва между богатыми и бедными.
Интеграция | Дифференциация | Возрастание порядка |
Тема 3. Общество
Подчеркните индексы общностей, которые являются обществами с точки зрения структурного функционализма.
101. Общество филателистов. 102. Средневековое общество. 103. Общество охраны природы. 104. Население Франции. 105. Мировое сообщество. 106. Первобытное племя. 107. Русские, проживающие в России.