Концепция социального прогресса
14.1. Теории социальных изменений. 14.2. Процесс. 14.3. Модернизация.
14.4. Концепция социального прогресса
Основные понятия: социальное изменение, социальное поле, процесс, модернизация, рациональность, социальный прогресс
До сих пор мы рассматривали относительно устойчивые, как бы не изменяющиеся во времени социальные феномены. Однако совершенно очевидно, что всё в мире изменяется, и эта устойчивость – лишь наше теоретическое допущение, необходимое для их сугубо научного анализа. В данном разделе вы познакомитесь с социологическими теориями, создатели которых пытаются изучать общество как подвижную, непрерывно изменяющуюся субстанцию.
14.1. Теории социальных изменений
Попытки интерпретации социальной реальности как непрерывно длящегося социального изменения предпринимались социологами с давних времен. В настоящее время существует ряд теорий, по-разному понимающих сущность социальных изменений, их движущие силы и социальные последствия. Рассмотрим некоторые из этих теорий.
Теория социального конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф) основывается на том, что основным источником социальных изменений являются напряжённые ситуации между конкурирующими группами. По мнению К. Маркса ([2.2), источник изменения – классовая борьба, которая начинается в результате возникающих между социальными классами противоречий и в ходе их разрешения приводит к социальным изменениям. Р. Дарендорф ([17.5) утверждает, что 1) любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения; 2) любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты; 3) любой элемент общества причастен к изменению; 4) любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.
Эволюционная теория (Г. Спенсер ([2.1)) исходит из утверждения, что социальная эволюция (= социальное изменение) аналогична биологической и приводит к тому, что мир постепенно становится всё лучше. При этом необходимо иметь в виду, что эволюция не обязательно предполагает прогресс, она осуществляется различными путями и идет во множестве различных направлений.
Теории циклических изменений (О. Шпенглер, А. Тойнби) исходят из того, что культу- ра ([9) проходит через те же этапы, что и человек в своей жизни: период развития, зрелость, закат и смерть. По этому пути проходит большинство цивилизаций. Они возникают в ответ на некий "вызов" (А. Тойнби). Однако их развитие неуклонно идёт к упадку и, в конце концов, к гибели.
Функционалистские теории (Т. Парсонс, У. Ф. Огборн). По мнению Т. Парсон- са ([17.2), общества имеют тенденцию становиться всё более дифференцированными в своих структурах и функциях, при этом новые структуры должны быть более функционально приспособлены, чем предшествующие. Это и является фактором их изменения. У.Ф. Огборн проводит грань между материальной и нематериальной культурой и отводит роль источника социальных изменений изобретениям в сфере материальной культуры (инструменты, ору-жие, технологии). Нематериальная культура включает социальные ценности, нормы, убежде-ния, социальные структуры, в том числе законодательство, религию и семью, которые дол-жны адаптироваться или реагировать на изменения, имеющие место в материальной куль-туре. Следует иметь в виду, что ни один отдельно взятый фактор не способен объяснить происходящие в обществе социальные изменения, поскольку в реальности множество сил сливается в сложном взаимодействии друг с другом. Именно взаимодействие придаёт обще-ству его динамический характер.
Системная теория (Т. Парсонс, П. Штомпка)исходит из понятия системы – объеди-нения множества элементов в нечто целое, обособленное от того, что его окружает (на макроуровне – это общество в целом ([3.2), на мезоуровне – отдельное государство, нация, на микроуровне – локальное объединение, ассоциация, фирма, семья и т.д.). Отсюда следует, что социальные изменения – это различия между состояниями одной и той же системы, которые возникают одно за другим во времени.
Каждая характеристика системы может рассматриваться в процессе её изменения:
Характеристики системы | Характер их изменения |
– количество составляющих её элементов (индивидов, групп, институтов и т.д.) – взаимосвязи элементов (социальные связи и отношения) – функции элементов системы как целого (перечень действий, необходимых для сохранения системы как целостности) – границы системы (критерии включения в систему, принципы рекрутирования, условия принятия новых членов или элементов структуры) – наличие подсистем (число и разнообразие специализированных областей, секций, подразделений) – внешнее окружение (природная среда, соседние системы, геополитическое положение) | [ в составе (миграции, рост численности или депопуляция и т.д.) [ в структуре (возникновение неравенства, оформление властных отношений, образова-ние дружественных связей и т.д.) [ в функционировании (специализация и дифференциация работ, перекладывание вос-питательной функции с семьи на школу и т.д.) [ в границах (слияние или разделение сис-тем, ужесточение или демократизация член-ства и т.д.) [ во взаимодействии подсистем (победа политики над экономикой, распространение государственного контроля на все сферы жизни общества и т.д.) [ в окружении (ухудшение экологической обстановки, землетрясение, изменение гео-политического порядка в мире и т.д.) |
Виды системных изменений: 1) внутрисистемные, связанные с адаптацией к измене-ниям как внутри, так и вовне системы, но не затрагивающие её сущности (например, медлен-ная эволюция авторитарного политического режима от очень жёсткого ко всё более мягко-му); 2)изменения самой системы, приводящие к её полному перерождению и возникно-вению на её месте принципиально иной системы (например, преобразование авторитарного режима в демократический).
Теория социального поля (П. Штомпка)вообще отрицает научность статического изуче-ния общества, предполагает анализ событий, а не вещей, процессов, а не состояний. Общес-тво есть процесс, постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Общество в неизмен-ном состоянии не существует и не может существовать. Оно существует не как жёсткая система, а как мягкое поле взаимоотношений.
Социальное поленаходится в постоянном движении: оно расширяется или сжимается (когда люди проникают в него или покидают его пределы); усиливается или ослабляется (когда меняется качество взаимодействий, например знакомство перерастает в дружбу, любовь – в ненависть); сгущается или распыляется (когда в группе появляется лидер или лидер уступает свои позиции); смешивается с остальными сегментами поля или дистанци-руется (когда образуются содружества и союзы или происходит раскол государства, партии, движения).
Социальное поле интегрируется четырьмя видами связей: 1) сплетением идей (верова-ний, доказательств, понятий), составляющих идеальное измерение – "социальное сознание" поля; 2) сетью правил (норм, ценностей, предписаний, идеалов), образующих нормативное измерение – "социальные инструкции" поля; 3) сетью действий, представляющих собой интеракционное измерение – "социальную организацию" поля; 4) сетью интересов (жизнен-ными шансами, возможностями, доступом к ресурсам), образующих измерение поля по шкале возможностей – его "социальную иерархию".
На каждом из этих уровней происходят постоянные изменения, но: 1) они протекают не изолированно, а в тесной связи, переплетении друг с другом; 2) проявления социокультурно-го поля имеют различные уровни сложности, они протекают на макро- (общество), мезо- (общности, группы) и микро- (личности) уровнях.
В соответствии с теорией социального поля, социальное изменение можно рассматривать как процесс последовательной смены социальных событий (различных состояний социально-го поля): развитие, дифференциацию, расширение, интеграцию или расчленение в различ-ных измерениях, являющихся результатом его внутренних (имманентных) свойств.
Теория "активного общества" (А. Этциони) разделяет социальные системы на активные и пассивные (пассивные лишь реагируют на изменения в среде, приспосабливаясь к ним; активные могут целенаправленным образом воздействовать на среду, в то же время изменяя собственную структуру). Активные системы способны создавать кибернетическую схему ещё не существующего будущего и организовывать свои изменения в направлении будущего её состояния. При этом активность социальной системы зависит от следующих факторов: 1) кибернетического (способности собирать, обрабатывать и использовать знания о реально-сти, а также ставить цели и принимать решения); 2) власти (способности её осуществления, опирающегося на средства насилия и распределения материальных ресурсов); 3) согласия (имеющего место в демократических обществах). Идеал А. Этциони – "активное общество", совмещающее в себе высокую степень контроля (как в тоталитарных обществах) с высоким уровнем согласия (как в демократических обществах).
Структурная теория (Э. Тириакьян) разделяет понятия "социальное изменение" и "соци-етальное изменение". Последнее представляет собой тотальную трансформацию институ-циональных структур, предполагающую "качественное изменение" (скачок) в функциониро-вании общей модели организации, которое носит радикальный (революционный) характер. Социетальное изменение не случайно и не иррационально – оно закономерно возникает как реакция на напряжения внутри данной институциональной структуры. По содержанию и движущим силам социетальное изменение – это моральное (религиозное) изменение.
Социальное изменение, в отличие от социетального, происходит путём постепенного количественного изменения в рамках данной институциональной структуры, т.е. носит эволюционный характер и является предпосылкой социетального.
Источник социетального изменения – противоборство моральных сил в рамках данной культуры, когда одна сторона стремится сохранить институциональные элементы культуры, а другая – изменить их. Важнейший этап социетального изменения – момент кризиса, когда масштабность структурирования становится очевидной для всех. Революция (социальный катарсис) может развиваться либо в направлении насильственной социально-политической трансформации, либо в направлении ненасильственной социально-экономической деятель-ности. Социетальное изменение происходит на уровне целостного общества, оно револю-ционное по форме, религиозно-моральное по содержанию и по своим движущим силам.
Э. Тириакьян вывел индекс революционного потенциала (изменяется от "0", когда общество представляет собой "гомогенную моральную общность", до "1" – момента кризи-са). Промежуточные интервалы предполагают промежуточные уровни социальной деструк-ции, например, при уровне дезорганизации 0,85 и выше происходит революция (контр-революция), приводящая к неизбежному преобразованию социальной структуры.
Важнейшие виды социальных изменений: процесс, модернизация и прогресс.
14.2. Процесс – это последовательность взаимосвязанных между собой изменений, при которой каждое предыдущее изменение в той или иной степени является причиной после-дующего (индустриализация, демократизация, банкротство).
Существуют две основные формы социальных процессов:
1. Линейные (направленные) – процессы, при которых ни одно из состоянийсистемы не повторяется ни на какой последующей стадии, а на более поздней выходит на более высокий (развитие) или более низкий (упадок)уровень (рост экономических показателей, снижение численности населения) (см. рисунок 12 а, б). В случае развития система последо-вательно совершенствуется (улучшается) – общество приближается к процветанию, разре-шаются его внутренние противоречия, гармонизируется социальная жизнь людей и т.д.
|
2. Циклические – процессы, при которых любое состояние, в котором находится система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем или уже когда-то случалось в прошлом (цивилизационные теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Соро-кина) (см. рисунок 12 в).
Типология социальных процессов: 1) по форме: направленные – необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению (каждая последующая стадия включает в себя результат более ранней и в свою очередь подготавливает возможность для возникно-вения более поздней (социализация ребёнка, технический прогресс)); ненаправленные (текучие) процессы; 2) по конечному результату: созидательные– процессы, приводящие к фундаментальным новшествам (возникновение совершенно новых социальных условий, состояний общества, социальных структур);трансмутации–процессы, приводящие к менее радикальным результатам (модификации, реформации или пересмотру существующих социальных установок);3) по отражению в общественном сознании: явные– их можно распознать, предсказать, выявить цель (легализация валютного обмена с целью уничто-жения чёрного рынка);латентные (скрытые)– их невозможно распознать, дать им оценку, установить, желательны они или нежелательны (разрушение окружающей среды в ходе первоначальной индустриализации, пока это не стало очевидным);процесс-бумеранг– когда процесс распознан, осознан, но даёт результат, противоположный ожидаемому (предвыбор-ная кампания в пользу кандидата приводит не к возрастанию, а к падению его рейтинга; мероприятия, призванные снизить инфляцию, приводят к её ускорению); 4) по причинам (движущим силам):эндогенные –с внутренней (имманентной) причиной протекания;экзогенные–связанные с внешней по отношению к процессу причиной; 5) по уровням: макропроцессы–осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных госу-дарств, регионов, этнических групп (глобализация, ухудшение экономики, демократизация);мезопроцессы–охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армию, бюрократию и т.д.;микропроцессы–протекают в повседневной жизни человеческих индивидов (в семье, трудовом коллективе, группе друзей); 6) по времени протекания: мгновенные,длительные,долговременные(длящиеся в дурной бесконечности – целые исторические эпохи).
14.3. Модернизация (буквально – осовременивание) – одна из исторических моделей развития, характеризующая модерн, который соответствовал состоянию общества в период между эпохой Просвещения XVII века до середины ХХ века. Для модерна характерен рацио-нальный взгляд на социальные проблемы и стремление строить социальные конструкции в соответствии с научными принципами и следуя законам логики. Модерн можно трактовать как веру в очевидные факты и прочное знание[14]. В то же время модернизация как процесс предполагает революционный переход от доиндустриального к индустриальному (капиталис-тическому) обществу, осуществляемый путём кардинального изменения социальных инсти-тутов и образа жизни людей.
Одна из важнейших отличительных особенностей модернизма – рациональность, которая предполагает, что в современном (модернистском) обществе действия подчинены логике и порядку, они определяются логическим размышлением, тогда как в традиционных обществах прошлого ([3.3) определялись тем, что и как делалось всегда.
Первые теории модернизации были созданы в середине XX в. в условиях распада европейских колониальных империй и появления большого количества новых независимых государств в Азии, Африки и Латинской Америке, перед которыми встала проблема выбора путей дальнейшего развития. Теории и программы модернизации, призванные обеспечить ускоренный переход от традиционности к современности, были предложены учёными и политиками США и Западной Европы в качестве альтернативы коммунистическому выбору, исходившему от СССР. На протяжении 1950-х – 1990-х гг. возник ряд теорий, по-разному оценивающих сущность, направленность и последствия модернизации. Рассмотрим некоторые из этих теорий.
Линеарные (однонаправленные) теории возникли в рамках эволюционизма и струк-турного функционализма в 1950 – 1960-е гг. (У. Ростоу, М. Леви, Ш. Айзенштадт и др.). Их основные идеи: 1) модернизация – революционный процесс, связанный с радикальными и всеобъемлющими трансформациями моделей человеческого существования и деятельности при переходе от традиционности к современности; 2) модернизация вызывает изменения практически во всех областях жизни общества, порождая процессы структурно-функцио-нальной дифференциации, индустриализации, урбанизации, коммерциализации, социальной мобильности, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств мас-совой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, роста политического участия; 4) процесс модернизации – это органичное встраивание изменений в социальную систему (как только изменение вносится в одну из сфер жизни общества, это неизбежно вызывает адекватные изменения в других сферах); 6) модернизация – глобальный процесс, который обеспечивается распространением совре-менных идей, институтов и технологий из Западной Европы по всему миру (все общества можно как бы распределить вдоль оси, идущей от традиционности к современности); 7) мо-дернизация – эволюционный процесс, предполагающий определённые стадии (фазы), через которые должны пройти все общества; 8) процесс модернизации предполагает унификацию, постепенную конвергенцию сообществ; 9) это необратимый и прогрессивный процесс.
Теории парциальной (частичной) модернизации (1960-е гг. М. Леви, Д. Рюшемейер) основывались на представлении о модернизации как длительном переходе от "относительно немодернизированных" к "относительно модернизизированным" обществам. В отличие от линеарной модели, идея парциальной модернизации сделала шаг от однонаправленного видения исторического процесса в сторону возможности многолинейной динамики. Суть парциальной модели состояла в признании возможности "застревания" некоторых обществ на стадии "частичной" модернизации, которая, по мнению Д. Рюшемейера, представляла собой такой процесс социальных изменений, который вёл к институционализации в одном и том же обществе относительно модернизированных социальных форм и менее модерни-зированных структур. Таким образом, данная теория предполагала возможность существо-вания ещё одного пути (ответвления), пускай неполноценного, от традиционности к совре-менности.
Многолинейные теории, возникшие в 1970 – 1980-е гг., стали логическим развитием идей парциальной модернизации и основывались на критике эволюционизма и функционализма. Наиболее видные их представители – Э. Тириакьян, П. Штомпка, Р. Робертсон, У. Бек, А. Турен, С. Хантингтон выдвинули следующие положения: 1) нет единственной модели модернизации как движения в сторону западных институтов и ценностей – существуют собственные оригинальные пути развития (национальные модели модернизации, имеющие местную социокультурную окраску); 2) наличие социокультурной традиции (своеобразия) в ходе модернизационного перехода является не препятствием, но стимулом, дополнительным фактором развития; 3) модернизация детерминируется как внутренними, так и внешними факторами (это эндогенно-экзогенный процесс); 4) она в значительной степени определяется не анонимными законами эволюции, а действиями социальных акторов (индивидов и групп), имеющих возможность обеспечить рост или трансформацию ситуации посредством волевого вмешательства; 5) модернизация происходит на конкретном историческом фоне, существует зависимость между результативностью модернизации и гармонией между культурными, политическими, экономическими ценностями и приоритетами и наличным ресурсами; 6) модернизация не всегда единый процесс,в условиях трансформации сущест-вует возможность различного поведения сегментов конкретного общества; 7) модернизация не всегда непрерывный процесс, она может переживать периоды падения и взлёта, разви-ваться циклически.
Акторная теория финского учёного Т. Пиирайнена, созданная им в 1990-е гг., совме-щает идею модернизации с деятельностным (акторным) подходом. Исследователь, основы-ваясь на историческом опыте реформирования России в 1990-е гг., делает вывод о том, что социальные преобразования (мордернизация) во многом определяются повседневной жизнью обычных людей, выбирающих те или иные жизненные стратегии, позволяющие им спра-виться с трудностями переходного периода. Сопоставление cтратегий различных семейств даёт возможность представить контуры нового социального порядка, коллективные резуль-таты индивидуальных действий акторов.
В конце ХХ – начале XXI в. идея модернизации претерпела существенные изменения, возникли альтернативные теории, в частности постмодернизма и глобализации ([16.1).
14.4. Концепция социального прогресса.
Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему всё ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства иссле-дователей, к реализации определённых ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям).
Идея прогресса лежит в фундаментальной особенности человеческого бытия – проти-воречии между реальностью и желаниями, жизнью и мечтами. Концепция прогресса смяг-чает возникающее при этом напряжение, порождая надежду на лучший мир в будущем и уверяя, что его приход гарантирован или, по крайней мере, возможен ("Мир сегодня верит в прогресс, потому что единственной альтернативой будет всеобщее отчаяние" (С. Поллард)).
Современное толкование социального прогресса основывается на нескольких фундамен-тальных идеях: 1) о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непре-рывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим); 2) о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется; 3) о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путём; 4) о различии между типичными, необходимыми стадиями, которые проходит процесс; 5) об эндогенных причинах, вызывающих самодви-жение (саморазвитие) процесса; 6) о признании неизбежного, необходимого, естественного характера процесса, который не может быть остановлен или отвергнут; 7) об улучшении, усовершенствовании, отражающими тот факт, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.
Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс – ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценно-стей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются).
В ХХ в. социальные процессы шли крайне противоречиво, их оценка исследователями и общественным мнением была амбивалентной (как позитивной, так и негативной). В конце концов, это привело к кризису идеи социального прогресса.
Проявления кризиса идеи прогресса: 1) идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом в образе дегенерации, разрушения и упадка; 2) идея о необходимости постоянного экономического и технологичес-кого роста сменилась идеей пределов роста; 3) вера в рассудок и науку сменилась убежде-нием в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утвер-ждении иррационализма; 4) утверждение важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения;5) крушение идей утопизма (окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы); 6) лейтмотивом конца ХХ – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.
Однако не все исследователи настроены столь пессимистично. По мнению П. Штомпки, в современном обществе существуют реальные возможности и условия для обеспечения социального прогресса сегодня и в обозримом будущем. Для этого есть все необходимые предпосылки: 1) наличие в обществе творческих, независимых, адекватно осознающих реальность деятелей; 2) богатые и гибкие общественные структуры; 3) благоприятные и активно воспринимаемые естественные условия; 4) долгая и уважаемая традиция; 5) оптимистичный, долгосрочный взгляд на будущее и его планирование.
* * *
Краткие выводы. Социальное изменение является важнейшей социологической катего-рией, позволяющей изучать общество в процессе его непрерывного преобразования. Соци-альные изменения происходят в виде процессов, самыми важными из которых для совре-менного общества являются модернизация и прогресс. Во второй половине ХХ в. появились различные теории модернизации, по-своему объясняющие её сущность. Идея прогресса, возникшая ещё в глубокой древности, с конца ХХ в. переживает кризис, связанный с неоднозначно оцениваемыми последствиями эволюции западной цивилизации за последние 100 – 150 лет.
Социальные движения
15.1. Социальное движение в контексте социологии.
15.2. Типология социальных движений. 15.3. Массовые движения
Основные понятия: социальное движение, массовое движение, слухи, мода, массовая истерия, паника
В ХХ в. социальные движения стали одним из мощнейших факторов изменений, проис-ходящих в обществе. Сегодня они охватывают практически все области человеческой деятельности, активно влияют на поведение сотен тысяч и миллионов людей. Каждый из нас, иногда даже не осознавая этого, принимает участие в тех или иных движениях. Именно поэтому социальные движения находятся в сфере пристального внимания социологов.
15.1. Социальное движение в контексте социологии
Примеры социальных движений: "зелёные", пикетирующие атомные электростанции; мусульмане, атакующие христиан (и наоборот); африканцы, протестующие против апар-теида; женщины, пикетирующие клиники, где делаются аборты и т.д.
Социальное движение– свободно организованная общность людей, действующих совме-стно в слабо институционализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. Социальные движения характеризуются: 1)количеством участников и размахом акций; 2) единством в отношении цели – определённых изменений в обществе; 3) низким уровнем формальной организации; 4) высокой степенью стихийности действий.
По мнению исследователей, социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища, и более интегрированы. Тем не менее, они не организованы так, как обычно организованы политические партии и другие ассоциации (см. рисунок 11).
Связь социальных движений с социальными изменениями прослеживается в следующем: 1) их целью является либо утверждение (введение) в общественную жизнь каких-либо новых элементов (новые законы, отношения, привычки), либо отрицание (приостановка, предотвращение или обращение вспять) существующих (загрязнение окружающей среды, рост преступности); 2) они являются одной из причин (причём важнейшей), которые приводят к социальным изменениям (социальные движения объединяют социальный процесс и влияют на его ход (см. рисунок12)); 3) изменяя общество, они изменяют в этом процессе и себя (мобилизуются, организуются) для того чтобы влиять на общество более эффективно. Социальные движения существовали и в прошлом, но только в зрелых совре-менных обществах началась действительно эра социальных движений. В XIX – XX вв. они стали многочисленны, как никогда прежде, приобрели массовый характер и повлекли за собой важные социальные изменения.
Важность и значение современных социальных движений обусловлены рядом обстоя-тельств: 1) физическим соединением больших масс людей в ограниченном районе (в резуль-тате индустриализации и урбанизации, приводящих к высокой "моральной плотности" населения) (Э. Дюркгейм); 2) изоляцией индивидов в деперсонифицированном обществе (так называемое "одиночество в толпе", когда отчуждение, одиночество и оторванность вызыва-ют стремление к общности, солидарности и сплочённости) (Ф. Тённис); 3) беспрецедентным ростом социального неравенства, ступенчатой иерархией богатства, власти и престижа (эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей) (К. Маркс); 4) де-мократическими преобразованиями, создающими политические возможности для коллек-тивных действий больших масс людей (при этом выражение различных мнений, выявление и объединение интересов и активная деятельность в их защиту становятся не только закон-ным правом, но и долгом ответственного гражданина) (М. Вебер); 5) последовательным завоеванием, контролем и господством над природой и обществом, манипулированием ими (порождающими веру в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде (при этом волюнтаризм порождает социальные движения, а фатализм их убивает)) (А. де Сен-Симон, О. Конт); 6) культурным и образовательным подъёмом современного общества, которые увеличивают резерв их потенциальных участников (поскольку участие в движениях требует известной степени сознательности, воображения, душевного отклика и неравноду-шия к общественным проблемам, а также способности к обобщениям личного и местного опыта); 7) возникновением и распространением средств массовой информации (СМИ).
Исследователи особо подчеркивают роль СМИ в процессе появления и функционирова-ния современных движений: 1) они формируют общественное мнение ([8), которое поз-воляет гражданам выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других групп; 2) они создают возможности для сравнения собственной жизни с жизнью других ("демонст-рационный эффект") (обнаруживая, что лишены многих благ, люди приобретают психоло-гическую готовность к участию в социальных движениях); 3) через них граждане узнают о политических взглядах и желаниях других людей, благодаря чему формируется солидар-ность, выходящая за узкие локальные рамки.
Существует два подхода к изучению структуры социального движения:
1. Функциональный (предполагает анализ элементов структуры с точки зрения функций, выполняемых ими в движении). В соответствии с ним можно выделить: 1) систему ценнос-тей, норм, идей и принципов, формирующих идеологию и мировоззрение участников (гума-низм, феминизм, альтруизм); 2) стратегию и тактику борьбы, определяющие общую нап-равленность предполагаемых общественных изменений (революция, реформа, контрреволю-ция); 3) средства и способы достижения поставленной цели (ресурсы и инструментарий движения: митинги, забастовки, пикетирование); 4) штаб, обеспечивающий выработку основных идейно-теоретических положений и руководство; 5) периферийные организации, реализующие на местах стратегические и тактические цели движения; 6) информационно-коммуникационную систему, обеспечивающую связь всех участников по вертикали (от руководства к рядовым членам и обратно) и по горизонтали (между участниками движения в пределах региона, страны, мира).
2. Организационный (анализ элементов структуры с точки зрения их роли в процессе организации движения). Данный подход позволяет выделить: 1) "людей слов" – интеллек-туалов, создателей идеологии движения; 2) активистов-агитаторов, преобразующих идео-логические конструкции в умонастроения масс, в массовые действия; 3) "людей действия" – практиков, занимающихся организацией движения и консолидацией его рядов; 4) убеж-дённых сторонников – тех, для кого цели движения совпадают с их насущными жизненными интересами (афроамериканцы, участвующие в движении за свои гражданские права); 5) рядовых членов – тех, кто имеет отношение к данному движению, но не переживает эту связь как свою насущную потребность (афроамериканцы, которых, в принципе, удовлетворяет и существующее положение вещей); 6) сочувствующих – тех, кто не имеет никакого отношения к движению, но выражает сочувствие его целям (белые американцы – противники дискриминации по расовой принадлежности); 7) случайных попутчиков – людей, примкнувших к движению в надежде что-либо приобрести (богатство, власть, прест