Социология отклоняющегося поведения
11.1. Девиантное поведение и его формы. 11.2. Причины девиантного поведения.
11.3. Социальная коррекция девиантного поведения
Основные понятия: девиация (девиантное поведение), делинквентное поведение, ано-мúя, социальный контроль, социальная терапия
Отклонения от норм социального поведения, принятых в обществе, представляют собой важную теоретическую и практическую проблему. Каждому из нас хотелось бы жить в обществе, свободном от жестокости и насилия, видеть в других людях потенциальных друзей и на улыбку отвечать улыбкой. К сожалению, окружающий нас мир далёк от идеаль-ного. Почему это так и что можно было бы сделать для уменьшения социального зла – об этом вы узнаете в данной главе.
11.1. Девиантное поведение и его формы
Базовыми понятиями социологии отклоняющегося поведения являются: социальная норма – закреплённый в культуре, образе жизни групп и индивидов уровень дозволенного, санкционированного обществом поведения; и социальная патология – отклонение от социальной нормы. Каждый из нас в процессе социализации ([10.3) усваивает социальные нормы и стремится вести себя в соответствии с ними.
|
Следует различать одобряемые (поощряемые обществом) нормы поведения и допустимые (не одобряемые, но и не по-рицаемые). Отклонение от социальной нормы (социальная патология) называется девиацией или девиантным пове-дением(см. рисунок 11).
Особенности девиантного поведения: 1) его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например интимные отношения в семье – норма, в трудовом коллективе – девиация); 2) исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь норма и наоборот, например частное предпринимательство в советское время и в наши дни); 3) амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).
Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).
Но исследователи называют и социально значимые функции девиантного поведения: 1) оно способно усиливать подчинение нормам (наказание или даже простое общественное порицание, последовавшее за нарушением, является фактором, заставляющим большинство людей стремиться к нормативному поведению); 2) девиация позволяет точнее определить критерии (границы) нормы (что хорошо – что плохо, что можно – чего нельзя) и вооружить ими других людей (именно поэтому в старину устраивали публичные наказания, а в наши дни показывают по телевизору передачи типа "Человек и закон"); 3) девиация способствует усилению сплочённости группы, стремящейся защитить себя от девиантов (людей, склон-ных к патологическому или просто иному от принятого в данной группе поведению) (мы объединяемся по критерию "наши – не наши", подразумевая под этим соответствие или несоответствие человека признаваемым нами нормам); 4) девиация – фактор социальных изменений ([14) (во-первых, потому, что отклонение от нормы – это сигнал о неблаго-получии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотра устаревших норм).
Наиболее социально опасной формой девиации является преступное поведение, которое в социологии называют делинквентным. Важнейшей особенностью делинквентного поведе-ния является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным (то есть недопус-тимым во всех социальных группах общества).
11.2. Причины девиантного поведения
Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежит в их основании. Тем не менее исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин, заставляющих каждого из нас время от времени нарушать социальные нормы, а значительную часть лю-дей – совершать преступления.
По мнению Э. Дюркгейма, девиацию вызывает социальная аномúя – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает (во время войн, революций и иных социальных катаклизмов).
Р. Мертон выявил три противоречия современного общества, являющиеся источниками девиации: 1) между ценностями и нормами, господствующими в обществе ([9.2); 2) между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения; 3) между инте-ресами и потребностями человека и невозможностью, по его мнению, их реализовать никаким иным путём, кроме как отступлением от нравственных и правовых норм.
Второе противоречие (между целями и средствами) послужило для Р. Мертона основой для выделения пяти различных реакций людей на их соотношение: 1) конформизм, когда люди интернализуют цели данного общества и используют социально одобряемые средства для их достижения (такое поведение является нормативным и способствует стабильности любого общества); 2) инновация, когда люди придерживаются одобряемых целей, но отвер-гают общепризнанные средства для их достижения (позитивная инновация – творчество, негативная – мошенничество); 3) ритуализм, когда люди отвергают цели, но при этом продолжают механически использовать одобряемые средства их достижения (люди, не верящие в Бога, соблюдают религиозные обряды и обычаи только потому, что "так приня-то"); 4) ретритизм, когда люди отвергают и цели, и средства их достижения, ничего не предлагая взамен (алкоголики, бродяги); 5) бунт, который также сопровождается отказом от социально одобряемых целей и средств их достижения, но при этом бунтари взамен предла-гают свои цели и средства (революционеры, террористы).
Э. Сазерленд, основываясь на теории культурного переноса, предположил, что отклоне-ние вызывает патологическая социализация индивида в девиантной субкультуре ([9.1; 10.3).Его идея основана на том, что человек приобретает склонность к преступному поведе-нию, если социализируется в группе, для которой подобное поведение является нормой. В этом случае его патологическое (с точки зрения окружающих) поведение им самим расце-нивается как нормальное.
Конфликтологический подход К. Маркса основан на представлении о классовой природе преступности. Господствующий класс эксплуатирует и грабит народные массы, ухитряясь избегать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – его жертвы – совершают престу-пления либо для того, чтобы выжить (воруют), либо потому, что ожесточены тяжёлыми условиями жизни (убивают). К. Маркс делает вывод: в обществе, свободном от классовых антагонизмов, исчезнет социально-экономическая база преступности (именно поэтому исследователи советского времени все разнообразные девиации советских людей считали "родимыми пятнами" капитализма и полагали, что в коммунистическом обществе преступ-ности не будет вообще).
По мнению Э. Лемерта – одного из создателей теории стигматизации (от stigmo – клеймо), отрицательная оценка поступка зависит не от его конкретного содержания, а от реакции общества. При этом осуждение или неосуждение человека, совершившего данный поступок, может быть связано со многими обстоятельствами: ситуацией, социальным окружением, личностью áктора (субъекта действия) (его пола, возраста, социального стату-са). На многие девиации, даже явно преступного характера, общество вообще не реагирует. В других же случаях социальное окружение даёт оценку человеку как потенциальному девианту и как бы "навешивает на него ярлык" – клеймо вора, убийцы, насильника. Человек, наделённый подобным клеймом, постепенно начинает согласовывать с ним свои поступки и действительно ворует, убивает и насилует.
В заключение этого краткого анализа приведём мнение Э. Дюркгейма: преступность свойственна любым человеческим сообществам и имеет естественную природу. Если она не превышает характерного для данного общества уровня, то является нормальным явлением. Обществу, как таковому, она большого вреда не приносит. К сожалению, в современном мире преступность давно превысила минимально допустимый уровень.
11.3. Социальная коррекция девиантного поведения
Возникновение социальных норм, разделившее поведение людей на нормативное и деви-антное, потребовало от общества выработки средств воздействия, направленных на предот-вращение социальных отклонений. Важнейшим среди них является социальный контроль – все способы реакции общественного мнения на те или иные действия человека, все средства общественного давления, направленные на предотвращение отклонений от социальных норм и побуждающие вернуться к нормативному поведению. Социальный контроль много-образен и вездесущ. Он возникает всякий раз, как только начинается взаимодействие, по крайней мере, двух человек (они оценивают поведение друг друга и определённым образом реагируют на него). Диапазон проявлений социального контроля: от устного одобрения ("Молодец!") или порицания ("Ай-я-яй!") до административных и уголовных наказаний (штраф, лишение свободы, смертная казнь).
На протяжении истории общество выработало широкий спектр методов, направленных на предотвращение и пресечение отклонений от норм. Древнейшим среди них является поиск и наказание лиц, совершивших преступления. Однако эффективность данного метода сравнительно невысока. Это связано с тем, что, во-первых, далеко не все преступления удаётся раскрыть и покарать преступников (во все времена уровень раскрываемости преступлений был заметно ниже общего их количества); во-вторых, угроза наказания, даже очень сурового, не способна отвратить от преступной деятельности закоренелых преступ-ников (а их число в современном обществе возрастает); в-третьих, сам факт наказания (в том числе и заключение под стражу) отнюдь не гарантирует того, что человек, совершивший преступление, не совершит его вновь. Наиболее очевидным свидетельством неэффективнос-ти действий карательных органов является рост преступности, в том числе рецидивной, наблюдаемый сегодня практически во всех странах мира.
Последний очевидный факт потребовал поиска иных методов борьбы с преступностью. Со второй половины ХХ в. всё больше усилий направляется не на раскрытие уже совер-шённых преступлений, а на их предотвращение. Именно этому призвана служить социаль-ная терапия (термин Дж. Морено). Она включает: 1) нормализацию социальной среды с целью ликвидации социальной базы девиации (поскольку давно замечено, что социально неблагополучные районы становятся буквально "рассадниками" преступности); 2) охрану от лиц, вносящих дезорганизацию в жизнь общества (путём создания своеобразных профилак-ториев для бомжей, наркоманов, проституток, где они имели бы возможность вернуться к нормальной жизни); 3) социальную реабилитацию лиц, возвратившихся из заключения (по-мощь в приобретении профессии, трудоустройстве, поиске жилья и т.д.); 4) социальный патронаж (помощь бедным семьям, детям, оставшимся без родителей; работа по повыше-нию эффективности социального контроля). Не так давно в США был проведён необычный эксперимент "Мобилизация ради молодежи", суть которого сводилась к проникновению в делинквентные шайки подростков специально подготовленных социальных работников, которые должны были переориентировать их активность в социально приемлемые формы деятельности.
Социальная терапия в нашей стране делает первые шаги, но, по мнению специалистов, именно она реально способна привести к значительному сокращению числа преступников, а значит и числа совершаемых ими преступлений.
* * *
Краткие выводы.Отклонения от социальных норм (девиация) – неотъемлемая часть жизни общества. Особенностями отклонений является их относительность, исторический характер и амбивалентность. При этом девиация в обществе играет не только отрицатель-ную, но и положительную роль. Наиболее социально опасная форма отклонений –делинк-вентное (преступное) поведение. В современном обществе существуют различные методы борьбы с преступностью. Наиболее эффективным среди них считается социальная терапия.
Социология брака и семьи
12.1. Семья как социальный институт. 12.2. Брак как основа и ядро семьи.
12.3. Семейно-демографическая политика государства
Основные понятия: семья; традиционная, нетрадиционная (эксплуататорская), эгалитарная, патриархальная, детоцентристская, супружеская, нуклеарная семья; брак, эндогамия, экзогамия, моногамия, полигамия, полигиния, полиандрия, групповой брак; толерантность, семейно-демографическая политика государства
Большинство ныне живущих людей, полагаю, что и вы, родились и воспитывались в семье. Большинство из нас, достигнув определённого возраста, вступают в брак или, по крайней мере, собираются это сделать, чтобы таким образом создать свою семью. Институты брака и семьи играют в современном обществе очень важную роль. Именно поэтому социологи уделяют им столь пристальное внимание.
12.1. Семья как социальный институт
По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включённый в социальную систему и в силу этого непосредственно зависящий от её политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; 2) малая группа, основанная на единой общесе-мейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сёстрами и другими родственниками). В каждой конкретной семье необязательно должны иметься все три типа связей (например, неполную семью связывают только родительские узы), но наиболее крепкими являются такие семьи, где они представлены в комплексе.
Необходимость изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества. Сложность её изуче-ния вызвана тем, что семья как малая группа является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в её дела.
Типология семьи:
1. Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязан-ностей и лидерства: 1) традиционнаясемья (её признаки: совместная жизнь, по крайней мере, трёх поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономи-ческая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); чёткое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, стар-шие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина); 2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (её отличия от традиционной семьи: женщины работают нара-вне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному ([3.3)); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер)); 3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми её членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).
2. Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности: 1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства преимущественно аграрного типа, достижение экономичес-кого благополучия); 2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе); 3) супружеская семья (её основная функция – эмоциональное удовлетворение партнёров по браку). По мнению иссле-дователей, последний тип, пока ещё широко не распространённый в обществе, характеризует семью будущего.
3. Типологии по различным основаниям: 1) в зависимости от состава семьи:а) нукле-арная – родители и дети; б) расширенная – родители, дети и другие родственники; в) непол-ная – один из родителей отсутствует; 2) по этапу жизненного цикла: а)молодая семья; б) семья с первенцем; в) семья с подростком; г) семья "покинутое гнездо" (когда дети выра-стают и создают свои семьи); 3) по социальному составу: а) семья рабочих; б) семья новых русских; в) студенческая семья и др.
Современные семьи выполняют ряд важных социальных функций: 1) репродуктивную (воспроизводственную) – рождение детей (по мнению демографов, для простого воспроиз-водства (повторения численности родителей) на каждые 100 женщин должно приходиться не менее 230 детей, реально же в России в 2000-е гг. на 100 женщин приходилось не более 150 детей); 2) воспитательную – семья оказывает на своих членов влияние, не сравнимое по силе воздействия ни со школой, ни с общественностью (социологи выделяют три типа семейного воспитания: детоцентризм, когда вся деятельность семьи направлена на воспитание детей; профессионализм, когда родители в воспитательном процессе больше полагаются не на себя, а на профессиональных педагогов; прагматизм, когда родители ориентируют детей лишь на получение материальной выгоды); 3) хозяйственно-экономическую – ведение домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределение домашнего труда, опеку над малолетними и престарелыми; 4) рекреационную – организацию семейного досуга и отдыха, создание чувст-ва безопасности и психологического комфорта у членов семьи.
12.2. Брак как основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закреплённая законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.
Существуют следующие формы брака: эндогамия – брак внутри определённой группы (класса, сословия, племени); экзогамия – брак с партнёром из-за пределов своей группы (чаще всего связан с запретом кровосмешения (инцеста) между более или менее близкими родственниками); моногамия – брак, в котором состоят один муж и одна жена (парный брак); полигамия, имеющая две разновидности: полигинию, когда один муж имеет двух или более жён, и полиандрию, когда одна жена имеет двух или более мужей; групповой брак – два или более мужа и две или более жены.
По данным статистики, и в прошлом, и в современности наиболее распространена полигиния (83 % современных обществ разрешают мужьям иметь две и более жены), хотя фактически подобных браков сравнительно немного. Как прежде, так и теперь позволить себе иметь несколько жён могут только состоятельные люди. К тому же каждая новая жена увеличивает угрозу течению семейного процесса, усложняет характер социально-психичес-ких связей между супругами. Далеко не каждый мужчина готов к подобным проблемам. Как поётся в известной песенке, "неплохо очень иметь три жены, но очень плохо, с другой стороны".
В современном обществе возникают и иные "неформальные" брачные союзы: так называ-емая шведская семья – сожительство двух пар, периодически меняющихся партнёрами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным эксперимен-там неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Гол-ландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.
Серьёзной проблемой для людей, желающих вступить в брак, является выбор брачного партнёра. Решается эта проблема по-разному. В большинстве традиционных обществ (которых и сегодня немало в Азии, Африке, Латинской Америке) важнейшим критерием выбора является социально-статусное соответствие семей жениха и невесты. При этом личные симпатии молодых людей в расчёт вообще не берутся. Выбор будущего мужа или жены делают либо родители, либо признанные специалисты в этой области – сваты, свахи. Для того чтобы свести к минимуму нежелательные психические последствия подобного брака, используются различные социальные технологии: 1) поддерживается соответствую-щая традиция; 2) браки заключаются ещё в детском возрасте, и молодые люди воспиты-ваются, заранее зная, что они предназначены друг для друга; 3) с определённого возраста (10 – 14 лет) юноши живут отдельно от девушек во избежание возникновения личных сим-патий; 4) на молодых людей оказывается сильное психическое давление (угрозы, уговоры, лесть).
В современном демократическом обществе ценность личной свободы индивида распрост-ранилась и на сферу семейно-брачных отношений. Решение о вступлении в брак принимают сами молодые люди. При этом, по мнению социологов, на выбор брачного партнёра влияют следующие факторы: 1) гомогамия – тенденция жениться на себе подобных (соответству-ющих по возрасту, национальности, культуре, религии, образованию и т.п.); 2) физическая привлекательность (гармоничная внешность свидетельствует, как правило, о физическом и душевном здоровье человека, а значит, сулит благополучие и счастливый брак); 3) соот-ветствие (по внешнему облику и физическим данным, так как выбор партнёра, равного себе, повышает вероятность возникновения взаимности); 4) комплементарные потребности (фактор, прямо противоположный соответствию, и означающий притяжение двух людей, имеющих противоположные социально-психические качества, которые, по их мнению, дополняют друг друга).
Факторы, определяющие выбор брачного партнёра, непосредственно влияют на развитие последующих семейно-брачных отношений и, в частности, на перспективу возникновения семейных конфликтов и развод. Давно отмечено, что в традиционных обществах семейная жизнь протекает с меньшими возмущениями, и разводы там чрезвычайно редки. Объясняется это тем, что выбор брачного партнёра, сделанный третьей стороной (родителями, свахой) не позволяет супругам самим решать вопрос о продолжении или прекращении дальнейшей совместной жизни. Согласно традиции, они "навеки" отданы друг другу, и как бы друг к другу ни относились, разлучить их может только смерть. Другое дело – современное общество, в котором решение и о вступлении в брак, и о разводе принимают сами супруги. Здесь "факторов риска" намного больше и соответственно гораздо больше разводов (в России, например, в конце XIX в. ежегодно распадалось около 1 тыс. браков, а в 1990-е гг. ХХ в. – более 500 тыс.).
Исследователи семейных конфликтов (являющихся причиной подавляющего большин-ства разводов) отмечают, что они возникают, как правило, вследствие: 1) социокультурного несоответствия мужа и жены (разница в образовании, культурно-духовных интересах); 2) неурегулированности социально-ролевых отношений (распределение семейных обязаннос-тей); 3) психической несовместимости (не сходятся характерами); 4) сексуальной дисгармо-нии (взаимная неудовлетворённость половыми отношениями). Факторами, усугубляющими действие данных причин, могут быть: большая разница в возрасте супругов, в образовании, алкоголизм (наркозависимость) одного из супругов, легкомысленное отношение к браку, ранний возраст вступления в брак, неподготовленность к рождению первого ребёнка (психическая, моральная, материальная), малый срок знакомства до брака, брак по принуж-дению и т.д. По мнению С.И. Голода, для достижения гармонии в браке супруги должны адаптироваться друг к другу на семи уровнях: духовном, психологическом, сексуальном, информационном, родственном, культурном и бытовом. При этом адаптация возможна лишь при наличии интимности – симпатии, расположенности и эротической привязанности между ними.
12.3. Семейно-демографическая политика государства – политика, направленная на укрепление института семьи и регулирование демографической ситуации.
Значение данной политики трудно переоценить. Успешное функционирование семьи является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность современного общества, преемственность поколений, сохранение морально-нравственных основ социальной жизни. В разных странах государственная политика по отношению к семье проводится в зависимо-сти от традиций, законодательной базы, уровня экономического развития и проблем, харак-терных для течения семейной жизни в данном государстве.
В современной России государственная семейная политика направлена, прежде всего, на укрепление института семьи путём: 1) оказания материальной помощи бедным и неполным семьям (включая введение института так называемого "материнского капитала"); 2) совер-шенствования законодательной базы, направленной на регулирование семейной жизни и сокращение разводов; 3) формирования общественного мнения, ориентированного на сохра-нение и укрепление семьи. К сожалению, несмотря на определённые успехи, достигнутые в России в 2000-е гг., негативные тенденции семейной жизни всё ещё преобладают над позитивными: возрастает число разводов, число неполных семей и семей с матерями-одино-чками, много семей живут ниже черты бедности, велико количество преступлений, совер-шаемых на семейно-бытовой почве.
Решение демографических проблем (повышение, понижение, стабилизация численности населения) также является важной прерогативой государства. В нашей стране усилия властных органов направлены на повышение рождаемости и продолжительности жизни людей. Однако после недолгого периода позитивных перемен (1987–1989 гг.) показатели рождаемости и смертности вновь стали ухудшаться. Очевидно, что сегодня существует острая необходимость в качественном изменении и повышении эффективности семейно-демографической политики Российского государства.
* * *
Краткие выводы. Семья имеет двойственный характер: она одновременно и социальный институт и малая группа. Существует типология семей, отражающая всё их многообразие как в прошлом, так и в настоящем. Семья выполняет несколько важных социальных функ-ций. Брак – основа и ядро семьи. Существует несколько форм брака, различающихся числом брачных партнёров и ограничениями в их выборе в зависимости от групповой принад-лежности будущего мужа и жены. Государство регулирует семейно-брачные отношения с помощью семейно-демографической политики.