Семинар «Социология личности»

(формы обучения: очная, заочная)

1. Социальная динамика личности: социализация и активность.

2. Ролевая концепция личности.

3. Социальное поведение. Социальный контроль и его механизм.

Задания для самостоятельной работы

1. Выясните специфику социологического понимания личности.

2. Покажите многообразие объяснительных моделей личности в современной теоретической социологии.

3. Охарактеризуйте личность как субъект и объект общественных отношений.

4. Рассмотрите социальную типологию личности.

5. Раскройте сущность ролевой концепции личности.

6. Рассмотрите природу, социальные характеристики и главные виды отклоняющегося (девиантного) поведения.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к семинару

Изучение темы следует начать с определения понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Рассматривая личность как целостность социальных свойств человека, необходимо понять, что она является продуктом общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством предметной деятельности и общения. При выяснении специфики социологического понимания личности как социально-типического в индивидах целесообразно обратить внимание на его отличие от философского и психологического подходов к изучению личности. Рассматривая личность в качестве субъекта и объекта общественных отношений, необходимо охарактеризовать основные проблемы социологической теории личности: формирование личности и развитие ее потребностей, закономерности взаимосвязей личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения и т.д. При изучении социальных типов личности приведите примеры подобных типологий в учениях прошлого, а затем охарактеризуйте современные конкретно-научные типологии личности: социально-психологическую, антропологическую, социологическую.

Подготовку к семинару начните с определения социализации как важнейшей категории социологической теории личности, обратив внимание на соотношение понятий «социализация» и «воспитание». Следует отметить, что социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в общественной жизни. Далее целесообразно рассмотреть основные этапы социализации, имея в виду, что этот процесс приобретает определенную степень завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса. Изучая механизм социализации, следует выделить его основные элементы, включая целеполагание, принятие решений, построение стратегий поведения и др. В заключение следует охарактеризовать институты и агентов, которые обеспечивают приобщение личности к системам ценностей, освоение ею культурного опыта и социальных ролей.

При подготовке второго вопроса раскройте сущность ролевой концепции личности, покажите, что ее методологической основой является понимание социальной роли как главной единицы социологического анализа. Характеризуя понятийный аппарат ролевой концепции личности, необходимо дать определение социального статуса и статусного набора, рассмотреть виды статусов. При этом важно отметить, что теоретические подходы к изучению социального статуса в социологии реализуются преимущественно в рамках концепции социальной стратификации. Далее следует показать, что статусная позиция согласуется с понятием «социальная роль», т.е. социально ожидаемым поведением индивидов, соответствующим их статусам. Дав определение ролевого набора, необходимо показать природу и сущность ролевого конфликта, обратить внимание на то, что его разрешение зависит от умения найти компромиссные варианты исполнения ролей или осознанного предпочтения одной роли.

При подготовке третьего вопроса целесообразно показать, что социальное поведение есть фундаментальная социологическая категория, используемая при изучении взаимодействия индивидов, общностей, общества в целом с окружающей природной и социальной средой. Следует подчеркнуть, что социальное поведение обретает смысл как социологическое понятие, если рассматривается с точки зрения его обусловленности деятельностью индивидов и их общением между собой. Рассмотрев природу, социальные характеристики и главные виды отклоняющегося (девиантного) поведения, следует показать сущность социальной аномии, обозначающей состояние общества в периоды радикальных изменений, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились (Э. Дюркгейм). В заключение необходимо остановиться на характеристике социального контроля, важной функцией которого является сохранение равновесия социальной системы. При изучении механизма социального контроля и его элементов следует обратить внимание на то, что он распространяется на все сферы человеческого общества и исследуется разными отраслями социологической науки.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сравните понятия «человек» «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Что такое социализация личности? Объясните суть процесса социализации.

3. Охарактеризуйте основные социологические теории личности.

4. Что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

5. В чем сущность ролевой концепции личности?

6. Почему социальное поведение является одной из фундаментальных категорий социологии?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

Наши рекомендации