Тема 16.Социология труда и экономической жизни
392. Рынок труда это:
1.спрос и предложение товаров
2. производство и сбыт
3.механизм согласования интересов работодателей и продавцов рабочей силы
4. спрос и предложения на сырье
5. реализация готовой продукции
393.Процесс изменения содержания трудовой деятельности, вызванной разными причинами:
1.профессиональная мобильность
2.социально-профессиональная мобильность
3.социально-демографическая мобильность
4.социально-экономическая мобильность
5.территориальная мобильность
394. Экономическими благами являются:
1.выпеченный хлеб
2.деревья в лесу
3.уголь в недрах земли
4. природа
5. водные ресурсы
395.Утверждение, что «совокупность людей, находящихся в рыночной ситуации, формирует экономический класс» - принадлежит:
1. К.Марксу
2.М.Веберу
3.П.Сорокину
4.Л.Уорнеру
5.Т.Парсонсу
396.Всякая экономическая активность людей осуществляется во имя:
1.реализации их потребностей
2.удовлетворения первичных потребностей
3.бессознательного стремления к чему-либо
4.осознанного стремления к чему – либо
5.удовлетворения духовных потребностей
397. Хозяйственное поведение человека мотивировано:
1.факторами окружающей среды
2.интересами
3.общественными нуждами
4.социальными нуждами
5.духовными факторами
398. Главной чертой человеческого общества является:
1.разделение труда.
2.социальное неравенство
3.наличие среднего класса.
4.политическое равноправие
5.наличие высшего класса
399. Бизнес помогает обществу:
1.создает отрицательные внешние эффекты своей деятельностью
2.оказывает спонсорскую деятельность и благотворительность
3.перераспределяет доходы в пользу богатых
4. не помогает, мешает
5. перераспределяет доходы в пользу бедных
400. Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие
1. 18 лет
2. 20 лет
3.14 лет
4.16 лет
5. 30 лет
401. Регистрируемые (зарегистрированные) безработные это:
1.трудоспособные граждане, которые имеют работу, но обращаются в службу занятости с целью поиска более подходящей работы
2.трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней
3.безработные, которые зарегистрированы в налоговой инспекции по месту жительства, где получили индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)
4.безработные, которые имеют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
5.трудоспособные женщины , которые ухаживают за инвалидами
402.Численность населения в трудоспособном возрасте в Казахстане:
1.снижается
2. растет
3.стабильно (не меняется)
4. дифференцируется
5. квалифицируется
403.Численность общей безработицы в Казахстане составляет:
1. 2 миллиона человек
2. около 6 миллионов человек
3.4 миллиона человек
4.около 6,5 миллионов человек
5.половина трудоспособного населения
404. К понятию «экономические ресурсы» относятся:
1.производство товаров народного потребления
2.массовое предложение потребительских благ, рост разнообразия видов реализуемых продуктов и услуг, дифференциация полезных свойств товаров и товарных марок
3.продукты питания и потребительские товары длительного пользования
4.массовое предложение потребительских благ, рост разнообразия видов реализуемых продуктов и услуг
5.природные и трудовые ресурсы
405. Предмет труда – это:
1. продукты природы, вещи, подвергаемые в процессе производства тем или иным изменениям и превращаемые в потребительные стоимости
2. орудия производства (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.п.), производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, связи и информации, при помощи которых человек воздействует на землю и ее недра, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки
3. совокупность физических и духовных способностей человека, используемых им в процессах, связанных с осуществлением трудовой деятельности, производством материальных и нематериальных благ и услуг
4. целесообразно измененный материал или продукт природы
5. интеллектуальная мощь работника
406. Общественная полезность действий как неотъемлемое свойство труда предполагает, что::
1. прежде чем начать трудиться, человек создает в своем сознании проект, мысленно представляет себе результат труда
2. на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия
3. люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы, на основе более или менее прочных контактов между собой
4. человек сначала продумывает модель действий, а затем приступает к осуществлению заранее выработанных намерений
5. человек действует на основе личной выгоды
407. Дееспособность человека характеризует:
1.его способность выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных
2. способность человека самоопределиться
3. его способность к качественно различным видам целесообразной деятельности
4.принципиальную возможность участия человека в трудовом процессе
5.совокупность физических и духовных способностей, используемых им в процессах, связанных с осуществлением трудовой деятельности, производством материальных и нематериальных благ и услуг
408. Живой труд – это:
1.целесообразная деятельность человека, связанная с затратами умственной и физической энергии на производство потребительных стоимостей или выполнение работ, связанных с их созданием
2.труд, расходуемый в данный момент, результаты которого еще не определены
3. труд, в условиях которого основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий для изменения формы, размеров, внешнего вида предмета труда
4. труд, не требующий специальной профессиональной подготовки
5. труд, требующий специальной подготовки
409. В Казахстане к населению трудоспособного возраста относятся:
1. мужчины и женщины от 14 до 55 лет
2. мужчины от 16 до 54 и женщины от 16 до 59 лет
3. мужчины и женщины от 16 до 63 лет
4. мужчины 16 до 60 и женщины от 16 до 58 лет
5. мужчины и женщины от 14 до 58 лет
410. Экономически активное население:
1. часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товарови услуг и включающая занятых и безработных, активно ищущих работу
2. лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму
3. население страны, обладающее физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями
4. лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) в сфере как общественного, так и личного труда
5. можно отнести все занятое население, и безработные, которые ищут работу
411. Патернализм как тип социально-трудовых отношений характеризуется:
1. практиками использования неконфронтационных способов регулирования взаимоотношений между наемными работниками, работодателями и государством
2. стремлением человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем
3. значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или работодателя
4. основанным на произволе, т.е. незаконным, ограничением прав субъектов социально-трудовых отношений
5. основанным на демократии, расширении прав наемных работников
412. Производительность труда характеризует:
1. затраты общественно-необходимого труда на производство единицы продукции
2. эффективность использования оборудования и материальных ресурсов
3. количество продукции, произведенной работником за единицу рабочего времени
4. затраты живого труда на производство единицы продукции
5. затраты труда на общее производства
413. Влияя на потребность человека можно регулировать:
1. сознание и психику
2. трудовое поведение
3. активность
4. жизненную позицию
5. ценностную ориентацию
414. Экономическое сознание:
1.способность и форма отражения людей на жизнь
2. способность и форма отражения людей на социальную действительность
3. способность и форма отражения людей на активное участие в производственных процессах
4. способность и форма отражения людьми экономических отношений
5. способность и форма отражения людьми социальных отношений
415. Понятие «Экономический человек» впервые появляется в качестве:
1.управляющего
2.наемного работника
3.предпринимателя
4.менеджера
5.собственника
416. Термин «экономика» ввел:
1. Платон
2. Аристотель
3. Гесиод
4. А. Смит
5. К. Маркс
417. Термин «экономика» первоначально означал:
1. правила отношений в производстве
2. виды хозяйственной деятельности
3. виды производства
4. хозяйство конкретного региона
5.свод правил по управлению домашним хозяйством
418. Экономическая культура регулирует:
1. сознание
2. потребности
3. поведение
4. мышление
5. ценности
419.Экономическое поведение регулируется:
1. образованием
2. компетентностью
3. экономической культурой
4. знанием
5. способностью
420.Экономически неактивное население не входит в состав:
1.рабочей силы
2. молодежи
3. пенсионеров
4. рабочих
5. трудовых ресурсов
421.Орудия производства (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.п.), производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, связи и информации, при помощи которых человек воздействует на землю и ее недра, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки
1. трудовые ресурсы
2. резерв труда
3. предмет труда
4. трудовые ресурсы
5.производственные предметы
Тема 17. Социология образования и средств массовой информации
422. Непрерывное образование:
1. постоянное обучение, начиная со школы до пенсии
2. периодическое участие в мероприятиях по повышению квалификации
3. обновление устаревших знаний и восполнение пробелов
4. совершенствование профессиональной деятельности
5. послевузовское обучение
423. Функции образования:
1. формирование у подрастающего поколения установок, ценностей и идеалов
2. воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти
3. укрепление социального и экономического неравенства
4. укрепление творческих усилий отдельного ученого
5. развитие инстинкта самосохранения
424. Гуманитаризация образования:
1. усиление внимания к изучению гуманитарных дисциплин
2. гуманное отношение преподавателей к студентам
3. оказание помощи вузам со стороны гуманитарных фондов
4. создание условий для полноценного обучения каждого студента
5. компьютеризация обучения
425. В систему институтов образования входят:
1. семья, производственное предприятие
2. семья, вуз, рынок
3. профтехучилище, наука
4. семья, школа, учреждение культуры, СМИ
5. школа, семья, фабрика (завод)
426. Престиж образования определяет:
1. уровень материального вознаграждения
2. признание значимости знаний обществом
3. уровень морального удовлетворения
4. материальное обеспечение образования
5. бесплатность, всеобщность образования
427. Образование осуществляет функцию:
1. социальной защищенности
2. генератора культурного достояния общества
3. социальной мобильности
4. хранителя культурного достояния общества
5. способ производства благ
428. Основные этапы непрерывной системы образования Казахстана:
1. дошкольное, среднее и профессиональное, высшее и послевузовское
2. семейное дошкольное, среднее, средне-специальное, высшее, послевузовское
3. дошкольное, полное среднее, специальное, вузовское, послевузовское
4. дошкольное, школьное, средне-профессионально, вузовское
5. дошкольное, базовое среднее, средне-техническое, вузовское, послевузовское
429.Центральное звено реформы системы образования Казахстана:
1.модернизация
2.обновление
3. глобализация
4. информационно-технологическое развитие
5. международная аккредитация
430. Главная задача Программы «Образование для всех»:
1. предоставление всем гражданам равных возможностей в получении базового образования
2. совершенствовать меры по уходу за детьми
3. обеспечить возможность в получении всем высшего образования
4. создать услоовия получить среднее общее образование
5. расширить меры для получения профессионального образования
431. Цель высшего образования:
1. удовлетворение потребности общества в кадрах
2. обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами
3. учет желаний и возможностей, индивидуальных особенностей личности
4. представление каждому возможностей в выборе форм и сроков обучения
5. подготовка специалиста новой формации
432. Название «послесреднее профессиональное образование» рекомендовано:
1. Министерством образования и науки
2. ООН
3. ЮНЕСКО
4. Президентом РК
5. ВОЗ
433.Средства масовой информации занимают относительно много времени индивидов и социальных групп, т. е. выступают факторм:
1. времяобразующим для аудитории СМИ
2.развлекательным
3.воспитующим
4.консолидирующим
5.интегрирующим
434.Использование средств массовой информации распространено:
1.во всех социальных стратах и группах общества без исключения
2.в референтных группах
3.в первичных группах
4.в малых группах
5.в административных структурах
435. При параллельном использовании нескольких каналов и источников информации возникает синергетический эффект - использование в значительных масштабах одного средства массовой информации порождает у аудитории стремление к:
1. одновременному использованию других каналов и источников массовой информации
2. локализации информации
3. социализации информации
4.социальным экспериментам
5.повышению организации досуга
436. Обнаружилась тенденция упрощения, примитивизации (банализации) поведения аудитории в отношении СМИ, так как использование тех или иных каналов и источников информации стало неотъемлемой частью:
1. образа и стиля жизни населения
2.элитарной культуры
3.гендерного неравенства
4.культурного многообразия
5.внутрисемейных конфликтов
437. Определенная повторяемость в использовании СМИ аудиторией позволяет конструировать модели предпочтений и интересов аудитории с учетом:
1.изменения политической и социально-экономической ситуации в обществе
2. социальной организации труда
3.глобальной системы экономики
4. социального неравенства
5. теорий общественного развития
438. Существует устойчивая взаимосвязь между специфическими характеристиками определенных аудиторий СМИ и особенностями использования ими отдельных каналов и источников массовой информации (например, в аудитории печатных СМИ общественно-политической направленности выше удельный вес:
1.читателей-мужчин
2. пожилой аудитории
3.молодёжной аудитории
4.сельской аудитории
5. городской аудитории
439.В любой информационной деятельности, в выборе средств, форм и методов ее осуществления, в прогнозировании последствий ее распространения так или иначе присутствует:
1. представление об аудитории
2. психологические фактор
3. межличностные связи
4. двойные стандарты
5.образовательный уровень
440.Изучение проблем аудитории СМИ в социологии журналистики предполагает исследование на эмпирическом и теоретическом уровнях:
1. объективных и субъективных аспектов этого специфического типа социальной общности
2. познавательной деятельности
3. культурологических перспектив
4. социальных проблем и безработицы
5.модернизированного развития страны
441.Ожидания, запросы, интересы аудитории в отношении массовой информации реально сказываются на:
1.формировании структуры и содержании деятельности СМИ
2.процессах стигматизации
3. дезорганизации общества
4.феминистических настроениях
5. социальных санкциях
442.Средства массовой информации относятся к такому компоненту политической системы, как:
1. нормативный
2. коммуникативный
3. культурный
4. институциональный
5.культурологический
443.СМИ это: 1.компьютерные игры, театр, кино
2.газета, радио, телевидение
3.DVD, религия, Internet
4.листовки, брошюры, дипломные работы
5.религия, журналы, рефераты
444. Тенденция развития современной системы образования, когда особое внимание уделяется личности учащегося, его склонностям и интересам:
1.гуманизация
2.гуманитаризация
3.компьютеризация
4.интеграция
5.интериоризации
445. В каких социальных стратах и группах группах используются средства массовой информации:
1. во всех без исключения
2. в элитарных кругах
3. в средних слоях населения
4. в маргинальном сообществе
5. в политических кругах
446. При каких условиях возникает синергетический эффект:
1.при параллельном использовании нескольких каналов и источников информации
2. прииспользовании в значительных масштабах одного средства массовой информации
3. при наличии жесткой цензуры
4. при ограничении трансляции
5. при отсутствии СМИ
447. Изучение проблем аудитории СМИ в социологии предполагает:
1. исследование на эмпирическом и теоретическом уровнях объективных и субъективных аспектов этого специфического типа социальной общности
2. игнорирование мнения определенных кругов населения
3. создание экстремальной ситуации
4. идеологизация полученных результатов
5. политизация исследуемых процессов
448.Возрастание объёма и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, заменяющей непосредственный опыт людей, называется:
1. медиатизацией
2. фрустрацией
3. интериоризацией
4. патернализацией
5. конфронтацией
449. Представитель классической социологии, который обосновал необходимость изучения прессы и её роль в социальных процессах:
1. М.Вебер
2. Н.Коркунов
3. М.Ковалевский
4. Г.Зиммель
5. Э.Дюркгейм
450.Интернет как средство массовой коммуникации появилось:
1. в США
2 .в СССР
3. в Англии
4 .в Норвегии
5. в Германии
ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Таблица 1
Формы контроля знаний студентов
Вид занятия/ форма контроля | кол-во баллов в % | коэффициент | 1 АТТЕСТАЦИЯ | 2 АТТЕСТАЦИЯ | Общая итоговая аттестация, кол-во баллов в % | Итоговый контроль, кол-во вопросов/ заданий | ||
кол-во занятий/ заданий | кол-во баллов в % | кол-во занятий/ заданий | кол-во баллов в % | |||||
Лекции | - | 0,1 | 7 занятий | 8 занятий | (1аттестация+2 аттестация)/2+ИК | - | ||
практические | 50-100 за 1 участие | 0,5 | 7 занятий | 8 занятий | - | |||
СРСП/СРС | 50-100 за выполнение 1 задания | 0,4 | 7 заданий | 8 заданий | - | |||
Экзамен | - | - | - | - | - | - | - | |
КТ | (0-100%) | - | - | - | - | 40 тестовых заданий | ||
Всего баллов (в %) | - | - | - | 100% или 30 баллов | - | 100% или 30 баллов | (1Атт.+2Атт.)/2 + ИК |
Таблица 2