Профессиональную социализацию

2. воспитание в школе

3. воспитание в семье

4. нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников

5. нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей

247. Система личности, по Т. Парсонсу :

Социализированный индивид, который должен вписаться в социальную систему, принять ее нормы и ценности

2.совокупность индивидов

3.нормы, ценности и правила поведения, которые усвоил человек в ходе социализации

4.совокупность социальных ролей индивида

5. ценностные ориентации

248. В концепции личности Дж.Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как :

1.«вытесненные другие»

2.«зависимые другие»

3.«обобщенные другие»

Значимые другие

Обозначенные другие»

249. Личность - это:

1.каждый отдельный индивид

2.выдающийся человек

3. социальная модификация человека

4.талантливый человек

5.профессионал

250. Факторы, влияющие на формирование личности:

1. исключительно биологические

2. только социальные

3.совокупность различных факторов: биологических, социальных и других

4. физиологические потребности

5. индивидуальные запросы

251.Фералами (феральными людьми) называют:

1.девиантов

2.детей, воспитанных животными

3. невоспитанных людей

4. людей с физическими недостатками

5. преступников

252. Социализация продолжается:

1. от рождения до школы

2. всё время учёбы в школе

3.от рождения до глубокой старости

4.от 16 лет до30

5. от35 лет до55

253. Достигаемым называется статус, который:

1.достается через личные усилия и конкуренцию

2. достается при рождении

3. навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности

4. обеспечивается привилегиями

5. получается в дар

254. В современных индустриальных обществах статусы чаще всего являются:

1. достигаемыми

2. приписываемыми

3. прирождёнными

4. навязанными

5.подаренными

Тема 11. Социальное неравенство и социальная стратификация

255. Тенденция развития социальных структур современных западных обществ:

1. снижение роста «среднего класса»

2. уменьшение доли фермеров

3. отсутсвие высококвалифицированных работников умственного труда

4. рост социальной мобильности

5. наличие андеркласса

256. Признаки класса, выделяемые в марксизме:

1. характер развлечения и досуга

2. отношение к средствам производства

3. культурные запросы и интересы

4. вероисповедание

5. характер и степень образованности

257. Социальная дифференциация:

1. разделение общества на группы, занимающие разное положение

2. превращение среднего класса в наиболее многочисленную социальную группу

3. утрата обществом стабильности

4. отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп

5. укрепление позиций финансовой олигархии

258. Социальная группа:

1. любой коллектив, реальный или воображаемый, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее

2. определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

3. люди, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения

4. стремящиеся к наивысшим трудовым достижениям

5. карьеристы

259. Маргиналы:

1.социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

2. опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов

3. разорившиеся буржуа

4. малооплачиваемый пролетариат

5. авантюристы

260. Верный признак маргинальности:

1. уровень образования

2. квалификация

3. политический статус

4. культурный уровень

5. незавершенность перемещения социальных групп

261. Состояние групп людей, поставленных общественным развитием на грань двух культур:

1. маргинальность

2. модальность

3. конфликтность

4. враждебность

5. конформность

262. Автор теории социальной стратификации:

1. П. Сорокин

2. О. Конт

3. Аристотель

4. М. Вебер

5. К. Маркс

263. Исторические типы стратификации:

1. рабство

2. касты

3. сословия

4. рабство, касты, сословия

5. классы

264. Универсальное измерение неравенства:

1. знатность

2. деньги

3. вещи

4. знания

5. авторитет

265. Социальное неравенство проявляется в:

1. различиях между людьми по природным способностям и склонностям

2. различиях между людьми по профессиональным видам деятельности

3. отсутствии распределения материальных благ поровну

4. наличии привилегий для отдельных групп

5. конфессиональные различия

266. Причины социального неравенства с марксистской точки зрения:

1. коренятся в отношениях собственности

2. обусловлены природными различиями людей

3. вызваны различиями в образовании и культуре

4. являются следствием несовершенства законов

5. это историческая закономерность

267. Новый элемент стратификационной системы казахстанского общества:

1. научные работники

2. инженерно-технические работники

3. колхозники

4. интеллигенция

5. предприниматели

268. Критерий выделения высшего класса:

1. привилегированный образ жизни

2. наиболее крупные размеры собственности и доходов

3. самый широкий объем политических прав

4. самый высокий уровень квалификации

5. способность оказывать влияние на социальные изменения

269. Основной критерий социальной стратификации:

1. доход

2. неравенство

3. престиж

4. образование

5. национальность

270. «Андеркласс» в социологии:

1. высший класс

2. средний класс

3. низший класс

4. средний средний класс

5. высший средний класс

271. Тип стратификации, характеризующий открытое общество:

1. касты

2. классы

3. сословия

4. родовой строй

5. рабство

272. Историческая первая форма социальной стратификации:

1. касты

2. сословия

3. рабство

4. класс

5. страты

273. Страта:

1. диспозиция

2. слой

3. группы

4. класс

5. ориентация

274. Классическая кастовая система существовала в:

1. Греции

2. Индии

3. Китае

4. Японии

5. Корее

275. Признак стратификации по Т.Парсонсу:

1.интеллект

2.собственность

3.профессиональная деятельность

4.трудовая деятельность

5.характеристики, которыми люди обладают от рождения и связанные с исполнением роли

276. Критерии социальной стратификации по П.Сорокину

1. пол

2. доход

3. власть

4. профессия

5. уровень дохода, политический статус, профессиональные роли

277. Важнейшие критерии социальной стратификации:

1. родственные связи

2. пол, образование

3. возраст, профессия

4. национальность

5. образование, доход, власть, профессия

278. М.Вебер о социальном неравенстве:

1. неравенство определяется неадекватными возможностями получения доходов, властью, статусной позицией

2. оно вызвано экономическими отношениями

3. это – естественное состояние общества

4. рождается властными отношениями

5. место жительства определяет неравенство

279. Наиболее корректное определение классов:

1. «совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве» (П. Бурдье)

2. «совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами» (М. Вебер)

3. «классопределяется его местом в общественном разделении труда» (Н. Пуланцас)

4. «конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета» (Р. Дарендорф)

5. «способ коллективного действия» (Ф. Паркин)

280. Средний класс составляет в современном западном обществе:

1. 10%

2. 60%

3. 30%

4. 20%

5. 90%

281. Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:

1. ведет к застою, препятствует социальной мобильности

2. способствует квалификации работников

3. повышает устойчивость и стабильность общества

4. повышает социальную напряженность

5. повышает позиции высших слоев общества

282. Социальная мобильность:

1. равенство возможностей для всех членов общества

2. возможность путешествовать по стране и за ее пределами

3. быстрые социальные перемены

4. переход людей из одной социальной группы в другую

5. перемещение из одного возраста в другой

283. Повышение статуса индивида внутри социальной группы- пример:

1. вертикальной социальной мобильности

2. горизонтальной социальной мобильности

3. смена индивидом территории проживания или работы

4. не имеющий отношения к социальной мобильности

5. перемещение из одного места в другое

284. Наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности дал:

1. Т. Парсонс

2. М. Вебер

3. Э. Дюркгейм

4. П. Сорокин

5. К. Маркс

285. Вертикальная мобильность:

1.переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. переход из одной страты в другую

3. перемещение из одного места в другое

4. перемещение, управляемое государством

5. стихийное перемещение

286. Горизонтальная мобильность означает перемещение:

1. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. из одной страны в другую

3. из одного места в другое

4. управляемое государством

5. стихийное перемещение

287. Нисходящая социальная мобильность:

1. переход с военной службы на гражданскую

2. переезд из города в сельскую местность

3. переход с руководящей должности на рядовую

4. переход с государственного предприятия в частное

5. переход из одной религии в другую

288.Термин «социальная мобильность» введен в социологию в 1927 году:

1.Б.Барбером

2.А.Турэном

3.П.Сорокиным

4.Л. Уорнером

5.Р.Дарендорфом

289. Межпоколенная мобильность предполагает:

1. дети достигают более высокой социальной позиции либо, спускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

2. один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции

3. индивиды, социальные группы перемещаются из одной страты в другую

4. индивид или социальная группа перемещаются из одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне

5. переход из одной веры в другую

290. Основные виды социальной мобильности:

1. карьера, образование, должность

2. межпоколенная и внутрипоколенная

3. вертикальная и горизонтальная

4. интеграционная

5. профессиональная

291. Каналы вертикальной мобильности:

1. работа

2. профессия

3. клубы

4. система образования, семья, бизнес, политика, армия

5. социальный класс

292. Субъективный, дополнительный критерий стратификации:

Престиж

2.власть

3.доход

4.образование

5.профессия

293. Наиболее точная формулировка такого явления, как социальная мобильность:

1. получение человеком новой профессии

2. борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения
3. переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития

4. изменение условий жизни индивидов

Наши рекомендации