Профессиональную социализацию
2. воспитание в школе
3. воспитание в семье
4. нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников
5. нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей
247. Система личности, по Т. Парсонсу :
Социализированный индивид, который должен вписаться в социальную систему, принять ее нормы и ценности
2.совокупность индивидов
3.нормы, ценности и правила поведения, которые усвоил человек в ходе социализации
4.совокупность социальных ролей индивида
5. ценностные ориентации
248. В концепции личности Дж.Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как :
1.«вытесненные другие»
2.«зависимые другие»
3.«обобщенные другие»
Значимые другие
Обозначенные другие»
249. Личность - это:
1.каждый отдельный индивид
2.выдающийся человек
3. социальная модификация человека
4.талантливый человек
5.профессионал
250. Факторы, влияющие на формирование личности:
1. исключительно биологические
2. только социальные
3.совокупность различных факторов: биологических, социальных и других
4. физиологические потребности
5. индивидуальные запросы
251.Фералами (феральными людьми) называют:
1.девиантов
2.детей, воспитанных животными
3. невоспитанных людей
4. людей с физическими недостатками
5. преступников
252. Социализация продолжается:
1. от рождения до школы
2. всё время учёбы в школе
3.от рождения до глубокой старости
4.от 16 лет до30
5. от35 лет до55
253. Достигаемым называется статус, который:
1.достается через личные усилия и конкуренцию
2. достается при рождении
3. навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности
4. обеспечивается привилегиями
5. получается в дар
254. В современных индустриальных обществах статусы чаще всего являются:
1. достигаемыми
2. приписываемыми
3. прирождёнными
4. навязанными
5.подаренными
Тема 11. Социальное неравенство и социальная стратификация
255. Тенденция развития социальных структур современных западных обществ:
1. снижение роста «среднего класса»
2. уменьшение доли фермеров
3. отсутсвие высококвалифицированных работников умственного труда
4. рост социальной мобильности
5. наличие андеркласса
256. Признаки класса, выделяемые в марксизме:
1. характер развлечения и досуга
2. отношение к средствам производства
3. культурные запросы и интересы
4. вероисповедание
5. характер и степень образованности
257. Социальная дифференциация:
1. разделение общества на группы, занимающие разное положение
2. превращение среднего класса в наиболее многочисленную социальную группу
3. утрата обществом стабильности
4. отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп
5. укрепление позиций финансовой олигархии
258. Социальная группа:
1. любой коллектив, реальный или воображаемый, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее
2. определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других
3. люди, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения
4. стремящиеся к наивысшим трудовым достижениям
5. карьеристы
259. Маргиналы:
1.социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями
2. опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов
3. разорившиеся буржуа
4. малооплачиваемый пролетариат
5. авантюристы
260. Верный признак маргинальности:
1. уровень образования
2. квалификация
3. политический статус
4. культурный уровень
5. незавершенность перемещения социальных групп
261. Состояние групп людей, поставленных общественным развитием на грань двух культур:
1. маргинальность
2. модальность
3. конфликтность
4. враждебность
5. конформность
262. Автор теории социальной стратификации:
1. П. Сорокин
2. О. Конт
3. Аристотель
4. М. Вебер
5. К. Маркс
263. Исторические типы стратификации:
1. рабство
2. касты
3. сословия
4. рабство, касты, сословия
5. классы
264. Универсальное измерение неравенства:
1. знатность
2. деньги
3. вещи
4. знания
5. авторитет
265. Социальное неравенство проявляется в:
1. различиях между людьми по природным способностям и склонностям
2. различиях между людьми по профессиональным видам деятельности
3. отсутствии распределения материальных благ поровну
4. наличии привилегий для отдельных групп
5. конфессиональные различия
266. Причины социального неравенства с марксистской точки зрения:
1. коренятся в отношениях собственности
2. обусловлены природными различиями людей
3. вызваны различиями в образовании и культуре
4. являются следствием несовершенства законов
5. это историческая закономерность
267. Новый элемент стратификационной системы казахстанского общества:
1. научные работники
2. инженерно-технические работники
3. колхозники
4. интеллигенция
5. предприниматели
268. Критерий выделения высшего класса:
1. привилегированный образ жизни
2. наиболее крупные размеры собственности и доходов
3. самый широкий объем политических прав
4. самый высокий уровень квалификации
5. способность оказывать влияние на социальные изменения
269. Основной критерий социальной стратификации:
1. доход
2. неравенство
3. престиж
4. образование
5. национальность
270. «Андеркласс» в социологии:
1. высший класс
2. средний класс
3. низший класс
4. средний средний класс
5. высший средний класс
271. Тип стратификации, характеризующий открытое общество:
1. касты
2. классы
3. сословия
4. родовой строй
5. рабство
272. Историческая первая форма социальной стратификации:
1. касты
2. сословия
3. рабство
4. класс
5. страты
273. Страта:
1. диспозиция
2. слой
3. группы
4. класс
5. ориентация
274. Классическая кастовая система существовала в:
1. Греции
2. Индии
3. Китае
4. Японии
5. Корее
275. Признак стратификации по Т.Парсонсу:
1.интеллект
2.собственность
3.профессиональная деятельность
4.трудовая деятельность
5.характеристики, которыми люди обладают от рождения и связанные с исполнением роли
276. Критерии социальной стратификации по П.Сорокину
1. пол
2. доход
3. власть
4. профессия
5. уровень дохода, политический статус, профессиональные роли
277. Важнейшие критерии социальной стратификации:
1. родственные связи
2. пол, образование
3. возраст, профессия
4. национальность
5. образование, доход, власть, профессия
278. М.Вебер о социальном неравенстве:
1. неравенство определяется неадекватными возможностями получения доходов, властью, статусной позицией
2. оно вызвано экономическими отношениями
3. это – естественное состояние общества
4. рождается властными отношениями
5. место жительства определяет неравенство
279. Наиболее корректное определение классов:
1. «совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве» (П. Бурдье)
2. «совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами» (М. Вебер)
3. «классопределяется его местом в общественном разделении труда» (Н. Пуланцас)
4. «конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета» (Р. Дарендорф)
5. «способ коллективного действия» (Ф. Паркин)
280. Средний класс составляет в современном западном обществе:
1. 10%
2. 60%
3. 30%
4. 20%
5. 90%
281. Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:
1. ведет к застою, препятствует социальной мобильности
2. способствует квалификации работников
3. повышает устойчивость и стабильность общества
4. повышает социальную напряженность
5. повышает позиции высших слоев общества
282. Социальная мобильность:
1. равенство возможностей для всех членов общества
2. возможность путешествовать по стране и за ее пределами
3. быстрые социальные перемены
4. переход людей из одной социальной группы в другую
5. перемещение из одного возраста в другой
283. Повышение статуса индивида внутри социальной группы- пример:
1. вертикальной социальной мобильности
2. горизонтальной социальной мобильности
3. смена индивидом территории проживания или работы
4. не имеющий отношения к социальной мобильности
5. перемещение из одного места в другое
284. Наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности дал:
1. Т. Парсонс
2. М. Вебер
3. Э. Дюркгейм
4. П. Сорокин
5. К. Маркс
285. Вертикальная мобильность:
1.переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне
2. переход из одной страты в другую
3. перемещение из одного места в другое
4. перемещение, управляемое государством
5. стихийное перемещение
286. Горизонтальная мобильность означает перемещение:
1. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне
2. из одной страны в другую
3. из одного места в другое
4. управляемое государством
5. стихийное перемещение
287. Нисходящая социальная мобильность:
1. переход с военной службы на гражданскую
2. переезд из города в сельскую местность
3. переход с руководящей должности на рядовую
4. переход с государственного предприятия в частное
5. переход из одной религии в другую
288.Термин «социальная мобильность» введен в социологию в 1927 году:
1.Б.Барбером
2.А.Турэном
3.П.Сорокиным
4.Л. Уорнером
5.Р.Дарендорфом
289. Межпоколенная мобильность предполагает:
1. дети достигают более высокой социальной позиции либо, спускаются на более низкую ступеньку, чем их родители
2. один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции
3. индивиды, социальные группы перемещаются из одной страты в другую
4. индивид или социальная группа перемещаются из одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне
5. переход из одной веры в другую
290. Основные виды социальной мобильности:
1. карьера, образование, должность
2. межпоколенная и внутрипоколенная
3. вертикальная и горизонтальная
4. интеграционная
5. профессиональная
291. Каналы вертикальной мобильности:
1. работа
2. профессия
3. клубы
4. система образования, семья, бизнес, политика, армия
5. социальный класс
292. Субъективный, дополнительный критерий стратификации:
Престиж
2.власть
3.доход
4.образование
5.профессия
293. Наиболее точная формулировка такого явления, как социальная мобильность:
1. получение человеком новой профессии
2. борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения
3. переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития
4. изменение условий жизни индивидов