Социальный статус и социальные роли личности
1. Объясните, что понимается под социальным статусом личности.
2. Приведите развернутое определение социального статуса. Что вы считаете главным в таком определении?
3. Расскажите, в каких качественных и количественных показателях может быть воплощен и выражен социальный статус личности.
4. Поясните, какой смысл вкладывается в термин «двойственное значение социального статуса».
5. Приведите развернутое определение статусного набора.
6. На основе различных примеров из жизненного опыта, из истории, литературы, кинофильмов покажите, что представляет собой главный статус определенной личности».
7. Расскажите, какое содержание вкладывается в термин «личный статус». Каким образом можно типологизировать статусы, свойственные той или иной личности.
8. Дайте описание характерных особенностей предписанного статуса. Приведите примеры такого статуса из жизнедеятельности окружающих Вас людей.
9. Дайте характеристику достигаемого статуса. Приведите примеры такого статуса из истории, литературы, кинофильмов, из жизни знакомых Вам людей.
10. Что представляет собой статусный профиль?
11. Расскажите, что представляет из себя социальная роль личности. Как можно определить это социальное явление? Объясните, почему социальная роль личности тесно связана с ожиданиями и требованиями, которые предъявляют к данной личности ее ближайшее окружение или общество в целом.
12. Расскажите, какое содержание вкладывается в понятие «ролевой набор».
13. Охарактеризуйте три основных типа социальных ролей.
14. Расскажите, какие основные компоненты включает в себя процесс усвоения индивидом социальной роли.
15. Какое значение придавал Н. Луман взаимности различных ролей для возникновения партнерства?
16. Дайте характеристику сценических и закулисных ролей, выполняемых личностью. Приведите примеры таких ролей из истории, литературы, кинофильмов, из Ваших собственных наблюдений.
17. Расскажите, почему социальный статус личности характеризует преимущественно включенность личности в социальную структуру общества, а социальная роль свидетельствует в основном в степени включенности человека в культуру, о мере индивидуального культурного развития личности.
18. Опишите нормативную структуру социальной роли личности. Дайте характеристику ее основных компонентов.
19. Расскажите, какие существуют разновидности социальных ролей с точки зрения их модальной сущности.
20. Ответьте на вопрос: что представляет из себя ролевой конфликт?
21. Дайте описание того, что включает в себя процесс принятия роли. Объясните, почему принятие роли другого помогает людям эффективно участвовать в согласованных действиях.
Социология семьи и гендера
1. Сравните нормы традиционности современной семьи. Сформулируйте основные отличия.
2. Назовите основные фазы жизненного цикла семьи.
3. Назовите основные функции семьи.
4. Какая форма брака оказалась наиболее преобладающей, а какая наименее распространенной, согласно исследованиям Дж. Мердока?
5. Какие причины способствовали формированию полигинии?
6. Какая из форм брака преобладает в современных обществах?
7. Что представляет собой гендерная социология?
8. В рамках каких социологических подходов исследуются проблемы семьи?
9. Попытайтесь сформулировать основные тенденции современной семьи.В чем Вы видите отрицательные стороны семейной жизни?
10. Какие факторы определяют причины разводов?
11. Для чего, с Вашей точки зрения, люди прежде всего вступают в брак, заводят семью?
12. Каково состояние семейно-брачных отношений в нашем обществе и других странах мира?
13. Сформулируйте проблему власти, авторитета в семье и определите способы ее решения.
Социология молодежи
1. Назовите известные Вам особенности молодежной субкультуры. В чем, по Вашему мнению, заключаются особенности современного конфликта поколений?
2. Определите социальный статус студенчества в Республике Казахстан?
3. Сформулируйте, опираясь на свой опыт, ценностные ориентации казахстанской молодежи.
4. В чем заключается отличие в таких терминах как «базовые потребности молодежи», «социальные потребности молодежи» и «престижные потребности молодежи»?
5. Каков уровень авторитаризма в системе установок казахстанских и американских студентов?
6. Какова статусная характеристика предпринимательской деятельности в молодежной среде?
7. Каков уровень криминализации в молодежной среде?
8. Сталкивались ли Вы с экстремизмом в молодежной среде? Как и в чем он проявляется?
9. Дайте определение предмета социологии молодежи. Какие проблемы изучает эта отрасль социологического знания?
10. Предложите критерии выделения молодежи как социальной общности. Каковы возрастные рамки молодежи?
11. Как проявляется активная роль молодежи в обществе? В чем состоит ювентизация общества?
Девиантное поведение
1. Что такое социальный контроль и каковы его основные виды?
2. Кто является субъектом социального контроля?
3. Каковы функции и цели социального контроля?
4. Что такое конформизм?
5. Что такое социальная норма? Каковы ее свойства и структура?
6. Какие имеются формы реализации социальных норм?
7. В чем состоит различие формального и неформального контроля?
8. Что такое санкции и как они классифицируются?
9. Как связаны санкции и методы социального контроля?
10. Какие выделяют уровни в нравственном развитии личности? Дайте их характеристику.
11. Каково соотношение понятий девиантного, делинквентного и преступного поведения?
12. В чем проявляется относительность девиантного поведения?
13. Какие факторы способствуют девиантному поведению несовершеннолетних?
14. Как связаны нормы, девиации и разнообразия?
15. Какова роль психических аномалий в формировании делинквентного поведения?
16. Каковы, по Э. Дюркгейму, социальные функции преступности?
17. В чем суть теории дифференцированной связи?