Герберт Спенсер: биографический очерк

Герберт Спенсер родился в Дерби, в Англии, 27 апреля 1820 г. Он не получил такого же образования в области искусства и гуманитарных наук, как и в технических и прикладных предметах. В 1837 г. он начал работать инженером на железной дороге, что продолжа­лось до 1846 г. В течение этого периода Спенсер не прекращал самостоятельно зани­маться и стал публиковать научные политические труды.

В 1848 г. Спенсер был назначен редактором журнала «Экономист», и его интеллектуальные воззрения начали укрепляться, К 1850 г. он завершил свою главную работу — «Социальная статика». Во время написания этой работы Спенсер начал страдать бессонницей, и с года­ми его умственные и физические проблемы только умножались. На протяжении последую­щих лет ему было суждено пережить ряд нервных срывов.

В 1853 г. Спенсер получил наследство, которое позволило ему оставить работу и до кон­ца дней жить как свободный ученый. Он никогда не имел университетской степени и не занимал научного поста. По мере того как его жизнь становилась все более изолирован­ной, а физические и умственные недомогания возрастали, Спенсер становился все бо­лее плодовитым как ученый. В конце концов он достиг славы не только внутри Англии, но и приобрел мировую известность. Как написал Ричард Хофштедтер: «Через три десяти­летия после Гражданской войны было невозможно активно работать в какой-либо интел­лектуальной области, не изучив Спенсера» (Richard Hofstadter, 1959, p. 33). Одним из его сторонников был важный промышленник Эндрю Карнеги, который написал Спенсеру во время смертельной болезни последнего в 1903 г. следующее письмо:

Дорогой господин Учитель!.. Вы каждый день приходите ко мне в мыслях, и навяз­чиво вторгается в мои мысли извечное «почему». — Почему он лежит? Почему я дол­жен ходить?.. Мир движется дальше, не сознавая, кто его величайший ум... Но од­нажды мир обратится к его учению, и Спенсер займет свое место среди великих. (Carnegie, цит. по: Peel, 1971, р. 2).

Спенсера ожидало иное.

т. е. с помощью все большего слияния групп. Таким образом, Спенсер говорит об эволюционном движении от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным обществам.

Спенсер также предлагает теорию эволюции от воинственных к индустриальным обществам. Ранние — воинственные — общества характеризуются тем, что их струк­тура определялась наступательными и оборонительными надобностями войны. Бу­дучи критически настроенным в отношении войны, Спенсер считал, что на раннем этапе ее функцией было объединение обществ (например, с помощью завоеваний) и создание более крупных человеческих совокупностей, необходимых для развития индустриального общества. Однако с появлением индустриального общества вой­на теряет свой функциональный характер и служит препятствием для дальнейшей эволюции. Индустриальное общество основано на дружбе, альтруизме, узкой спе­циализации, поощрении достижений, а не врожденных качеств, и добровольной кооперации высокодисциплинированных индивидов. Такое общество объединяет­ся добровольными договорными отношениями и, что более важно, сильной общей моралью. Роль правительства ограничена и сведена лишь к тому, чем не следует заниматься гражданам. Очевидно, современные индустриальные общества носят менее воинственный характер, чем ранние общества. Хотя Спенсер видит общую эволюцию в сторону индустриальных обществ, в то же время он признает возмож­ность периодических возвратов к войне и более воинственным обществам.




[57]

Герберт Спенсер: биографический очерк (окончание)

Одним из интереснейших качеств Спенсера, которое в конечном счете стало причиной его интеллектуального уничтожения, было его нежелание читать чужие труды. Этим он походил на другого раннего гиганта социологии, Огюста Конта, который практиковал «гигиену моз­га». О необходимости читать чужие работы Спенсер говорил: «Всю свою жизнь я был мыс­лителем, а не читателем, и мог вместе с Гоббсом сказать, что "если бы я прочитал так же много, как другие, я бы знал также мало"» (Wiltshire, 1978, р. 67). Друг спросил Спенсера, что он думает о какой-то книге, и «он ответил, что, посмотрев в книгу, он увидел, что ее основное утверждение ошибочно и поэтому не позаботился о том, чтобы прочитать ее» (Wiltshire, 1978, р. 67). Один автор написал, что Спенсер «непостижимым образом впиты­вал знания как будто кожей... кажется, он никогда не читал книг» (Wiltshire, 1978, р. 67).

Если он не читал трудов других ученых, откуда тогда пришли идеи и проницательность Спенсера? Согласно Спенсеру, они появились непроизвольно и интуитивно из его разу­ма. Он говорил, что его идеи появлялись «мало-помалу, ненавязчиво, без сознательного намерения или ощутимого усилия» (Wiltshire, 1978, р. 66). Спенсер считал такую интуи­цию гораздо более эффективной, чем тщательное изучение и мышление: «Решение, до­стигнутое описанным путем, с большей вероятностью верно, чем достигнутое с опреде­ленным усилием, которое искажает мышление» (Wiltshire, 1978, р. 66).

Спенсер страдал из-за своего нежелания серьезно читать чужие труды. Фактически, если он читал чью-то работу, зачастую делал это только ради того, чтобы найти подтвержде­ние своим собственным, независимо созданным идеям. Он не обращал внимания на те идеи, которые расходились с его. Так, современник Спенсера Чарльз Дарвин говорил о нем: «Если бы он научился большей наблюдательности, даже за счет... некоторой потери силы мысли, он был бы чудесным человеком» (Wiltshire, 1978, р. 70). Пренебрежение Спен­сера принятыми среди ученых правилами привело его к ряду скандальных идей и бездока­зательных утверждений об эволюции мира. По этим причинам социологи в XX в. отвергали творчество Спенсера и замещали его тщательным научным подходом и эмпирическими исследованиями.

Спенсер умер 8 декабря 1903 г.

В своих произведениях по этике и политике Спенсер изложил другие взгляды на эволюцию общества. С одной стороны, он считал, что прогресс общества на­правлен в сторону идеала, или совершенного, нравственного состояния. С другой стороны, он утверждал, что выживают сильнейшие общества, а слабейшим обще­ствам суждено умереть. Результат такого процесса — адаптация общества в целом на новом уровне.

Спенсер предложил богатый и многоплановый набор идей о социальной эво­люции. Сначала его идеи имели большой успех, затем в течение многих лет отвер­гались, а еще позже стали вновь востребованы во время появления неоэволюци­онных социологических теорий (Buttel, 1990).

Антиспенсеровская реакция в Британии.Спенсер был больше известен как автор крупномасштабной теории социальной эволюции, несмотря на то что делал акцент на личности. В этом отношении он находился в конфронтации с социо­логией, которая существовала в Британии до него. Однако антиспенсеровская ре­акция больше базировалась на угрозе, которую представляла его идея выживания сильнейшего для амелиоризма, столь дорогого большинству ранних британских социологов. Хотя Спенсер позже отрекся от некоторых своих самых скандальных идей, он продолжал отстаивать философию выживания сильнейшего и выступать против правительственного вмешательства и социальных реформ:

[58]

Добром поощрять никчемность — крайняя жестокость. Это намеренно вызывает несча­стья для будущих поколений. Нет большего бедствия для потомства, чем завещание им растущего отряда слабоумных, бездельников и преступников... Все усилия природы направлены на то, чтобы избавиться от таких представителей общества, очистить мир от них и освободить пространство для лучшего... Если они недостаточно полноценны, чтобы жить, они умирают, и это лучшее, что они могут сделать (Spenser, цит. по: Abrams, 1968, р. 74).

Такое настроение явно находилось в противоречии с амелиоративным направ­лением британских реформаторов-социологов.

Наши рекомендации