Социологическая анкета: виды, правила, конструирование
1. КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ................................................................... 415
СТРУКТУРА ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ?..................................................................... 415
ОБЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ...................................................................... 418
БАЗИСНАЯ ЧАСТЬ АНКЕТЫ............................................................................. 419
ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ АНКЕТЫ......................................... 422
ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ АНКЕТЫ.......................................................... 425
ПРАВИЛА КОДИРОВАНИЯ............................................................................... 427
РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ..................................................................................... 429
2. АНКЕТНЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................................. 431
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МЫ ЗАДАЕМ................................................................. 431
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНКЕТНОГО ВОПРОСА......................... 435
ФУНКЦИИ АНКЕТНОГО ВОПРОСА.................................................................... 440
ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОПРОСА............................................................... 442
ВИДЫ АНКЕТНЫХ ВОПРОСОВ......................................................................... 444
ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ.............................................................. 446
ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ........................................ 455
ТРУДНЫЕ, СЛОЖНЫЕ, НАВОДЯЩИЕ И ДЕЛИКАТНЫЕ ВОПРОСЫ.................. 458
ВЗАИМОСВЯЗЬ АНКЕТНЫХ ВОПРОСОВ И ЧИСЛА РЕСПОНДЕНТОВ 462
3. ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ И КАЧЕСТВО АНКЕТЫ............................... 466
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВКИ ВОПРОСОВ..................................... 466
НАЛИЗ КАЧЕСТВА АНКЕТЫ................................................................. 473
ОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ АНКЕТЫ..................................................... 478
(ШИБКИ И КОНТРОЛЬ ПОЛЯ............................................................ 487
ЮПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ НАДО ЗАДАВАТЬ...................................... 487
;ОРОШИЕ И УСТОЙЧИВЫЕ ВОПРОСЫ............................................ 495
ЭФФЕКТ ИМЕНИ» ПРИ ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ.................. 503
ШИБКИ АНКЕТЕРА И КОНТРОЛЬ ПОЛЯ........................................... 505
шлнительное чтение ............................................................................. 511
Г. Шуман, С. Прессер. Открытый и закрытый вопрос........................ 511
РАЗДЕЛ IV НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ЧАБЛЮДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ 525
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ................................................................. 525
ЭТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ................. 528
ЗПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ.................... 530
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ............................................................................ 534
ФОРМАЛИЗОВАННОЕ (СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ)
НАБЛЮДЕНИЕ......................................................................................... 538
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ............................................................. 541
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ НАБЛЮДЕНИЯ......................... 547
РОЛЬ И КАЧЕСТВА НАБЛЮДАТЕЛЯ................................................... 549
СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.................................................... 550
Виды статистического наблюдения....................................................... 555
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ....................................................................... 560
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА СОЦИОЛОГИИ........................................ 560
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.............................. 565
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА....................... 570
ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ........... 582
АНКЕТЫ, ПИСЬМА, ЖАЛОБЫ......................................................................... 589
НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ.................................................... 597
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ.............................................................. 599
3. НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.......................................................................... S01
СУЩНОСТЬ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА........................................................ 601
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ: ОБЗОРИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ.......... 604
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА.............................................. 608
ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ........................................................ 611
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП В ЭКСПЕРИМЕНТЕ.................................................. 612
ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ.................................................... 613
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ............................................................. 615
СОЦИОДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ И ЭТНОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕЭКСПЕРИМЕНТЫ 623
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ..................................................................... 625
Дополнительноечтение ................................................................................. 629
Л. Ньюман. Полевое исследование.................................................................. 629
РАЗДЕЛ V ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ
1. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНОГОИССЛЕДОВАНИЯ.... 643
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 643
СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА.......................................................................... 652
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................... 654
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА......................................... 657
ПРИКЛАДНЫЕ ОТРАСЛИ.................................................................................. 662
ИНЖЕНЕРНЫЙ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ................................................... 667
КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ......................................................................... 670
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ........................................................................... 672
2. ACTION RESEARCH.................................................................................... 679
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ................................................ 679
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ...................................................................... 681
МЕТОДОЛОГИЯ............................................................................................ 682
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ......................................................................... 684
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ИТЕРАЦИЯ....................................................................... 686
МЕТОДЫ....................................................................................................... 689
ИСТОРИЯ ВОПРОСА.................................................................................... 690
ПАРАДИГМЫ AR........................................................................................... 691
ИНТЕРВЕНЦИОНИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ................................................... 692
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ В ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ............................. 696
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ................................................................. 697
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ .,....................................................................... 703
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ........................................................... 708
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ.................................................................... 719
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.............................................................. 725
.ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ................................................. 730
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОМПОНЕНТЫ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ..................................... 730
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВЫХ ИГР..................................... 734
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР.................................................. 735
ТИПОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР......................................................................... 736
ИМИТАЦИОННЫЕ И РЕПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ.................................... 742
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ
ИГРЫ.......................................................................................................... 746
АНСАМБЛЕВЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ................................................................ 754
.ТРЕНИНГИ И ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА............................................ 760
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИСТОРИЯ И ФУНКЦИИ ТРЕНИНГА..................................... 760
ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНИК..................................................................... 763
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИНГА........................................................ 767
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА........................................................ 769
БИЗНЕС-ТРЕНИНГ......................................................................................... 771
ТРЕНИНГИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА................................................................ 777
ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА..................................................................... 779
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВНЕДРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 788
ЭКСПЕРИМЕНТ И СОЦИАЛЬНОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ........................................ 788
ИННОВАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ................. 791
ПРОЦЕСС, АГЕНТЫ И ФАЗЫ ИННОВАЦИИ.................................................... 796
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И НОВОВВЕДЕНИЯ....................................... 801
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ВНЕДРЕНИЯ............................................. 803
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУССЛУЖБЫ.... 808
Дополнительное чтение................................................................................. 811
В.И. Герчиков. Методы практической работы на предприятии.......................... 811
А. Деревицкий. Рынок семинаров и тренингов — операторы, фигуры и тенденции г 818
B.C. Дудченко. Методологические основания инновационных технологий •. 822
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 841
Приложение 1. Пример банковского маркетингового исследования................. 841
Приложение 2. Логическая схема обработки и анализа данных........................ 859
Приложение 3. Примеры некоторых тестов....................................................... 865
СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ.................................................................... 880
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 891
Владимир Иванович Добренькое Альберт Иванович Кравченко
Фундаментальная социология
В пятнадцати томах