Стратегия и тактика поведения в конфликте
Тест американского социального психолога К. Томаса позволяет оценить индивидуальную стратегию (партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей партнера или напористость — реализация собственных интересов, достижение собственных целей) и тактику (уступка, сотрудничество, компромисс, избегание, противоборство) поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция:
Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в конфликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характеризует Ваше обычное поведение в конфликте, и отметьте его. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственностьза решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временемрешить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
I. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
). а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
II. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно -шения.
б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять насвоем.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
б) Я отстаиваю свои желания.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.
б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ к опроснику К. Томаса:
Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.
~~—-—____^ Тактика И вопроса" ■—^_^ | Противоборство | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Уступка |
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
i_ б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
а | б | ||||
б | а |
Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования.
СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ
Анализ документов— метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.
Анкетирование— вопросно-ответная форма организации текста.
Анкетные вопросы— все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов.
Аппликант— заявитель, лицо, подавшее официальную просьбу о принятии куда-либо, главным образом в иностранный вуз или для получения иностранного гражданства.
Арттерапия— способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.
Библиотерация— метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах.
Бренд(брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка.
Бриф— документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится дополнительная информация, необходимая агентству для их достижения.
Брифинг— инструктаж, совещание, в рамках которого формулируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования.
Валидность— основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению.
Вариация— разброс в значениях переменной.
Верификация— подтверждение научной теории всем множеством эмпирических фактов, которые к ней относятся.
Вероятностное знание— предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.
Вероятность— числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.
Вопросы-фильтры— класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к данному вопросу.
Вторичные данные— информация, которая уже была кем-то получена и обработана.
Выборка— группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.
Выборочная совокупность— люди, которыми социолог интересуется как исследователь и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка.
Выборочное обследование— способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.
Генеральная совокупность— множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.
Гипотеза— научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Гистограмма— графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.
Глубинные интервью— детальное изучение представителей целевой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга).
Группировка данных— один из основных методов обработки первичной статистической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака.
Групповое интервью— беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.
Данные— информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.
Деликатный вопрос— анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы.
Деловые игры— прикладная методика и система решения конкретных управленческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала.
Дельфи-метод— метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значению прогнозируемого показателя.
Дескриптивная интерпретация— описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.
Дескриптивные исследования{descriptive research) — исследования, построенные на простом описании изучаемого объекта.
Диаграмма— обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.
Диалоговое интервью— форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями относительно обсуждаемых проблем.
Дискриминантная валидность— те переменные, которые в теории считаются невзаимосвязанными (некоррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.
Дискриминантный анализ— статистический метод, который позволяет изучать различия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно.
Дисперсия— средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины.
Дневник— метод исследования, при котором респонденты в течение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.
Дневниковые исследования— изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опрашиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интересующую информацию.
Доверительная вероятность— вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.
Домашний тест(Home-test) — методика домашнего тестирования товаров.
Зависимые переменные— переменные, на изменение которых влияют другие переменные.
Закон больших чисел— утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.
Закономерность— мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи.
Идеализированный объект— теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа.
Измерение— сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Индекс— относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.).
Индивидуальное(личное) интервью— беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей.
Индивидуальные глубинные интервью— индивидуальные беседы с экспертом в области вашего исследования.
Индикатор— ориентирующий показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических, социальных, политических и экологических процессов.
Инновация— конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности либо нового подхода к оказанию социальных услуг.
Интервенционистская социология— научное исследование социальной проблемы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс.
Интерпретация— истолкование, объяснение.
Исследовательские вопросы— гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем.
История жизни— тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники.
Кабинетные исследования(Desk research) — в маркетинге вторичные исследования, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.
Квазиэксперимент— крупномасштабное социальное нововведение без предварительного тестирования объекта.
Кейс-стади— глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы.
Глубинное, детальное исследование одного объекта
Классификация— процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними.
Кластерный анализ— группа технических процедур, используемых для объединения объектов или людей, похожих между собой по двум и более классификационным признакам.
Клиническая социология— направление прикладной социологии, ставящее своей целью произвести позитивные изменения в социальной организации любого уровня.
Кодирование— присвоение числовых кодов позициям в социологической анкете.
Конвергентная валидность— те переменные, которые в теории считаются взаимосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.
Конкретизация— перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация).
Консалтинг— помощь клиентам (индивидуальным или институциональным), оказываемая отдельным специалистом или консалтинговой компанией, при решении социальных, экономических и политических проблем, возникающих в ходе практической деятельности.
Контент-анализ— количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Контролирование репрезентативности— сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.
Концептуализация— наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.
Концептуальное(понятийное) определение предмета социологии— совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.
Концептуальное картирование(Concept Mapping) — процесс перевода абстрактных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа.
Концептуальный объект— идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.
Корреляция— показатель степени статистической взаимосвязи признаков.
Коэффициент вариации— отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней.
Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона— оценка степени тесноты связи между качественными, но не альтернативными признаками.
Коэффициент корреляции— числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.
Коэффициент корреляции рангов Спирмэна— непараметрическая оценка, позволяющая измерить тесноту связи как между количественными, так и между качественными признаками.
Критерий Пирсона(%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случайная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распределения F(X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными.
Критерий Стьюдента(7-критерий) — критерий, предназначенный для проверки гипотез о средних величинах.
Кросстаб(от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное наложение значений двух переменных.
Кросстабуляция— процесс создания перекрестных таблиц.
Кумулята— графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные частоты или частости, а на горизонтальной — значения признака.
Линейные(одномерные) распределения— перечисление всех значений одной
переменной. Логический анализ понятий— логическое структурирование исходных понятий,
определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и
структуры. Логический контроль— соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и
организационных решений по проведению опроса со списком нормативных
требований.
Маркетинговые исследования(Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.
Медиана— величина варьирующего признака, делящая совокупность .на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.
Метод(в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
Методика— организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. М. выполняет функцию методической инструкции.
Методология:1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.
Методы когнитивного интервью— вовлечение респондента в процесс тестирования, критики и улучшения вопросника.
Мистери-шоппинг— оценка условий торговли, качества обслуживания с помощью контрольных покупок, проводимых инкогнито.
Мода— величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.
Модераторы— интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов.
Наблюдение— метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.
Наводящий вопрос— вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения.
Нарративное интервью(narrative — рассказ, повествование) — произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера.
Независимые переменные— переменные, на изменение которых не влияют другие переменные.
Неформализованное интервью— длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера.
Номинальная шкала— шкала произвольных взаимно-однозначных преобразований, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравенства между числами.
Нормальное распределение— непрерывное, симметричное распределение, имеющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68% наблюдений попадают в интервал Х+ а; около 95% наблюдений — в интервал Х± 2а; а 99% — в интервал Х± За.
Обработка социологической информации— математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.
Объект исследования— в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Объем выборки— количество единиц выборочной совокупности.
ОМНИБУС— опрос респондентов путем заполнения ими анкет с большим количеством вопросов на различные темы.
Операционализация— перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками; установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.
Операционализм— форма неопозитивизма, основанная на представлениях англо-американского физика П. Бриджмена.
Операциональное определение переменной— совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через
анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.
Опросная сеть— совокупность обученных и опытных интервьюеров по всей стране, которые занимаются проведением различных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных.
Органиграмма— графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками.
Организационный план исследования— описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования.
Оценочное исследование— систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рассматривать как вариант прикладного социального исследования.
Ошибка репрезентативности— мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.
Ошибки выборки— ошибки, допускаемые исследователем при составлении выборочной совокупности.
Ошибки поля— ошибки, связанные с организацией и проведением поля ошибки.
Паспортичка— совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.
Первичные данные— полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.
Переменная— понятие в социологии, которое может принимать различные значения.
Показатели(социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их структуру или динамику развития.
Полевое исследование— крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях.
Полигон распределения— замкнутая ломаная линия в прямоугольной системе координат с координатами {хр д), где х. — значение /-го признака, д. — частота или частость /-го признака.
Полуструктурированное интервью— интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.
Понятие-индикатор— понятие, обозначающее регистрируемые признаки.
Предмет исследования— наиболее существенные свойства и отношений объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.
Проблема исследования— различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке.
Проблемная ситуация— состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Программа— стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.
Прожективные вопросы— вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей.
Пропозиция(пропозициональная функция) — выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание.
Протокольные предложения— конкретные записи о единичном событии методологи, придерживающиеся позитивистской ориентации.
Профиль работника— перечень профессиональных умений, знаний, навыков и производственного опыта, требуемых для выполнения данной работы или назначения на конкретную должность.
Процедура— последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.
Психотехника— прикладное направление в советской психологии труда в 20— 30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов — от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала; послужило историческим предшественником заводской социологии.
Реинжиниринг— метод совершенствования характеристик предприятия, который приводит к радикальным изменениям наряду с такими методами, как стратегическое планирование, управление изменениями, достижение тотального качества и архитектура развития.
Релевантность— уместность, соответствие чему-либо.
Репрезентативность выборки— свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной.
Роллинговые исследования— опрос, при котором данные накапливаются до достижения достаточного уровня значимости.
Социальная диагностика— оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития.
Социальная проблема— существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.
Социальное проектирование— обоснованное конструирование отвечающих заданным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдаленном будущем социальных объектов (состояний, процессов).
Социальные технологии— вид прикладного исследования, позволяющий многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления.
Среднее арифметическое— сумма значений переменной, поделенная на число значений.
Среднее квадратическое отклонение— один из показателей вариации, представляющий собой корень второй степени из среднего квадрата отклонений значений признака от их средней величины (дисперсии).
Среднее линейное отклонение— один из показателей вариации, представляющий собой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины.
•г
Среднее отклонение— мера разброса, основанная на отклонении каждого из значений от среднего.
Средняя(средняя арифметическая) — значение признака, которое равномерно распределено между всеми единицами совокупности.
Статистические таблицы— способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы.
Стратагема— алгоритм практических или теоретических действий.
Структурированные интервью— визуальный опрос респондентов путем фиксирования на бумаге точных и однозначных показателей.
Структурная интерпретация— упорядочение теоретических понятий, выявление их взаимных связей.
Сценарий— вероятностное описание картины будущего, составленной на основе компетентных технических суждений.
Телефонное интервью— одна из форм опосредованного опроса при помощи телефона.
Тенденция— слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной закономерности.
Теоретическая модель предмета исследования— обобщенное выражение проблемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных понятий.
Тест— кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психического свойства.
Техника— совокупность специальных приемов для эффективного исследования того или иного метода.
Типологизация— обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям.
Типологическая группировка— разделение качественно разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выделение на этой основе социальных типов явления.
Тренинг— комплекс упражнений, проводимых на умственном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе.
Трудный вопрос— это вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста.
Факторная интерпретация— установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменным'и.
Факторы— гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые переменные, подразделяются на общие и характерные.
Фокус-группа— беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении.
Фокусированное(направленное) интервью— подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.
В
Формализованное интервью— беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
Холл-тесты — тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки.
Хронография— графическая фиксация временных характеристик двигательной активности человека в процессе работы.
Хронометраж— метод опосредствованного наблюдения трудового процесса с применением секундомера.
Центральная тенденция— выявление того, какие из значений переменных встречаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономерность.
Частнонаучные понятия— социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции.
Эксперимент