Стратегия и тактика поведения в конфликте

Тест американского социального психолога К. Томаса позволяет оценить индивидуальную стратегию (партнерство — ориентация на учет интересов и потребностей партнера или напористость — реализация собственных интере­сов, достижение собственных целей) и тактику (уступка, сотрудничество, ком­промисс, избегание, противоборство) поведения в конфликтной ситуации.

Инструкция:

Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в кон­фликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характери­зует Ваше обычное поведение в конфликте, и отметьте его. Утверждения по­вторяются, но каждый раз в новом сочетании.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственностьза решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши от­ношения.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов дру­гого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я всегда стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временемрешить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

I. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

). а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий, б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

II. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно­шения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отно -шения.

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять насвоем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со време­нем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого, б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей пози­цией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти на­встречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинте­ресованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику К. Томаса:

Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.

~~—-—____^ Тактика И вопроса" ■—^_^ Противоборство Сотрудничество Компромисс Избегание Уступка
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
б     а  
    б а  
а б      
i_ б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б   а  
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б     а
      а б
а б      
    а б  
  б     а

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в ин­тервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии пове­дения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимиза­ции своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, име­ющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие зани­женные значения по результатам тестирования.

Стратегия и тактика поведения в конфликте - student2.ru

СЛОВАРЬТРУДНЫХТЕРМИНОВ

Анализ документов— метод исследования в социологии, при котором источ­ником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикаци­ях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюст­рациях.

Анкетирование— вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы— все адресованные респондентам речевые сообщения в воп­росительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а так­же и предлагаемые варианты ответов.

Аппликант— заявитель, лицо, подавшее официальную просьбу о принятии куда-либо, главным образом в иностранный вуз или для получения иностранно­го гражданства.

Арттерапия— способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями средствами искусства и художественной деятельности.

Библиотерация— метод психотерапии, основанный на педагогических дидак­тических принципах.

Бренд(брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка.

Бриф— документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится дополнительная информация, необходимая агентству для их достижения.

Брифинг— инструктаж, совещание, в рамках которого формулируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования.

Валидность— основная характеристика качества измерения в социологии, от­ражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению.

Вариация— разброс в значениях переменной.

Верификация— подтверждение научной теории всем множеством эмпиричес­ких фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание— предположительное знание, требующее эмпирическо­го подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность— числовая характеристика степени возможности появления како­го-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться не­ограниченное число раз условиях.

Вопросы-фильтры— класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсече­ние тех, кто не имеет отношения к данному вопросу.

Вторичные данные— информация, которая уже была кем-то получена и обра­ботана.

Выборка— группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Выборочная совокупность— люди, которыми социолог интересуется как иссле­дователь и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка.

Выборочное обследование— способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность— множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотеза— научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых яв­лений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Гистограмма— графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.

Глубинные интервью— детальное изучение представителей целевой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга).

Группировка данных— один из основных методов обработки первичной стати­стической информации, представляющий собой процесс образования групп единиц совокупности, однородных в каком-либо отношении, а также име­ющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака.

Групповое интервью— беседа одного интервьюера, который в этом случае назы­вается модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Данные— информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.

Деликатный вопрос— анкетный вопрос, который затрагивает щекотливые темы.

Деловые игры— прикладная методика и система решения конкретных управлен­ческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродол­жительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала.

Дельфи-метод— метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а меди­анное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значе­нию прогнозируемого показателя.

Дескриптивная интерпретация— описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дескриптивные исследования{descriptive research) — исследования, построенные на простом описании изучаемого объекта.

Диаграмма— обобщенное название самых разнообразных графических изобра­жений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.

Диалоговое интервью— форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями от­носительно обсуждаемых проблем.

Дискриминантная валидность— те переменные, которые в теории считаются невза­имосвязанными (некоррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Дискриминантный анализ— статистический метод, который позволяет изучать раз­личия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно.

Дисперсия— средняя из квадратов отклонений значений признака от их сред­ней величины.

Дневник— метод исследования, при котором респонденты в течение некоторо­го времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В днев­никах может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.

Дневниковые исследования— изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опрашиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интересующую информацию.

Доверительная вероятность— вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.

Домашний тест(Home-test) — методика домашнего тестирования товаров.

Зависимые переменные— переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел— утверждение, гласящее, что совокупное действие боль­шого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая.

Закономерность— мера вероятности наступления какого-то события или явле­ния либо их взаимосвязи.

Идеализированный объект— теоретическая модель исследуемого объекта, вво­димая на теоретическом уровне анализа.

Измерение— сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Индекс— относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.).

Индивидуальное(личное) интервью— беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних на­блюдателей.

Индивидуальные глубинные интервью— индивидуальные беседы с экспертом в области вашего исследования.

Индикатор— ориентирующий показатель, измеритель, позволяющий в опреде­ленной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических, социальных, политических и экологических процессов.

Инновация— конечный результат инновационной деятельности, получивший во­площение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практи­ческой деятельности либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Интервенционистская социология— научное исследование социальной пробле­мы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс.

Интерпретация— истолкование, объяснение.

Исследовательские вопросы— гипотезы, построенные на основе сформулирован­ных научных проблем.

История жизни— тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники.

Кабинетные исследования(Desk research) — в маркетинге вторичные исследова­ния, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.

Квазиэксперимент— крупномасштабное социальное нововведение без предва­рительного тестирования объекта.

Кейс-стади— глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы.

Стратегия и тактика поведения в конфликте - student2.ru

Глубинное, детальное исследование одного объекта

Классификация— процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последую­щего выявления формальных связей между ними.

Кластерный анализ— группа технических процедур, используемых для объеди­нения объектов или людей, похожих между собой по двум и более класси­фикационным признакам.

Клиническая социология— направление прикладной социологии, ставящее своей целью произвести позитивные изменения в социальной организации любо­го уровня.

Кодирование— присвоение числовых кодов позициям в социологической анкете.

Конвергентная валидность— те переменные, которые в теории считаются взаи­мосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Конкретизация— перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация).

Консалтинг— помощь клиентам (индивидуальным или институциональным), оказываемая отдельным специалистом или консалтинговой компанией, при решении социальных, экономических и политических проблем, возникаю­щих в ходе практической деятельности.

Контент-анализ— количественный анализа текстов и текстовых массивов с це­лью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Контролирование репрезентативности— сравнение средних генеральной и выбороч­ной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Концептуализация— наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

Концептуальное(понятийное) определение предмета социологии— совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реаль­ные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Концептуальное картирование(Concept Mapping) — процесс перевода абстракт­ных идей, посвященных какой-либо одной теме, в систему наглядных схем и изображений рисуночного типа.

Концептуальный объект— идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Корреляция— показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент вариации— отношение среднего квадратического отклонения к величине соответствующей ему средней.

Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона— оценка степени тесноты свя­зи между качественными, но не альтернативными признаками.

Коэффициент корреляции— числовая характеристика совместного распределе­ния двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Коэффициент корреляции рангов Спирмэна— непараметрическая оценка, позво­ляющая измерить тесноту связи как между количественными, так и между качественными признаками.

Критерий Пирсона(%2) (Pearson's chi-squared test) — наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случай­ная выборка извлечена из генеральной совокупности Хс функцией распреде­ления F(X), вид которой считается известным, а параметры — неизвестными.

Критерий Стьюдента(7-критерий) — критерий, предназначенный для провер­ки гипотез о средних величинах.

Кросстаб(от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — табли­ца)) — «крестообразная таблица», перекрестное наложение значений двух пе­ременных.

Кросстабуляция— процесс создания перекрестных таблиц.

Кумулята— графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикаль­ной оси откладываются накопленные частоты или частости, а на горизонталь­ной — значения признака.

Линейные(одномерные) распределения— перечисление всех значений одной

переменной. Логический анализ понятий— логическое структурирование исходных понятий,

определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и

структуры. Логический контроль— соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и

организационных решений по проведению опроса со списком нормативных

требований.

Маркетинговые исследования(Marketing Research) — система поиска, сбора, об­работки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Медиана— величина варьирующего признака, делящая совокупность .на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Метод(в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фак­тами, гипотезами и теориями.

Методика— организационный документ, основанный на совокупности мето­дов, связанных общностью решаемой задачи. М. выполняет функцию мето­дической инструкции.

Методология:1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы когнитивного интервью— вовлечение респондента в процесс тестиро­вания, критики и улучшения вопросника.

Мистери-шоппинг— оценка условий торговли, качества обслуживания с помо­щью контрольных покупок, проводимых инкогнито.

Мода— величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.

Модераторы— интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов.

Наблюдение— метод сбора первичной информации путем прямой и непосред­ственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Наводящий вопрос— вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или рас­шифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения.

Нарративное интервью(narrative — рассказ, повествование) — произвольное по­вествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера.

Независимые переменные— переменные, на изменение которых не влияют дру­гие переменные.

Неформализованное интервью— длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера.

Номинальная шкала— шкала произвольных взаимно-однозначных преобразо­ваний, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравен­ства между числами.

Нормальное распределение— непрерывное, симметричное распределение, име­ющее форму колокола, в котором средняя, мода и медиана равны одной и той же величине. 68% наблюдений попадают в интервал Х+ а; около 95% наблюдений — в интервал Х± 2а; а 99% — в интервал Х± За.

Обработка социологической информации— математико-статистическое преобра­зование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования— в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необхо­димую информацию.

Объем выборки— количество единиц выборочной совокупности.

ОМНИБУС— опрос респондентов путем заполнения ими анкет с большим ко­личеством вопросов на различные темы.

Операционализация— перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками; установление количественных контуров изу­чаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

Операционализм— форма неопозитивизма, основанная на представлениях анг­ло-американского физика П. Бриджмена.

Операциональное определение переменной— совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через

анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.

Опросная сеть— совокупность обученных и опытных интервьюеров по всей стра­не, которые занимаются проведением различных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных.

Органиграмма— графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение орга­низационных процедур разработки и принятия решения между подразделения­ми, их внутренними структурными органами и отдельными работниками.

Организационный план исследования— описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования.

Оценочное исследование— систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализ ситуации, которые следует рас­сматривать как вариант прикладного социального исследования.

Ошибка репрезентативности— мера отклонения статистической структуры вы­борки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Ошибки выборки— ошибки, допускаемые исследователем при составлении вы­борочной совокупности.

Ошибки поля— ошибки, связанные с организацией и проведением поля ошибки.

Паспортичка— совокупность демографических, экономических и профессио­нальных сведений, находящихся в конце анкеты.

Первичные данные— полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выражен­ная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Переменная— понятие в социологии, которое может принимать различные зна­чения.

Показатели(социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их струк­туру или динамику развития.

Полевое исследование— крупномасштабное изучение социальных явлений ме­тодом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жиз­ненных ситуациях.

Полигон распределения— замкнутая ломаная линия в прямоугольной системе координат с координатами {хр д), где х. — значение /-го признака, д. — час­тота или частость /-го признака.

Полуструктурированное интервью— интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.

Понятие-индикатор— понятие, обозначающее регистрируемые признаки.

Предмет исследования— наиболее существенные свойства и отношений объек­та, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Проблема исследования— различие между существующим, чаще всего нежела­тельным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке.

Проблемная ситуация— состояние в развитии социального объекта, характери­зующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потреб­ностям дальнейшего развития.

Программа— стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить кон­цепцию всего исследования.

Прожективные вопросы— вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей.

Пропозиция(пропозициональная функция) — выражение с неопределенными тер­минами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание.

Протокольные предложения— конкретные записи о единичном событии мето­дологи, придерживающиеся позитивистской ориентации.

Профиль работника— перечень профессиональных умений, знаний, навыков и производственного опыта, требуемых для выполнения данной работы или назначения на конкретную должность.

Процедура— последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.

Психотехника— прикладное направление в советской психологии труда в 20— 30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов — от дизайна рабо­чего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персо­нала; послужило историческим предшественником заводской социологии.

Реинжиниринг— метод совершенствования характеристик предприятия, кото­рый приводит к радикальным изменениям наряду с такими методами, как стратегическое планирование, управление изменениями, достижение тоталь­ного качества и архитектура развития.

Релевантность— уместность, соответствие чему-либо.

Репрезентативность выборки— свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной.

Роллинговые исследования— опрос, при котором данные накапливаются до до­стижения достаточного уровня значимости.

Социальная диагностика— оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормально­го состояния, режима функционирования и развития.

Социальная проблема— существующая в самой реальности противоречивая си­туация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Социальное проектирование— обоснованное конструирование отвечающих за­данным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдален­ном будущем социальных объектов (состояний, процессов).

Социальные технологии— вид прикладного исследования, позволяющий мно­гократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления.

Среднее арифметическое— сумма значений переменной, поделенная на число значений.

Среднее квадратическое отклонение— один из показателей вариации, представ­ляющий собой корень второй степени из среднего квадрата отклонений зна­чений признака от их средней величины (дисперсии).

Среднее линейное отклонение— один из показателей вариации, представляющий со­бой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины.

•г

Среднее отклонение— мера разброса, основанная на отклонении каждого из значений от среднего.

Средняя(средняя арифметическая) — значение признака, которое равномерно распределено между всеми единицами совокупности.

Статистические таблицы— способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные мас­совые явления или процессы.

Стратагема— алгоритм практических или теоретических действий.

Структурированные интервью— визуальный опрос респондентов путем фикси­рования на бумаге точных и однозначных показателей.

Структурная интерпретация— упорядочение теоретических понятий, выявление их взаимных связей.

Сценарий— вероятностное описание картины будущего, составленной на основе компетентных технических суждений.

Телефонное интервью— одна из форм опосредованного опроса при помощи те­лефона.

Тенденция— слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной законо­мерности.

Теоретическая модель предмета исследования— обобщенное выражение про­блемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных по­нятий.

Тест— кратковременное стандартизованное испытание, направленное на полу­чение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выражен­ности определенного психического свойства.

Техника— совокупность специальных приемов для эффективного исследования того или иного метода.

Типологизация— обобщение признаков социальных явлений на основе идеаль­ной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям.

Типологическая группировка— разделение качественно разнородной совокупно­сти на отдельные качественно однородные группы и выделение на этой ос­нове социальных типов явления.

Тренинг— комплекс упражнений, проводимых на умственном, интеллектуаль­ном и психологическом уровне и осуществляемых по специальной методи­ке, разработанной на научной основе.

Трудный вопрос— это вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печат­ного текста.

Факторная интерпретация— установление связей (иногда выраженных в коли­чественных величинах) между исходными понятиями и переменным'и.

Факторы— гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые перемен­ные, подразделяются на общие и характерные.

Фокус-группа— беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении.

Фокусированное(направленное) интервью— подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

В

Формализованное интервью— беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Холл-тесты — тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом по­мещении, моделирование ситуации покупки.

Хронография— графическая фиксация временных характеристик двигатель­ной активности человека в процессе работы.

Хронометраж— метод опосредствованного наблюдения трудового процесса с применением секундомера.

Центральная тенденция— выявление того, какие из значений переменных встре­чаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономерность.

Частнонаучные понятия— социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции.

Эксперимент

Наши рекомендации