Методологические основания инновационных технологий
Инновационный метод
В течение нескольких последних десятилетий в отечественной и зарубежной науке сформировались принципиально новые подходы к исследованию и разрешению кризисных ситуаций. Специалисты в области управления и организации, экономики и социологии, искусственного интеллекта и психологии, а также некоторых других дисциплин разработали специальные средства. К их числу можно отнести такие методы, технологии и техники, как системный и ситуационный анализ, компьютерное моделирование, сценарный метод, исследование действием, методы развития персонала, активные методы обучения, в том числе различные виды тренинга, методы управленческого консультирования, организационное развитие и ряд других.
Однако использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем показывает, что эти средства не всегда адекватны и надеж -
ны, что специфика каждой ситуации требует серьезной их модификации \ приспособления к сложившимся традициям, особенностям правления, масштабам социальных систем и т.д.
В России этот поиск привел к созданию в 1980 г. инновационного Метода, построенного на принципиально новых для традиционной науки идею и принципах.
Первой формойсуществования инновационного метода, где метод и форм; его реализации не различались, была инновационная игра.Инновационна! игра определялась как метод исследования и развития организаций. В \0ш использования этого метода выявились его более широкие возможности (<<м~, тод исследования и развития социальных систем»). Однако специфика мето да в этом определении не схватывалась. После ряда модификаций выкрИс таллизовалась дефинитивная форма,представляющая инновационный мето, как самотрансформирующееся средство исследования и практического npeog разования социальных систем за счет организации опыта саморазвищи участников. Инновационный метод изначально строился как открытая и спо собная к саморазвитию система принципов, ценностей и правил работы п< анализу и разрешению кризисных ситуаций.
Вторая формапредставления инновационного метода — программнаяПервая программа инновационной игры содержала восемь подпрограмм выработки решений, проектирования, программирования, обучения, тре нинга, рекреации, исследований и организации игры. Эта программа, наря ду спредписанием способов и средств мыслительной работы группы по ре шению проблем, включала и «человекоориентированные» блоки, необходи мые для того, чтобы люди начали практически использовать эти средства В противном случае методы решения практических проблем остаются сред ством и атрибутом ограниченной области деятельности их разработчиков.
Третья формапредставления инновационного метода — социотехнологи ческая. В1987 г. была опубликована «Программа инновационной игры», по строенная на принципах работы социальных технологов. Она включала та кие технологические блоки как: программа организации инновационных игт. технология группового решения проблем, техники мышления, программ групповой работы, программа организации дискуссий, программа органн зационного тренинга, программа социально-психологического тренинга методика определения эффективности инновационных игр. Каждый бло был технологически организован и состоял из процедур, операций и техни]
Четвертая формапредставления инновационного метода — «императш ная»— выросла из разделения инновационной игры на метод и форму eI осуществления — инновационный семинар, а также из формулирован^ принципов, составляющих содержание инновационного метода. Эти при* ципы, выраженные в виде требований инновационного метода, выгляД5 следующим образом:
1. Занимайтесь своими затруднениями и проблемами.
2. Разрешайте свои проблемы и затруднения вместе с другими людьми
3. Концентрируйтесь на содержании затруднения.
4. Прорывайтесь кдействительному содержанию затруднения.
5. Вырабатывайте новое видение себя, своих возможностей, мира в цело! Инновационный метод позволяет органично соединять исследование з;
труднений и проблем, обучение новым средствам и способам изучения и ра
решения затруднений, а также практическое действие, направленное на снятие этих затруднений. Сочетание правил инновационного метода и базовой типологии действий по исследованию, обучению и практическому действо-ванию позволяет сконструироватьпятую формупредставления инновационного метода — матричную.
Первые четыре формы представления инновационного метода достаточно полно описаны в литературе, поэтому целесообразно остановиться на матричной модели. Именно в ней с наибольшей очевидностью разворачиваются идеи, задающие новую парадигматику в общественных науках и социальной практике.
Первое правилозадает новое поле, новый предмет и новые проблемы для исследовательской деятельности (1.1). Предметом здесь становится связь затруднения или проблемы и человека. На основе статуса «своих» и «не своих» затруднений, проблем, кризисных ситуаций строится их типология. Каков генезис субъективного происхождения проблем? Какова реакция человека на то, что он называет «проблемами»? Какие механизмы в человеке «запускает» ситуация, осознанная как «проблема»? Особую важность представляют механизмы мотивации и ответственности по отношению к проблемам, а также «запуск» этих механизмов. Невозможно перейти к осмысленной работе с затруднениями без изучения особенностей контекстной трансформации проблем, приобретения ими в сознании человека онтологического статуса, специфики и содержания динамики культурно-семиотического статуса проблем в общественном и индивидуальном сознании, их аксиологического статуса и т.д. Особый интерес вызывает явление, когда гибель миллионов людей (от голода, войн и т.п.) не становится для человека проблемой («не своя»), а тесная обувь переживается порой как проблема едва ли не трагическая («своя»). Небезынтересен процесс постоянной интервенции, вмешательства людей в дела и сознание друг друга, попытки решать таким образом чужие проблемы и проистекающие из этого конфликты и дезинтеграция.