Методология практического внедрения
Прикладное исследование нацелено на решение практической проблемы. Решение — это указание тех действий и средств, которые должны улучшить ситуацию, т.е. решить проблему. Нередко для решения проблемы достаточно поставить точный диагноз ситуации. В таком случае предполагается, что решение очевидно и не требует специальной научной разработки.
Внедрение в прикладном исследовании — это применение на практике научных выводов, сформулированных в виде управленческих решений, проектов и систем мероприятий. Разработка практических рекомендаций — заключительный этап прикладного исследования и важнейший инструмент социального управления. Ошибочно предполагать, что практическое использование результатов научного исследования осуществляется стихийно или нерегулируемо.
Практическое применение базируется на специальной методологии внедрения — особой и очень сложной науке. Исходный пункт внедрения — решение вопроса о том, кто должен им заниматься: социолог или администратор. На этот счет существуют два подхода. Согласно первому социолог ограничивается сбором информации и формулировкой диагноза сложившегося положения, а принятием решений занимается руководитель. Во втором подходе предполагается возложить ответственность за принимаемые управленческие решения целиком на социолога. За рубежом, в частности в США, принят первый подход, а в СССР практиковался второй.
В США считают, что социолог не должен принимать управленческих решений. Он лишь предлагает их, исходя из имеющихся в его распоряжении информации и собственного профессионального опыта. Решения принимаются администрацией, которая несет за них полную ответственность. Это не означает, что социолог стоит в стороне или избавлен от ответственности. Ответственность определяется его статусом и функциями в управленческой структуре организации. Даже если он является штатным сотрудником организации, его рекомендации носят, как правило, консультативный характер.
В нашей стране сложилась иная традиция. Заводские социологи разработали социальные системы (пакеты) практических рекомендаций, которые могут существенно изменить сложившуюся практику управления. Пермская система стабилизации трудового коллектива охватывает, меняет всю практику кадровой работы, внедряется несколько лет и требует усилий большой группы людей. В стране созданы типовые методики внедрения инноваций — своеобразные «технологии» прикладного исследования, имеющие много общего с типовыми примерами внедрения нововведений в промышленности, так называемыми ноу-хау, которые защищаются авторскими правами наряду с патентами и товарными знаками. Социологические технологии имеют авторов, они могут покупаться и тиражироваться.
Исследование ставит своей задачей сбор информации, описание, объяснение социальных явлений. Напротив, управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации. В исследовании и в принятии решений могут участвовать и ученые, и сотрудники организаций, но в разных ролях. Различие между информацией и решением служит основанием для выделения особой разновидности социологических исследований — разработок, ориентированных на проектирование и внедрение нововведений. Разработка — теоретическая модель будущего изменения, опирающаяся на эмпирическую информацию и предполагающая конкретных исполнителей. В разработке должно содержаться научное обоснование предлагаемых рекомендаций. Она может быть частью научного отчета. Во многом разработка напоминает (либо прямо выступает) гипотетическим проектом решения.
Рекомендации, содержащиеся в отчете, можно считать обоснованными лишь в том случае, если социолог располагает определенными гарантиями осуществимости желаемых изменений. К сожалению, обоснование практических рекомендаций в отечественной социологии встречается редко.
Методически процедура внедрения начинается с анализа проблемы. Социолог переводит проблемную ситуацию, сформулированную в терминах управления, на язык исследования. Затем он организует так называемый зондаж объекта исследования, который завершается созданием дескриптив-
ной модели. Зондаж может показать, что проблемная ситуация выходит за пределы компетенции социолога и ее должен решать другой специалист. Например, участившиеся случаи воровства на заводе, несомненно, представ, ляют социальную проблему, так как связаны с мотивами и поведением л1о-дей. Но социолог не может ничего поделать, если ему не помогут милиция ц прокуратура. В таком случае исследование прекращается. Иногда бывает та^ что проблема является по существу социологической, но она не требует вмешательства: через некоторое время она исчезнет и сама собой. Третий еду. чай: проблема социологическая, но ее решение зависит не от администрации а от действий правительства и общей обстановки в стране.
Рис. 25. Воровство — это прежде всего социальная проблема
Таким образом, решения могут быть приняты уже на начальной стадии исследования. Их нельзя считать конструктивными. В классификации Г.С. Ба-тыгина они называются «решениями о решениях». Они выступают составной частью предварительной оценки ситуации и позволяют локализовать функцию социолога. Конструктивная функция социологических рекомендаций в таких ситуациях, где укрепление дисциплины труда зависит от регулярности поставок сырья, а оптимизация текучести кадров требует коренного улучшения условий труда, не очень высока. Список ситуаций на производстве, которые можно решить на уровне здравого смысла, не привлекая социолога, шире, чем думают руководители. Круг проблемных ситуаций, где успешно используются социологические знания, не так широк, как это кажется заказчикам, которые стремятся замкнуть социологами буквально все двери на предприятии-
Если специалист убежден, что проблема действительно социологична, он приступает ко второму этапу внедрения — выяснению желаемого состояния объекта, или построению нормативной модели. Как бы ни было велико желание максимально улучшить дело, следует ориентироваться на реально достижимую цель. Приступая к работе, социологи часто не знают, какую цель они хотят достичь. Смутно представляют ее и руководители. Неясность конечного результата — одна из причин формулирования декларативных рекомендаций типа «улучшить», «повысить», «обратить внимание». Иногда заказчик точно знает, чего он хочет от социолога, но его желания завышены. КомМеР"
ческий банк, пожелавший инвестировать огромные средства в развитие Северного региона страны, за свои деньги намерен получить исчерпывающую картину социальной обстановки и ее прогноз на будущее. Подобное исследование не по силам целому институту, работающему над проблемой 5—10 лет.
Таким образом, перевод проблемной ситуации на язык исследования — это определение расхождения между существующим состоянием и желанием. Подобное расхождение составляет содержание проблемы прикладного исследования. Если необходимо сократить текучесть кадров на предприятии, то расхождение между дескриптивной и нормативной моделями выражается как различие между фактической текучестью в процентах за год и желаемой. Первый показатель может составлять 60%, а второй — 5%.
На стадии выявления проблемы надо построить прогноз изучаемого явления путем условного продолжения в будущее тенденций, существовавших в прошлом и существующих в настоящем. Прогноз отвечает на вопросы: в каком направлении пойдет развитие ситуации и каков вероятный исход ситуации при сохранении существующих тенденций.
Стихийное, ничем и никакие контролируемое протекание процесса обычно подчиняется закону нормального распределения. Если необходимо управленческое вмешательство, то надо установить допустимые или приемлемые с точки зрения администрации отклонения норматива от реального положения эмпирически зафиксированных значений. Величину допустимых отклонений и нормативный уровень процесса, например текучести кадров, определяют не только по соображениям здравого смысла, но также по специальным методикам. К ним относятся математическое моделирование и экспертные оценки. Прогноз можно формулировать не только в количественных показателях (например, процентах), но и в качественных (больше, меньше).
Третья стадия внедрения — построение «дерева решений», или иерархии целей. Чаще всего решение проблемы содержит целый перечень возможных вариантов. Они могут быть взаимосвязанными (зависимыми) и альтернативными (независимыми). Задача построения «дерева возможных решений» заключается в составлении исчерпывающего перечня мер (инноваций), позволяющих максимально сблизить прогностическую и нормативную модели. Для составления такого списка желательно составить банк решений. В специальную картотеку заносятся примеры известных решений тех или иных проблем, т.е. обобщается передовой опыт. Готовые решения, когда-то уже доказавшие свою успешность, применяются к стандартным ситуациям. Инновационные решения, разработанные заново, используются в нестандартных ситуациях. Апробированные решения следует предпочесть новаторским как более раскованным. Вместо готовых решений можно использовать технологические правила или алгоритмы подготовки таких решений. Правда, степень риска при этом увеличивается.
«Дерево решений» предполагает системное описание объекта, включающее выделение зависимых и независимых переменных, выдвижение гипотез о причинах и условиях изменений.
Данный этап аналогичен этапу формулировки гипотез в обычном социологическом исследовании. Повышение надежности «дерева решений» и разработка новаторских решений обеспечиваются при помощи одной из разновидностей метода экспертных оценок — «дельфийской техники». Создание «банка стандартизированных решений» ситуаций может существенно помочь в работе социолога-прикладника.
Следующий этап — экспериментальная апробация решения. Часто он пр0 водится по правилам традиционного социального эксперимента. Чем больщ масштаб объекта экспериментирования, тем дороже обходятся ошибки, доггу щенные при проектировании нововведения. Само внедрение может оказать ся слишком трудоемким (затраты на внедрение превысят полезный результал либо вызовет серьезные негативные последствия. В таком случае надо от^а заться от выдвинутого решения. Эксперимент может показать, что решегц, было ошибочным и не устранило проблемы. Наконец, эксперимент моь показать, что решение одной проблемы вызывает куст новых проблем, ещ более серьезных, чем старые. Подобное явление называется вторичными 4Q следствиями «нововведения». Поскольку ученый, эксперты и руководит^ неспособны предугадать всех последствий инноваций, лучшим считается Та кой вариант, который обеспечивает наиболее благоприятное соотноше^и между качеством принимаемого решения и вытекающим из него риском.
Таким образом, эффективным средством проверки предполагаемого нов0 введения (введения гибкого режима работы, бригадного подряда, щекинс^ го метода) является эксперимент. Эксперимент можно определить как пра.к тическое использование новшества в ограниченном масштабе с целью провес ки его пригодности для широкого применения. Назначение эксперимент состоит в получении такой информации о качествах предлагаемого новшеств; которую невозможно получить с помощью прогнозов. Надобность в экспери менте возникает не всегда, но лишь в тех случаях, когда конечный результа нововведения неясен. Чаще управленцы идут не экспериментальным, т.* поисковым путем, а заимствованием уже готового и апробированного опыт;
Система практических мероприятий не заканчивается на внедрении пла нируемых нововведений и выявлении «вторичных последствий». Не меньше значение приобретает система налаженного, четко организованного контре ля за внедрением. Этот процесс представляет собой комплекс регулярно прс водимых мероприятий, в которых участвуют заинтересованные службы ynpai ления. Практика показывает, что общий контроль за реализацией чаще всег осуществляет генеральный директор, а частный (по направлениям) — его зе местители и служба главного инженера. В таких случаях, как правило, состаЕ ляется график очередности рассмотрения того, как реализуется внедренчес кая программа и решаются социальные проблемы с разбивкой по месяцам.
Внедрение социальной программы должно завершаться не отчетом фунь циональных руководителей, а подведением итогов, т.е. оценкой того, каки реальные улучшения произошли в условиях труда, социальной структуре, поведении и сознании людей после нововведений. На данном этапе ynpai ления проверяется реализация принятых мер и достижение запланироваь ных целей. Эффективными оказываются социальные показатели, которь позволяют эмпирически представить не только исходную ситуацию, но конечные результаты социального управления. Чтобы провести анализ дос тигнутого, нужно определить конечное состояние объекта после принята управленческих мер. Задача решается аналогично тому, как это было на д* агностическом этапе. Применяемые здесь показатели описательного и ан; литического типов выполняют контрольную функцию. Значение конечно1 состояния позволяет выяснить эффект социального управления, т.е. раз w цу между исходным и конечным положением, которая обусловлена действ1 ем управленческих мер.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ