Марксистская теория эксперимента
1идный большевистский теоретик 1920-х гг. 1.И. Аксельрод (Ортодокс) в своем «Курсе лек-1ий по историческому материализму» (прочи-анном в 1919 г. в Тамбове учителям Тамбов-жой губернии) высказал немало интересных со-)бражений относительно социальных и юторических экспериментов. Он проявил себя защитником исторических экспериментов и врачам тех ученых, кто считал социальные эксперименты невозможными. В то время как в природе можно наблюдать постоянное повторение одних и тех же явлений, в обществе все события /никальны, считали противники экспериментирования в обществе, а потому обществоведы будто бы лишены возможности искусственного воспроизведения явлений. Ни одно историческое событие и ни одно историческое явление не похоже на другие, утверждали они. В исторической действительности все происходит только один раз. Нельзя произвести в лаборатории Великую французскую революцию, мы не в состоянии воссоздать эпоху греко-персидских войн или время Реформации со всеми последствиями этих великих событий, имевших такое глубокое влияние на ход исторического развития. Кроме указанных причин в исторических событиях действуют и могут оказать решающее влияние случайности. Если бы, например, отсутствовал тот или иной выдающийся деятель, например Петр I, либо не удались его крупномасштабные реформы государства, возможно, что вся история приняла другой вид. На самом деле, утверждал Л. Аксельрод, в истории и обществе царят такие же закономерности и правит регу-
лярность, какие обнаружены в природе. В обществе нет ничего случайного, стихийного, уникального. История также полна экспериментов, учил этот теоретик исторического материализма, а потому она представляет собою лабораторию, в которой производятся опыты. Но исторический эксперимент отличается тем, что ученый имеет здесь дело с сознательными индивидами, выбирающими способ поведения, а также с большими массами людей. Зная, насколько не-
послушным является экспериментальный материал, он с самого начала должен быть готов на неудачу. Кроме того, цитируем Аксельрода, «историк или социолог — заинтересованное лицо, а потому в историческое исследование вносятся неизбежно субъективные элементы, окрашивающие желательным цветом исследуемые события». На протяжении 70 лет существования советской власти подобные аргументы относительно социального и исторического эксперимента, во многом служившие теоретическим обоснованием проводимых в стране большевиками социально-экономических реформ, воспроизводились философами, экономистами и социологами.
дожить ее. Он считал, что классовая борьба между пролетариатом и буржуазией перемещается после победы пролетариата в саму компартию, и, чтобы очищать партию от буржуазных перерожденцев, нужно постоянно развивать революцию. Претворение теории перманентной революции в практику привело в период так называемой «культурной революции» (1966—1976) к национальной катастрофе, поставив страну на грань гражданской войны. Этот социальный эксперимент был окончен только после смерти Мао.
Другой пример — на протяжении последних 30 с лишним лет лидер Ливийской революции, один из наиболее выдающихся политических деятелей арабского мира Муаммар Каддафи проводил в своей стране широкомасштабный социальный эксперимент, идейно-теоретической платформой которого явилось его произведение «Зеленая книга». Сформулированные в ней идеи развития человеческого общества получили название «третьей мировой теории». Ливийский лидер считает свою теорию «универсальной», т.е. призванной стать идейной основой не только Ливии, мусульманских или арабских стран, но и всего человечества.
В первой части, озаглавленной «Решение проблемы демократии. Власть народа», дается анализ понятия «орудие правления», содержится критика политических систем, основанных на власти парламентов, классов, партий, обосновывается принцип «прямой народной демократии», осуществляемой всем народом через народные собрания и комитеты, рассматриваются вопросы общественного законодательства, руководства развитием общества и институтов СМИ. Единственным средством осуществления народной демократии у Каддафи выступают народные комитеты, управляющие отраслями общественного хозяйства, ответственные перед первичными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Во второй части книги — «Решение экономической проблемы. Социализм» — выдвигается идея создания такого общественного строя, при котором исключается возможность эксплуатации и устанавливается плановая экономика. В третьей части, которая названа «Социальные аспекты третьей мировой теории», Каддафи разъясняет основные проблемы социальной жизни и анализирует их с целью строительства новой массовой культуры, цивилизации: сохранение естественных различий между мужчиной и женщиной, ненасилие над детьми, равенство прав всех граждан.