Марксистская теория эксперимента

1идный большевистский теоретик 1920-х гг. 1.И. Аксельрод (Ортодокс) в своем «Курсе лек-1ий по историческому материализму» (прочи-анном в 1919 г. в Тамбове учителям Тамбов-жой губернии) высказал немало интересных со-)бражений относительно социальных и юторических экспериментов. Он проявил себя защитником исторических экспериментов и вра­чам тех ученых, кто считал социальные экспери­менты невозможными. В то время как в приро­де можно наблюдать постоянное повторение од­них и тех же явлений, в обществе все события /никальны, считали противники эксперименти­рования в обществе, а потому обществоведы будто бы лишены возможности искусственного воспроизведения явлений. Ни одно историчес­кое событие и ни одно историческое явление не похоже на другие, утверждали они. В историчес­кой действительности все происходит только один раз. Нельзя произвести в лаборатории Великую французскую революцию, мы не в со­стоянии воссоздать эпоху греко-персидских войн или время Реформации со всеми послед­ствиями этих великих событий, имевших такое глубокое влияние на ход исторического разви­тия. Кроме указанных причин в исторических со­бытиях действуют и могут оказать решающее влияние случайности. Если бы, например, отсут­ствовал тот или иной выдающийся деятель, на­пример Петр I, либо не удались его крупномас­штабные реформы государства, возможно, что вся история приняла другой вид. На самом деле, утверждал Л. Аксельрод, в истории и обществе царят такие же закономерности и правит регу-

лярность, какие обнаружены в природе. В обще­стве нет ничего случайного, стихийного, уни­кального. История также полна экспериментов, учил этот теоретик исторического материализ­ма, а потому она представляет собою лаборато­рию, в которой производятся опыты. Но истори­ческий эксперимент отличается тем, что ученый имеет здесь дело с сознательными индивида­ми, выбирающими способ поведения, а также с большими массами людей. Зная, насколько не-

Марксистская теория эксперимента - student2.ru

послушным является экспериментальный мате­риал, он с самого начала должен быть готов на неудачу. Кроме того, цитируем Аксельрода, «ис­торик или социолог — заинтересованное лицо, а потому в историческое исследование вносят­ся неизбежно субъективные элементы, окраши­вающие желательным цветом исследуемые со­бытия». На протяжении 70 лет существования советской власти подобные аргументы относи­тельно социального и исторического экспери­мента, во многом служившие теоретическим обоснованием проводимых в стране большеви­ками социально-экономических реформ, вос­производились философами, экономистами и социологами.

дожить ее. Он считал, что классовая борьба между пролетариатом и буржуа­зией перемещается после победы пролетариата в саму компартию, и, чтобы очищать партию от буржуазных перерожденцев, нужно постоянно развивать революцию. Претворение теории перманентной революции в практику при­вело в период так называемой «культурной революции» (1966—1976) к наци­ональной катастрофе, поставив страну на грань гражданской войны. Этот социальный эксперимент был окончен только после смерти Мао.

Другой пример — на протяжении последних 30 с лишним лет лидер Ли­вийской революции, один из наиболее выдающихся политических деятелей арабского мира Муаммар Каддафи проводил в своей стране широкомасштаб­ный социальный эксперимент, идейно-теоретической платформой которо­го явилось его произведение «Зеленая книга». Сформулированные в ней идеи развития человеческого общества получили название «третьей мировой тео­рии». Ливийский лидер считает свою теорию «универсальной», т.е. призван­ной стать идейной основой не только Ливии, мусульманских или арабских стран, но и всего человечества.

В первой части, озаглавленной «Решение проблемы демократии. Власть на­рода», дается анализ понятия «орудие правления», содержится критика полити­ческих систем, основанных на власти парламентов, классов, партий, обосновы­вается принцип «прямой народной демократии», осуществляемой всем народом через народные собрания и комитеты, рассматриваются вопросы общественного законодательства, руководства развитием общества и институтов СМИ. Един­ственным средством осуществления народной демократии у Каддафи выступа­ют народные комитеты, управляющие отраслями общественного хозяйства, от­ветственные перед первичными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Во второй части книги — «Решение экономической проблемы. Социализм» — выдвигается идея создания такого об­щественного строя, при котором исключается возможность эксплуатации и ус­танавливается плановая экономика. В третьей части, которая названа «Соци­альные аспекты третьей мировой теории», Каддафи разъясняет основные пробле­мы социальной жизни и анализирует их с целью строительства новой массовой культуры, цивилизации: сохранение естественных различий между мужчиной и женщиной, ненасилие над детьми, равенство прав всех граждан.



Наши рекомендации